Сказал имам Абу Хамид аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):
الوظيفة الثالثة: أن لا يتكبر على العلم وأهله ولا يتآمر على المعلم، بل يلقي إليه بزمام أمره، في تفصيل طريق التعلم، ويذعن لنصحه إذعان المريض للطبيب. أما التكبر على العلم، فإنه يستنكف من استفادته ممن يعرفه، وهو عين الحمق، بل الحكمة ضالة كل حكيم. فحيث يجدها، ينبغي أن يغتنمها، ويستفيدها، ويتقلد بها المنة.
فَالعِلْمُ حَربٌ لِلفَتى المتَعَالِي ... كَالسَّيْل حَربٌ لِلمَكَانِ العَالِي
Третья обязанность: ученик не должен быть высокомерным по отношению к знаниям и к обладателям ими, приказывать учителю, но должен отдаваться под его управление на пути обучения и прислушиваться к его советам, как больной прислушивается к советам доктора. А что касается высокомерности по отношению к знаниям, то если он, возгордясь, откажется получать пользу от знающего человека, то это - самая большая глупость, поскольку мудрость - предмет исканий каждого мудреца, и где бы он её не нашёл, он должен взять её и использовать для укрепления своей силы.
И знание - беда для высокомерного юноши,
Как поток - беда для возвышенного места.
ومهما أشار المعلم في طريق التعلم بما يراه المتعلم عين الخطأ ويعتقده قطعاً، فليتهم نفسه وليصبر، وليتبع معلمه، فإن خطأ معلمه خير من صواب نفسه، كسالك الطريق يكون قد استفاد بالتجربة ما يتعجب المبتدئ منه. وعلى هذا نبّه الله تعالى في قصة الخضر وموسى فإنه قال: (هَل اتَّبعُكَ عَلى أن تُعَلِّمَنِ ممَّا عُلِّمْتَ رُشْداً)، إلى قوله: (فَلاَ تَسْأَلْني عَنْ شيء حتى أحْدِثَ لَكَ مِنْهُ ذِكْراً). ثم لم يصبر وراجعه وراده إلى أن قال: (هَذَا فِراقٌ بَيني وَبَينك). ثم نبّه على أسرار ما استبعده، كما ورد به القرآن، فعرف الله موسى أن العلم يعلم ما لا ينتهي إليه عقل المتعلم ووهمه. وبالجملة فكل متعلم لم يتبع مراسم معلمه في طريق التعلم، فأحكم عليه بالإخفاق وقلة النجح، فإن قلت فقد قال الله تعالى: (فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذَّكْرِ إِنْ كُنْتُم لاَ تَعْلَمُون)، فاعلم أن هذا ليس مناقضاً لمنع موسى من السؤال، ولا لما ذكرناه، لأن النهي هو منع عن طلب، ما لم يبلغ إلى حدّ يدركه. فإذا منعه المعلّم من السؤال عنه، فليمتنع. والأمر هو حثّ على معرفة تفصيل ما تقتضيه رتبته من العلم
…И если учитель во время обучения скажет то, что, как считает ученик, является несомненной ошибкой, и он твёрдо уверен в этом - пусть обвинит себя, сдержится и последует за своим учителем, ибо ошибка его учителя лучше, чем его собственная правота, (и учитель) как странник, который многому научился, и это может поразить начинающего. На это указал Всевышний Аллах в истории Хидра и Мусы, мир им, когда Муса сказал: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» (18: 66) и до слов Хиджра: «…то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом» (18: 70). Потом у Мусы не хватило терпения, он всё продолжал задавать вопросы, пока ему не было сказано: Здесь я с тобой расстанусь» (18: 78). И потом, учитель знает то, чего не постигает разум ученика и его воображение, и вообще каждый ученик, который не следует указаниям учителя на пути получения знаний, должен знать, что не будет ему сопутствовать удача и он потерпит поражение. А если ты скажешь: «Ведь Всевышний сказал: Если вы не знаете, то спросите у обладателей напоминания» (16: 43), то знай, что это не противоречит тому, что Мусе, мир ему, было запрещено спрашивать, ни тому, что сказали мы, потому что запрет - это когда не разрешается искать то, что он ещё не может понять, и если учитель запретил ему задавать вопросы - пусть не делает этого. А приказ - это побуждение узнать подробно то, что предполагает (соответствие) степеней его знаний.
"Мизан аль-амаль"/"Весы деяний", (1/
47-
48)