пять более или менее свежих фильмов.
все хорошие и даже отличные. во всяком случае, для меня.
Короли интриги
El cuento de las comadrejas
2019, режиссер Хуан Хосе Кампанелья
когда-то знаменитая актриса Мара Ордаз (Грасьела Борхес) живет в большом старинном доме с парализованным мужем и еще двумя коллегами из мира кино. пересматривает свои фильмы, сожалеет о потере популярности, препирается с мужчинами. и вдруг на пороге появляется ехавшая мимо парочка с просьбой о помощи. о, парень ее узнает, целует руки, помнит ее роли... а подружка (Клара Лаго) всячески подпевает, намекая, что жизнь в глуши губит Мару, а стоит появиться в столице - как ее тут же снова задействуют в кино, будут приглашать на мероприятия и оказывать почести.
тщеславная Мара загорается, но куда более трезвомыслящие коллеги начинают понимать, что это грозит им выселением в дом престарелых.
фильм снят по мотивам старой аргентинской черной комедии. некоторая чернота сохранена, а вот комедией назвать фильм сложно - в нем больше грусти, чем смеха, хотя юмора тоже хватает. мошенники, играющие на наивности стариков - нынче очень актуальная тема, напоминающая о множестве реальных прецедентов. да и сами актеры вызывают сочувствие, они очень реалистично показывают опасения и разочарования, запустившие механизм, который способен помешать уже начатой сделке, ведь откатить назад без потерь ее не удастся.
тем не менее, фильм достаточно симпатичный, неторопливый, атмосферный.
кстати, оригинальное название куда менее безликое, чем в русском варианте, я бы давно посмотрела "Сказку о ласках", а вот "Короли интриги" у меня долго ждали просмотра, я ожидала нечто иное и для меня менее интересное.
ласки здесь - мелкие хищники, досаждавшие пенсионерам, один из которых их периодически отстреливает.
если где-то понадобится сыграть молоденькую ипостась Борхес, следует пригласить на ее роль Майю Хоук - идеальное сходство, как будто внучка, которая вся в бабушку. а бабушке, кстати, фамилия-псевдоним лично пожалована писателем Борхесом.
и если вам нравятся фильмы про стариков-разбойников, которые впрягаются отстаивать справедливость или свои интересы, берите. рыдать не придется, а вот улыбнуться - наверняка.
Залечь на дно в Брюгге
In Bruges
2008, режиссер Мартин Макдона
двое провинившихся киллеров сосланы из Англии в тихий туристический Брюгге, отсидеться.
их курирует старшой, Гарри (Рэйф Файнс). велит безвылазно сидеть в конкретном отеле и ждать дальнейших распоряжений.
Рэй (Колин Фаррелл) и есть причина наказания, а Кен (Брендан Глисон) за него в ответе, в итоге оба должны расплачиваться за роковую оплошность в работе.
вопреки тематике, это вовсе не фильм исключительно про жесткие бандитские разборки (хотя они тоже есть), а почти элегия с признанием любви к Брюгге.
когда Гарри наконец дозванивается, указания предваряет лирический монолог о прекрасном городе его детства. а дальше начинается самое главное, но фоном-то уже происходит та самая жесть. потому что Рэй плохо владеет собственными эмоциями, ну а Кену опять отвечать.
сюжетная линия приобретает некоторую замысловатость с философскими подтекстами, а зритель внезапно проникается если и не симпатией, но пониманием этих странных и не слишком крутых парней, у которых, оказывается, есть и определенные кодексы, и чувство вины им не чуждо, а еще у них натуры сентиментальные - правда, у каждого по-своему.
и все это на фоне действительно красивого Брюгге с его готичными очертаниями, первым снежком, приветливой хозяйкой гостиницы, съемочной группой с карликом, авантюрной девицей (Клеманс Поэзи) и маленьким маскарадом под меланхоличную музыку в финале. отсылки ко многим хорошим вещам считываются. а про "А теперь не смотри" и считывать не надо - прямое упоминание.
внезапно несколько знакомых лиц на втором плане - например, Анна Мэделей (экономка из "
О всех созданиях...") и Текла Рётен (главная героиня из "
Марионетки"). ну и не поименованный в титрах, но опознанный Киеран Хайндс.
пожалуй, для меня Макдона перекликается с Йенсеном.
довольно маргинальные персонажи с простоватыми повадками и внезапно интересным внутренним миром; странные поступки с определенной смысловой изнанкой; непафосное и негромкое, интимное повествование; смеяться и плакать. черные трагикомедии как есть.
Бондлькрамер и вечная любовь
Der Boandlkramer und die ewige Liebe
2021, режиссер Йозеф Фильсмайер
Бондлькрамер (Михаэль Хербиг) служит проводником умерших на тот свет. как бы персонификация смерти. сутулый, с жутковатой физиономией под черной шляпой - его видят только умирающие, и это их навряд ли утешает.
симпатичная Гефи (Ханна Херцшпрунг) отчаялась дождаться воевавшего мужа, без вести пропавшего в русском плену. ее обхаживает кавалер, а вот сынок Максль всеми силами противится появлению отчима.
вследствие этого мальчик попадает под машину, но прибывший Бондлькрамер так очаровывается милой Гефи, что жалеет ребенка. нарушив некое равновесие мира, он получает нагоняй от высших сил, но находится компромиссное решение с возможностью попытаться очаровать женщину и даже добиться ее руки.
милейшее доброе и смешное кино, снятое по одному из рассказов ученого-минералога и писателя-фольклориста Вольфганга Кобелля. это второй фильм цикла, не знаю, есть ли в доступе переведенный первый, но и второй вполне себе самостоятельно смотрится. а будет ли продолжение - не факт, по крайней мере, этот режиссер уже умер.
перевод porcellus - вполне достойный, правда, неологизмы используются порой в несколько непривычном значении.
а Хербиг в главной роли прекрасен.
это землистое отекшее лицо, ужасные зубы, заплетающаяся походка и подстреленные штаны - все это очень выразительно и смешно. он не то чтобы страшен, хотя и жутковат, но между тем очень мил и трогателен, а как он пытается очаровать Гефи - шикарные эпизоды. это отличное комедийное дарование. имитация чаплинских танцев - ооо) а мимика!
можно углядеть отсылки к очень многим произведениям, но рассказы начали выходить в 1871 году и основаны на баварском фольклоре, так что это еще вопрос, кто у кого.
замечательный фильм, в котором смерть выглядит совсем не демонически и может быть побеждена, потому что чуду всегда есть место.
одна из тех жемчужин, ради которых я перелопачиваю малоизвестное, не всегда хорошее кино.
RRR: Рядом ревет революция
RRR (Rise Roar Revolt)
2022, режиссер С. С. Раджамаули
жена английского губернатора в Индии насильственно увозит миленькую девочку из мирного земледельческого племени. дама недооценила обычай, по которому племя непременно будет мстить и спасать своего ребенка.
но это еще не все - в недрах населения назревают протесты, которые вот-вот выльются в полноценное освободительное движение.
а пока что в полиции колонизаторов служит индиец, которому поручено выследить и обезвредить потенциального, пока неизвестного мстителя.
но происходит несчастный случай, и мститель и полицейский оказываются рядом и совместно спасают попавшего в опасную ситуацию мальчика.
танцы, песни, хороводы, население наряжается в праздничные одежды и выстраивается в пирамиду, на вершине которой два спасателя становятся навек побратимами.
это совершенно ошеломительное эпичное кино, в котором переплетены мужская дружба, вековая вражда, патриотизм, сила воли, работа под прикрытием, несгибаемость и немножко романтики.
это гимн освободителям Индии от колониального ига. главные герои - реальные лица, правда, их история несколько приукрашена, исторические факты подтасованы, а финал на самом деле не так уж радужен.
но традиционные составляющие жанра - песни, хореография, трогательные и смешные моменты, совершенно нереальная эквилибристика всех видов и шикарное качество монтажа, съемки и спецэффектов - делают фильм зрелищем незабываемым и захватывающим.
это не совсем мой вариант "смеяться и плакать", но тоже вполне впечатляющий. смеяться и переживать.
уже
упоминала о фильме, но это было без полноценного рассказа. хотя в комментариях и получилось практически обсуждение с подробностями.
Судзумэ, закрывающая двери
Suzume no tojimari
2022, режиссер Макото Синкай
старшеклассницу Судзумэ воспитывает тетя, ее мама погибла 12 лет назад. надо ли напоминать, что землетрясения - один из важных факторов ЧС для Японии, породивший свою мифологию и своих чудовищ?
однажды девушка встречает красивого парня, который спросил дорогу в заброшенный район с руинами.
почувствовав тревогу, Судзумэ бросается вдогонку, а там ее ждет нечто необычное - дверь в никуда, а рядом странный камень, который она нечаянно превращает в котенка.
в общем-то, как с японскими историями бывает, происшедшее чем дальше, тем бредовее. особенно - человек, превратившийся в трехногий детский стульчик. но это быстро принимается, потому что девочку со стульчиком ждут такие приключения, что не раз приходится затаивать дыхание и потом выдыхать, но ненадолго.
Судзумэ совершит непростое путешествие практически через всю Японию, и ей будут встречаться люди, бескорыстно помогающие, а догонять котенка, еще и слегка волшебного, который много лет ждал свободы передвижения - дело непростое. но у нее - особая миссия.
как всегда красиво, душевно, местами страшно, несколько парадоксально, и обращение к фольклору здесь весьма уместно.
про рыбу Намадзу, предвещающую землетрясения, я еще в детстве прочитала у Аксенова. здесь этот образ принимает очень зловещее значение и выглядит как жуткая катастрофа - огромный красный фонтанирующий злой энергией червь, пронизывающий пространство в местах, где вскоре будет землетрясение и погибнет много людей.
а еще - за непонятной дверью можно не только пропасть в потустороннем мире, но и разрешить свои детские психотравмы, вернуть себе себя.