Сказал имам Ибн аль-Джавзи (508-597 х/1115-1201 м):
إذا وقعت في محنة يصعب الخلاص منها فليس لك إلا الدعاء واللجأ إلى الله بعد أن تقدم التوبة من الذنوب.
فإن الزلل يوجب العقوبة فإذا زال الزلل بالتوبة من الذنوب ارتفع السبب.
فإذا ثبت ودعوت ولم تر للإجابة أثراً فتقد أمرك، فربما كانت التوبة ما صحت فصصحها ثم ادع ولا تمل من الدعاء.
فربما كانت المصلحة في تأخير الإجابة، وربما لم تكن المصلحة في الإجابة، فأنت تثاب وتجاب إلى منافعك.
ومن منافعك أن لا تعطي ما طلبت بل تعوض غيره.
فإذا جاء إبليس فقال كم تدعوه ولا ترى إجابة، فقل أنا أتعبد بالدعاء. وأنا موقن أن الجواب حاصل.
غير أنه ربما كان تأخيره لبعض المصالح، فهو يجيء في وقت مناسب، ولو لم يحصل حصل التعبد والذل.
فإياك أن تسأل شيئاً إلا وتقرنه بسؤال الخيرة.
فرب مطلوب من الدنيا كان حصوله سبباً للهلاك
«Если ты оказался в затруднении, из которого тяжело выбраться, единственное, что ты можешь - это сделать дуа и попросить убежища у Аллаха после того, как ты раскаялся в своих грехах, потому что грех требует наказания. Таким образом, когда грехи прощены, причины для наказания больше не существует.
И если ты раскаялся и сделал дуа, но не увидел никаких признаков ответа, посмотри на свои дела. Может быть, покаяние было неправильным, тогда исправь это, затем снова сделай дуа и никогда не уставай делать дуа. Может быть, польза заключается именно в задержке ответа, и может быть, польза заключается в отсутствии ответа, так что ты можешь быть вознагражден и получишь ответ так, что это принесет наибольшую пользу для тебя. И может быть, польза заключается в том, чтобы ты не получил то, чего просил, а получил взамен нечто другое.
Поэтому, если приходит Иблис и говорит тебе: «Сколько раз ты взывал к Нему, но так и не получил ответа!», ты скажи: «Я поклоняюсь Аллаху, делая дуа, и я уверен, что ответ придет». Скажи: «Может быть, в задержке ответа есть добро для меня, и даже если ответа не будет, мое поклонение и смирение уже состоялись».
Поэтому, не проси чего-либо, кроме как, соединив это с просьбой того, что лучше, потому что возникновение многих пожеланий о мирской жизни были причиной гибели».
Источник: "Сайд аль-Хатир",
1/114.