Изменяйся! И не оправдывайся предопределением!

Apr 22, 2013 20:16

Сказал имам Абу Хамид аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):

لقد ظنّ بعض المائلين إلى البطالة أن الخُلق كالخَلق، فلا يقبل التغيير. والتفت إلى قوله عليه السلام: " فرغ الله من الخلق " . وظن أن المطمع في تغيير الخلق، طمع في تغيير خلق الله عز وجل، وذهل عن قوله عليه السلام: " حسّنوا أخلاقكم " . وإن ذلك لو لم يكن ممكناً، لما أمر به، ولو امتنع ذلك لبطلت الوصايا والمواعظ والترغيب والترهيب، فإن الأفعال نتائج الأخلاق، كما أن الهويّ إلى أسفل نتيجة الثقل الطبيعي، فلم يتوجه الملام إلى أحدهما دون الآخر. بل كيف ينكر تهذيب الإنسان مع استيلاء عقله، وتغيير خلق البهائم ممكن، إذ ينتقل الصيد من التوحش إلى التأنس، والكلب من الأكل إلى التأدب، والفرس من الجماح إلى السلاسة، وكل ذلك تغيير خلق؟ والقول الشافي فيه أن ما خلق الله سبحانه قسمان: قسم لا فعل لنا فيه، كالسماء والكواكب، بل أعضاء أبداننا وأجزائها، وما هو حاصل بالفعل، والقسم الثاني ما خلق وجعلت فيه قوة لقبول كمال بعده، إذا وجد شرط التربية

Склоняющиеся к заблуждению считают, что характер - как врождённые качества, они смотрят на принадлежащие пророку, мир ему, слова: «Аллах завершил сотворённое» и думают, что желанием изменить характер движет стремление изменить то, что создал Аллах забывая его слова: «Совершенствуйте свой характер». Если бы это было невозможно, то он бы не приказал делать это, и наставления, проповеди, побуждение и устрашение потеряли бы смысл, ибо поступки - следствие характера, так же, как падение вниз - следствие природной тяжести, так почему же они порицают одно и не обращают внимание на другое? Как можно отрицать улучшение характера человека, которым управляет разум, если возможно изменение характера животных: диких животных приручают, и они становятся домашними, собаки перестают кусаться и поддаются дрессировке, лошадь из необузданной превращается в послушную - всё это - (свидетельство) изменения характера. И в заключение (следует отметить), что всё созданное Аллахом делиться на две части. (Первая часть) - это то, на что мы не можем повлиять, - небо, звёзды, даже органы нашего тела и его части, и это на самом деле так. И вторая - то, что было сотворено, неся в себе возможность изменения и совершенствования после этого, но только при условии работы над ним и развития».

Источник: Газали, "Мизан аль-амаль"/"Весы деяний", 1/21

Газали, Предопределение

Previous post Next post
Up