Сказал имам
аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):
بل نضرب مثالاً يقرب من فهم الخلق كافة، فما من فقيه إلا وقد اعتقد في المذكورين من العلماء مثل أبي حنيفة والشافعي وغيرهما، رتبة تتقاضاه التعظيم. وهذا يشترك فيه الخلق، ولكن ليس من يتصفح تصنيف مصنف، فيرى فيه من عجائب صنعه وبدائع حذقه، يبقى اعتقاده في التعظيم على ما كان عليه قبل معرفته، بل لا يزال يطلع على صفة غريبة له في كلامه وتصنيفه أو شعره، وتزداد نفسه له تعظيماً وتوقيراً واعتقاداً. فمن عرف أن الله صانع العالم، كمن عرف أن زيداً متميز عن غيره، بكونه ناظم ديوان، ومصنف كتاب. وأين هذا من اعتقاد من تصفح الشعر، فرأى فيه غرائبه؟ فهذا يعتقد عظمته ورتبته اعتقاداً راسخاً عن تحقيق وبصيرة والآخر يعتقد اعتقاداً مجملاً ضعيفاً، غير مدرك بالبصيرة والتحقيق. وهذا فرق بين رتبة العوام وذوي البصائر في هذا الأمر الواحد.
والعالم بما فيه من العجائب تصنيف الله وتأليفه وإبداعه واختراعه، والنفس جزء من أجزاء العالم، وكل جزء من أجزاء العالم مشحون بالعجائب، فلا يزال الباحث عنها مستفيداً زيادة اعتقاد، وتأكيد إيمان، ولذلك حثّ الله على التفكر في الأنفس والآفاق وملكوت السموات والأرض
Не такого факиха, который бы не считал, что упомянутые учёные, такие как Абу Ханифа, аш-Шафии, занимают положение, заставляющее уважать и возвеличивать их, и это касается всех людей. Но тот, кто полистает сочинения одного из них и увидит в них чудеса, созданные им, его великолепное мастерство, - убедится в его величии. Всё сильнее уверяясь в необычайности его слов, произведений и стихов, он станет уважать его ещё больше, с ещё большим основанием. И того, кто знает, что Аллах, субханаХу ва Таала, - создатель мира, можно сравнить с тем, кто знает, что Зейд отличается от других тем, что составил сборник (стихов) и написал книгу. Разве можно сравнить его (убеждённость) с убеждённостью того, кто прочитал его стихи и нашёл их прекрасными, изучил его труд и нашёл в нём много удивительного? Этот человек убедился в его величии и высоком положении, основываясь на доказательствах и разуме. А убеждённость другого, (не прочитавшего книгу Зайда) - слабая, ведь он достиг её не через собственное осознание и без использования доказательств - это и есть разница в положении простых людей и знающих относительно только этого одного вопроса, а мир содержит в себе великое множество чудес - Его творения, произведения, создания и изобретения; и душа - часть этого мира, и каждая часть этого мира наполнена чудесами. И тот, кто изучает их, непрестанно получает пользу в виде укрепления уверенности и убеждённости в вере. Поэтому Аллах, субханаХу ва Таала, Своими словами часто побуждает людей о душе, об мире и царствиях небес и земли.
Источник: Газали, "Мизан аль-амаль"/"Весы деяний",
1/12