три японских фильма - игровой и два анимационных.
все хорошие. все так или иначе отсылают к детским воспоминаниям и переживаниям.
как поживаете?
Любовное письмо
Love Letter
1995, режиссер Сюнджи Иваи
японская девушка Хироко Ватанабе оплакивает жениха Ицуки Фуджи, трагически погибшего в горах. прошел год, и после церемонии поминовения она подвозит его мать домой. там за разговорами находит в школьном альбоме его прежний адрес в другом городе. узнав, что дом давно снесен, поддается порыву и отправляет туда письмо - краткое: здрасьте, Йцукенг Ицуки, как поживаете?
вроде в никуда, ну просто так захотелось.
к ее удивлению, получает ответ: да ничо, здрасьте, простуда, а так ничо. с приветом, Ицуки.
завязывается переписка, о которой девушка не знает что и думать. но продолжает писать и получать ответы.
а зрителю показывают адресата, и это чрезвычайно занятный момент, правда, сразу надо смотреть внимательно, а не отвлекаться на свои заботы, как я - пришлось немножко пересматривать.
фильм в свое время получил огромную популярность в Японии и за пределами, получил награды. и это понятно.
кино светлое, нежное, полное переживаний и воспоминаний.
эти японские школьницы в матросских платьях, эти снежные пейзажи, вечные теплые кофты и одеяла, простуды и снегопады, поездки и невстречи. интересны эти школьные манеры - одноклассницы кучками подбегают к мальчику и сообщают ему, что такая-то хочет с ним дружить, даже если она и не просила. а уж если попросила - то прячься, мальчик, тебе так просто не уйти. странно, когда на соревнованиях парнишку с забинтованной ногой сбивает с ног соперник, они оба падают и страдают от боли, а те же девочки радостно хохочут, показывая пальцем.
ну и некоторые странноватые моменты, путаницы в школе было бы легко избежать, но такова уж интрига.
тем не менее, фильм приятный и нагоняет этакую светлую грусть. по тем не таким уж давним временам, когда чувства ценились больше, чем отношения.
и чудесная актриса эта Михо Накаяма.
Ещё вчера / Капельки воспоминаний
Omohide poro poro
1991, режиссер Исао Такахата (Studio Ghibli)
девушка Таэко берет десятидневный отпуск, но вместо комфортного отдыха или экзотического путешествия выбирает сельхозработы в отдаленном селении. там живет ее дальняя родня, там собирают шафран для производства красителей, и там все напоминает о детстве Таэко.
а еще там чудесные пейзажи - за них спасибо японской природе, художникам-мультипликаторам и еще труду людей, это специально подчеркивается в фильме, потому что он, как часто бывает в подобном кино (в т.ч. у Миядзаки) весьма заряжен экологически.
Таэко на вокзале встречает незнакомый ей парень, и она выражает желание немедленно, пока не начало палить солнце, начать работу на шафрановом поле. и боже, как это красиво - еще темное небо, золотые головки цветов и Таэко в старомодном чепчике :)
но не только про это фильм! важно: под грузом воспоминаний, легких и не очень, Таэко "взяла с собой" себя десятилетнюю - эти девчачьи секретики, насмешки одноклассниц, первый интерес мальчика из другого класса, разборки с родителями и сестрами, первый сценический опыт. вначале это может показаться ерундой, но постепенно становится понятно, как менялась и воспитывалась девочка в этой среде и какие болевые точки до сих пор дают о себе знать.
а ведь ей уже 27, у нее для токийской офисной работницы странное влечение к природе, и ей надо понимать, чем жить дальше.
чудное, негромкое и очень проникновенное кино о взрослении, о том, надо ли нести с собой все детские впечатления, и легко ли их отпустить.
и небольшая романтическая линия, до смешного напоминающая ту историю, случившуюся в детстве.
забавно, что совершенно японский по сюжету фильм содержит в саундтреке например венгерский фолк или перелицованную песню Бетт Мидлер. видимо, важно было показать, что планета и ее ценности во всем мире одинаковы по большому счету.
Мальчик и птица / Как поживаете?
Kimitachi wa Dou Ikiru ka
2023, режиссер Хаяо Миядзаки (Studio Ghibli)
1943 год, вторая мировая, Токио. пожар в госпитале, где находилась мама мальчика Махито. его отец не смог предотвратить беды, как и сам Махито, побежавший за ним на место пожара чуть ли не босиком. и у него осталось чувство вины, откуда ему понимать, что он бы не смог ничего изменить?
спустя пару лет отец и сын переезжают в родную деревню матери - там их ждет уже беременная будущая жена отца, младшая сестра погибшей мамы мальчика. она уже готова стать матерью не только будущему ребенку, но и Махито. только вот ему, в силу разных обстоятельств, нелегко это принять. а тут еще какая-то наглая цапля то в окно стучится, то налетает на него в поместье, то разговаривает, имитируя крики о помощи.
надо ли удивляться, что мальчика ждет некий потусторонний мир со своими законами и странными обитателями - дружественными (мало) и враждебными (легион) - и что Махито отведена важная роль в судьбе этого мира? а также некие временные парадоксы, перевоплощения персонажей и не слишком понятный итог, в котором неясно чего больше - победы или поражения.
это снова обращение к детству - детству самого Миядзаки. отсюда множество уже не раз использованных триггеров и любимых мотивов, отсюда может возникнуть ощущение вторичности. но если посмотреть по-другому - это квинтэссенция всего творчества человека, который вполне может закончить свою карьеру данным фильмом.
а какие здесь отсылки, Остров мертвых сразу наповал бьет.
не буду врать, что прямо все в сюжете мне понятно, к тому же логика постоянно хромает, говорят "нельзя этого делать" и тут же делают, целеполагания все время сбиваются. но зато после фильма все время об этом думаешь - это же лучше, чем выйти из зала и через два дня не вспомнить, про что фильм.
увидев в начале, как цапля влезает в тесное окно, сразу поняла, что будет много смешных моментов. так оно и вышло.
но важного и серьезного - гораздо больше.
и конечно - опять ошеломляюще красивые пейзажи - природа, замки, башни.
а интерьеры - не могу сказать, что они совсем японские, потому что у меня было ощущение, что я в них жила.
это хорошее кино. неоднозначное и многоуровневое, не всегда понятное. но хорошее.