Click to view
Иван Николаевич Диденко в поисках инструментов патриотизма добрался до Пригожина. Я с интересом слушаю драматические разборы Ивана и не против патриотизма. Я сам патриот: "С такою землёю пойдёшь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть!" - но речь не о том. Так совпало, что чуть более года назад, после Пригожинского мятежа, я неожиданно додумался:
"Мятежи укрепляют власть государя", - и оставил заметку. П
одчеркну, сам додумался, а вот недавно, помимо вышеуказанного творческого выступления, прочёл в книге Бориса Миронова "Российская империя" следующее: "Народные бунты были моментами истины для власти, способствовали не столько расшатыванию, сколько укреплению существовавшего режима. Во-первых, бунты служили своего рода спасательными клапанами, через которые недовольство выходило наружу и реализовывалось в разрушениях, убийствах чиновников, помещиков и других лиц, в чём-то провинившихся перед народом и виноватых в его тяжёлом положении. Это временно освобождало народ от негативного отношения к существующему порядку, бюрократии и дворянству, создавало предпосылки для наступления новой фазы терпения и ожидания, Во-вторых, администрация устраняла самых активных из недовольных (ссылка, тюрьма, казнь), что устрашало и лишало народ лидеров. Наконец, верховная власть вносила поправки в порядок управления, в социальные отношения, укрепляла административный аппарат, После бунтов 1648 г. - новый свод законов и реформы, после Пугачёва - реформа местного управления, после выступления декабристов - реформа государственной деревни, подготовка отмены крепостного права, изменение экономической политики и т.д., после революции 1905-1907 гг. - Столыпинская реформа, политические реформы. Фабричное законодательство 1880-1900-х гг. было ответом на растущее рабочее движение" (стр. 775, 2 том).
Не понимаю, какие у нашего профессора могут быть претензии к Марксу? Он дал иллюстрацию к основному положению "Коммунистического манифеста": "История есть история борьбы классов".
Эта тенденция, когда реформы проводят после расправы с бунтовщиками, она общая для всех стран. Мне обычно вспоминается в качестве иллюстрации мятеж белой североамериканской бедноты под названием "восстание Джона Брауна". Самого Джона и кого-то ещё казнили, но после этого провели некоторые реформы.
Казнили Пригожина, или то была техническая неисправность - неважно. Он свою роль исполнил, но это не то лицо, которое подходит патриотизму. Может быть, буржуазному новорусскому патриотизму подходит, но мне с ним не по пути. Мне не по пути с человеком, который наварился в 90-е, даже если бы не было обвинений в краже, мошенничестве и разбое. Он стриг капусту там, где мог, и неважно ему было, грабить в подворотне, продавать хот-доги или позировать на фоне погибших. Если под патриотические лозунги можно получить государственное финансирование, он будет исполнять роль патриота, но речь не о том.
Снова повторю, мятежи укрепляют власть государя, и в этом смысле мятежник - инструмент патриотизма, но я думаю, что у меня с государем разные отечества. Моё отечество как у товарища Маяковского, я надеюсь.