Сказал имам Абу Хамид аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):
وأما شرف العلم والعقل فمدرك بضرورة العقل والشرع والحس. أما الشرع، فقد قال عليه السلام: " أول ما خلق الله العقل. فقال له أقبل فأقبل، ثم قال له أدبر فأدبر. ثم قال: وعزتي وجلالي ما خلقت خلقاً أكرم عليّ منك، بك آخذ وبك أعطي وبك أثيب وبك أعاقب " .
И достоинство знаний и разума постигается выводами разума, Шариата и чувств. Что касается Шариата, то пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «После того, как Аллах создал разум, Он сказал ему: «Приблизься», и он приблизился, потом Он сказал ему: «Отойди», и он отдалился, потом Он сказал: «Клянусь Своим могуществом и Величием, ты для меня дороже всех Моих созданий, тобою Я беру, тобою Я даю, и тобою Я наказываю»*.
* Примечание: аль-Ираки в «Тахридж Ихъя Улюм ад-Дин», 1/117 назвал иснад хадиса слабым; Ибн Таймийа в «Маджму фатава» (18/336) назвал хадис выдуманным
وهذا العقل الذي يدرك به الإنسان الأشياء يجري من العقل الأول الذي خلق الله عز وجل مجرى النور من الشمس. فإن هذه العقول عقول بالإضافة إلى الأشخاص وذلك مطلق من غير إضافة. وأما دلالة العقل على شرف العقل، فهو أن ما لا ينال سعادة الدنيا والآخرة إلا به، فكيف لا يكون أشرف الأشياء؟ وبالعقل صار الإنسان خليفة الله وبه تقرب إليه وبه تم دينه. ولذلك قال عليه السلام: " لا دين لمن لا عقل له " ، وقال: " لا يعجبكم إسلام امرئ حتى تعرفوا عقله " . ولهذا قيل: " من لم يكن عقله أغلب خصال الخير عليه، كان حتفه في أغلب خصال الشر عليه " ،
Этот разум, которым человек познаёт вещи, идёт от Первого Разума, который Аллах создал как свет для солнца, эти разумы - разумы по отношению к людям, а тот - абсолютный, не относящийся ни к чему. А свидетельство разума о достоинстве разума - то, что без него невозможно достичь счастья ни в этой, ни в загробной жизни, и как ему не быть благороднее всего, ведь из-за него человек стал наместником Аллаха, с его помощью он приближается к Нему и им дополняется его вера. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет веры у того, кто не имеет разума»*. И сказал: «Не радуйтесь Исламу человека, пока не узнаете его ум»**. И поэтому говорят: «Тот, чей разум не является главной гроздью добра в нём, погибнет от главной грозди добра в нём».
* Примечание: Передал Байхакъи в «Шуаб аль-иман», (№
4644), сказав, что в цепи передачи - обвинённый во лжи Хамид бен Адам.
Ибн Хиббан в "Аль-Маджрухин" назвал хадис отвергаемым (мункар)
Албани в «Сахих ва даиф джами’ ас-сагир» (№
8546), назвал хадис выдуманным
** Примечание: Передал Байхакъи в «Шуаб аль-иман», (№
4643) в его иснаде - Али ибн аль-Хасан аль-Шафии, который - слаб, а также в «Шуаб аль-иман», (№
4641), и в иснаде - Исхак ибн Аби Фарах, который - слаб.
وناهيك به شرفاً أن قد شبّه الله سبحانه العقل بالنور فقال: (اللهُ نورُ السَّمَواتِ وَالأَرْضِ)، أي منورهما، وأكثر ما يطلق النور والظلمات في القرآن على العلم والجهل، مثل قوله تعالى: (اللهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يَخْرِجُهُمْ مِنَ الظُّلُماتِ إلى النُّورِ)، وإنما كان ذلك بالعقل، ولذلك قال عليه السلام لعلي رضي الله عنه: " إذا تقرب الناس لخالقهم بأبواب البر، فتقرب أنت بعقلك، تتنعم بالدرجات والزلفى عند الناس في الدنيا، وعند الله في الآخرة " .
И на высокое положение (разума) указывает то, что Аллах сравнил его со светом в словах: «Аллах - свет небес и земли» (24: 35), т.е. озаривший их. И чаще всего свет и тьма в Коране означают невежество и знание, как Его слова: «Аллах - Покровитель тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету» (2: 257), и всё это посредством разума, и поэтому Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, обращаясь к Али: «Если люди приближаются к Создателю через праведность, то ты приближайся к Нему через твой разум - будешь наслаждаться положением и высоким достоинством среди людей в земной жизни и у Аллаха в загробной»*.
* Примечание: Я (Абу Умар ас-Сахаби) не смог найти этого хадиса ни в каком из сборников сунны
Источник: Газали, "Мизан аль-амаль"/"Весы деяний",
(1/44)