Хукм муджассима согласно шафиитскому мазхабу

Nov 30, 2012 07:30


У шафиитов имеется три мнения по отношению к таджсиму и муджассима:

1. Общее неверие

2. Не является безусловным неверием.

3. Подробное рассмотрение. Таджсим выраженный прямыми словами, является неверием, а выраженный косвенно не является неверием. Таджсим выраженный прямо - это  слова «Аллах это тело, обладающий размерами», косвенный -  утверждение того, что приводит к таджисиму или выражение, что Всевышний это тело, но не подобное другим телам.

Вот некоторые цитаты шафиитов об этом.

Султан ученых, имам Иззуддин ибн Абдуссалам (577-660 х/1181-1262 м) сказал в книге «Къаваид» (1/202):

قد رجع الأشعري رحمه الله عند موته عن تكفير أهل القبلة , لأن الجهل بالصفات ليس جهلا بالموصوفات

وقال : اختلفنا في عبارات والمشار إليه واحد , وقد مثل ذلك بمن كتب إلى عبيده » فأمرهم ونهاهم » فاختلفوا في صفاته هل هو أبيض أو أسود أو أحمر أو أسمر ؟ فلا يجوز أن يقال : إن اختلافهم في » صفته » اختلاف في كونه سيدهم المستحق لطاعتهم وعبادتهم , فكذلك اختلاف المسلمين في صفات الإله » ليس » اختلافا في كونه سبحانه وتعالى في جهة » » كونه خالقهم » وسيدهم المستحق لطاعتهم

فإن قيل : يلزم من الاختلاف في كونه سبحانه » وتعالى » في جهة كونه حادثا قلنا : لازم المذهب ليس بمذهب , لأن المجسمة جازمون بأنه في جهة وجازمون بأنه قديم أزلي ليس بمحدث

«Аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах, перед смертью отказался от обвинения в неверии людей киблы, потому что незнание сифатов (атрибутов), не означает незнание описываемого (т.е. если человек, не имеет  знаний о сифатах Аллаха, это не значит, что он не ведает о Всевышнем).

Он сказал: «У нас разногласие в выражениях, а смысл один». Он привел этому пример человека, который написал к своим рабам «Он повелел им и запретил». У них было разногласие в его описании, он белый, черный, краснокожий или смуглый? Нельзя сказать, что их разногласия в качествах господина, это разногласие в том, что заслуживает ли их господин того, чтобы ему подчинялись и служили.

Вот также разногласие мусульман в сифатах Аллаха, не означает, что существуют разногласия в том, что Он Творец и разногласия в том, что достоин ли Он поклонения. Если кто-то скажет, что из разногласия  в нахождении Аллаха в какой-то стороне вытекает, что Он сотворенный, то мы скажем: «Вытекающее из мазхаба, не является мазхабом, хоть муджассимы убеждены в том, что Аллах находится в стороне, но они также убеждены, что Он вечный, и не является сотворенным».

Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «Аль-Маджму’» (4/150) сказал:

قد ذكرنا أن من يكفر ببدعته لا تصح الصلاة وراءه , ومن لا يكفر تصح , فممن يكفر من يجسم تجسيما صريحا , ومن ينكر العلم بالجزئيات

«Выше упомянуто, что не принимается намаз, совершённый за человеком, ставшим неверным из-за своего новшества. Принимается намаз за нововведенцем, привнёсшим новшество не приводящее к неверию. Из числа тех, кто попадает в неверие тот, кто совершает явный таджсим, также тот, кто отрицает знание Всевышнего о мелких частицах, становится неверным».

В книге «Равзат ат-Талибин» (10/64) имам ан-Навави пишет:

ويحصل ذلك  أي الردة تارة بالقول الذي هو كفر وتارة بالفعل والأفعال الموجبة للكفر هي التي تصدر عن تعمد واستهزاء بالدين صريح كالسجود للصنم أو للشمس وإلقاء المصحف في القاذورات والسحر الذي فيه عبادة الشمس ونحوها

قال الإمام في بعض التعاليق عن شيخي أن الفعل بمجرده لا يكون كفرا قال وهذا زلل عظيم من المعلق ذكرته للتنبيه على غلطه وتحصل الردة بالقول الذي هو كفر سواء صدر عن اعتقاد أو عناء أو استهزاء

هذا قول جملي وأما التفصيل فقال المتولي من اعتقد قدم العالم أو حدوث الصانع أو نفى ما هو ثابت للقديم بالإجماع ككونه عالما قادرا أو أثبت ما هو منفي عنه بالإجماع كالألوان أو أثبت له الاتصال والانفصال كان كافرا

«Это (вероотступничество) происходит иногда из-за слов, иногда из-за действий. Действия, приводящие к неверию, которые исходят из упрямства или издевательства над религией, таких как земной поклон идолу или солнцу, бросание Корана в грязное место, колдовство, в котором есть поклонение солнцу и подобное этому.

В некоторых комментариях имам ан-Навави поясняет ошибку того, кто сказал: «Отдельно действие не является неверием». Имам сказал: «Это большая ошибка, о которой я упомянул, чтобы предупредить его об ошибке. Вероотступничество происходит от слов будь они от убеждений, упрямства или издевательств».

Это высказывание обобщённое, что касается детального изучения, аль-Мутавали сказал: «Неверным является тот, кто убеждён в безначальности всего сотворённого, в сотворённости Творца или отрицающий единогласное мнение учёных в том, что Всевышний является Всезнающим, Всемогущим или отрицающий единогласное мнение учёных в том, что Всевышнему не присущи, например цвета…»

Шейхуль Ислам Закарийя аль-Ансари (823-926 х/1420-1520 м) в книге «Асна аль-Маталиб» (4/117) пишет:

وأورد في المهمات على الأخير أن المجسمة ملتزمون بالألوان مع أنا لا نكفرهم على المشهور كما سيأتي في الشهادات قال لكن في شرح المهذب في صفة الأئمة الجزم بتكفيرهم

«Передал в конце раздела важных вещей, что муджсимов, приписывающих  цвет, хоть и не считают неверными, смотря на достоверное слово (придёт этому объяснение в разделе свидетельств), но всё таки в шархе «Аль-Мухаззаб» приводится утверждение об их такфире.

В «Хашияте» к этим словам имам Шамсуддин ар-Рамли (919-1004 х/1513-1596 м) сказал:

( قوله : مع أنا لا نكفرهم على المشهور ) , وهو الراجح ( قوله : قال لكن في شرح المهذب في صفة الأئمة إلخ ) , قال شيخنا الأصح الأول

«Его слова «хоть и не считают неверными, смотря на достоверное слово» являются предпочтительными, а слова «но всё таки в шархе «Аль-Мухаззаб» приводится утверждение о их такфире» сказал наш шейх, что первые слова (отказ от такфира) наиболее достоверные».

Имам ар-Рамли в комментариях на книгу «Асна аль-Маталиб» (1/200) пишет:

( قوله : (وما في المجموع من تكفير من يصرح بالتجسيم ) أشار إلى تضعيفه وكتب أيضا كأنه احترز بالتصريح عمن يثبت الجهة فإنه لا يكفر كما قاله الغزالي في كتاب التفرقة بين الإسلام , والزندقة

وقال ابن عبد السلام في القواعد : إنه الأصح بناء على أن لازم المذهب ليس بمذهب ر وكتب أيضا قال البلقيني الصحيح , أو الصواب خلاف ما قال وقال ابن القشيري في المرشد من كان من أهل القبلة وانتحل شيئا من البدع كالمجسمة , والقدرية وغيرهم هل يكفر للأصحاب فيه طريقان وكلام الأشعري يشعر بهما وأظهر مذهبيه ترك الكفر وهواختيار القاضي فمن قال قولا أجمع المسلمون على تكفير قائله كفرناه وإلا فلا )

«Его слова «То, что в «Аль-Маджму’» относительно такфира за таджсим«, указывает на слабость мнения о такфире и пишет также, что имеется в виду, приписывающий направление, такой человек не считается кафиром, подобно тому, как об этом сказал аль-Газали в книге «Ат-Тафрикату байн аль-Ислами валь-зиндикати».

Ибн Абдуссалям в книге «Аль-Къаваид» сказал: «Поистине достоверно на основании правила - вытекающее из мазхаба, не является мазхабом - также пишет: сказал Аль-Булкъини: «Достоверно или правильно в противоположность тому, кто сказал (о неверии)».

Ибн аль-Къушайри в книге «Аль-Муршид»: «Относительно людей киблы, привнёсших нововведения, таких как муджассима, къадирия и других, существует два мнения и речь аль-Ашари свидетельствует о них. Наиболее достоверное мнение - отказ от такфира, это же мнение избрал Аль-Кади (аль-Бакиллани). Итак, кто произнёс слово и мусульмане едины, что оно приводит к неверию, то мы считаем говорящёго неверным, если же нет единогласия, то не считаем».

В книге «Фатава ар-Рамли» (4/20) где собраны фетвы имама Шихабуддина ар-Рамли сказано:

( سئل ) عمن قال إن الله في جهة هل هو مسلم , وإن لزمه التجسيم ; لأن لازم المذهب ليس بمذهب أم لا ؟

( فأجاب ) بأن القائل المذكور مسلم , وإن كان مبتدعا )

«Спросили: «Если человек приписывает Аллаху направление, то является ли он мусульманином? Если даже из его убеждений вытекает таджсим, а ведь вытекающее из мазхаба, не является мазхабом. Он ответил: «Говорящий подобное муслим, хотя и является нововведенцем».

В книге «Тухфатуль Мухтадж» (9/86) имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) сказал:

من ثم قيل أخذا من حديث الجارية يغتفر نحو التجسيم والجهة في حق العوام ; لأنهم مع ذلك على غاية من اعتقاد التنزيه والكمال المطلق

«Поэтому сказали, ссылаясь на хадис о рабыне, прощается приписывание направления, по отношению к простым людям, потому что они не смотря на это убеждены в бесподобности и совершенстве Всевышнего.

В книге «Бахруль Мухит» (8/280) имам Бадруддин аз-Заркаши (745-794 х/1344-1392 м) пишет:

وأما المخطئ في الأصولوالمجسمة فلا شك في تأثيمه وتفسيقه وتضليله . واختلف في تكفيره : وللأشعري قولان . قال إمام الحرمين وابن القشيري وغيرهما : وأظهر مذهبيه ترك التكفير, وهو اختيار القاضي في كتاب » إكفار المتأولين « وقال ابن عبد السلام : رجع الأشعري عند موته عن تكفير أهل القبلة , لأن الجهل بالصفات ليس جهلا بالموصوفات . وقال : اختلفنا في العبارة والمشار إليه واحد . والخلاف فيه وجهان لأصحابنا كما قاله ابن القشيري , وكان الإمام أبو سهل الصعلوكي : لا يكفر , قيل له : ألا تكفر من يكفرك ؟ فعاد إلى القول بالتكفير

«Что касается ошибающихся в основе и муджассима: то нет сомнений в их греховности, нечестивости и заблуждении. Однако в такфире их есть расхождения, и у имама аль-Ашари есть два слова по этому поводу. Имам аль-Харамайн, Ибн аль-Къушайри и другие говорят, что наиболее достоверное в его мазхабе - отказ от такфира, и это слово избрал аль-Кади (аль-Бакиллани) в книге «Икфар уль-Мутааввилин». Ибн Абдуссалам сказал: «Имам аль-Ашари перед смертью отказался от такфира людей киблы, потому что незнание качеств, не является незнанием тех, кого описывают эти качествами». Он сказал: «Мы разошлись в выражениях, но Тот, на кого указывают Один. Разногласие в этом имеет два пути, как указал аль-Къушайри. Имам Абу Сахль ас-Са’люки сказал: «Не становится неверным». Его спросили: «Обвинишь ли в неверии того, кто тебя обвиняет?» Он вернулся к слову о такфире.

В книге «Кифаятуль Ахьяр» (с. 647) имам Такъиюддин аль-Хисни (752-829 х/1351-1426 м) сказал:

لكن هنا تنبيه هو أن المجسمة ملتزمون بالألوان والاتصال والانفصال وكلام الرافعي في كتاب الشهادات يقتضي أن المشهور أنا لا نكفرهم وتبعه النووي على ذلك إلا أن النووي جزم في صفة الصلاة من شرح المهذب بتكفير المجسمة

قلت : وهو الصواب الذي لا محيد عنه إذ فيه مخالفة صريح القرآن قاتل الله المجسمة والمعطلة ما أجرأهم على مخالفة من { ليس كمثله شيء وهو السميع البصير } وفي هذه الآية رد على الفرقتين والله أعلم

«Всё таки, там примечание о муджасимах, приписывающих цвета, отделение, присоединение, то из речи ар-Рафи’и в книге свидетельств понимается, что смотря на достоверное слово, мы не обвиняем их в неверии, за ним последовал ан-Навави, однако в книге «Шархуль Мухаззаб» в разделе описания намаза ан-Навави утверждал о неверии муджасимитов.

«Я говорю: «И это правильно и это неизбежно, так как в этом явное противоречие Корану, да погубит Аллах муджассимов и муаттиля, потому что они позволили себе противоречить словам Всевышнего - Нет ничего подобного Ему, Он - Слышащий, Видящий! (Сура а-Шура, аят 11). В этом аяте опровержение этим двум группам».

И в Хашия Аль-Джамал (1/531) сказано:

( قوله لا نكفره ) أي ببدعته خرج من نكفره ببدعته كالمجسمة ومنكري البعث وحشر الأجساد , وعلم الله تعالى بالمعدوم أو بالجزئيات لإنكارهم ما علم مجيء الرسل به ضرورة فلا يجوز الاقتداء به لكفره , والمعتمد في المجسم عدم التكفير ا هـ . ز ي أي ما لم يجسم صريحا , وإلا فيكفر ا هـ . شيخنا )

«Его слово «Мы не выносим такфир«, то есть за его ересь. Оно исключает тех, кого мы такфирим за ересь, таких как муджассима, отрицающие воскресение в День Суда и собрание вместе тел людей, или отрицающие знание Аллаха о несуществующем или частностях, потому что они отрицают, то что известно с приходом посланников по необходимости. В таком случае нельзя следовать за ним (в молитве) из-за его куфра.

А мнение на которое надо опираться, это то, что муджассиму не выносится такфир.

Заметки: то есть если он не совершит явный таджсим, в этом случае же выносится. Отметка: Наш Шейх».

В «Хашия аль-Аббади» на «Аль-Гъурарул Бахиййа» (1/450) сказано:

( قوله كالمجسمة ) كذا في شرح المهذب وغيره ويتعين حمله على من يزعم أنه تعالى جسم كالأجسام , أو يعتقد لزوم شيء من لوازم الجسمية للذات المقدس . حجر )

«Его слово «Такие как муджассима«, также и в «Шархул Мухаззаб» и у других. И конкретизируется его отнесение на того, кто утверждает, что Он Всевышний тело, как тела, или верует обязательность чего-то из того, что следует из телесности Сущности Святого.

Отметка: Ибн Хаджар

В книге «Мугъниль Мухтадж» имам аш-Ширбини (5/429) пишет:

تنبيه : اختلف في كفر المجسمة . قال في المهمات : المشهور عدم كفرهم , وجزم في شرح المهذب في صفة الأئمة بكفرهم . قال الزركشي في خادمه : وعبارة شرح المهذب من جسم تجسيما صريحا , وكأنه احترز بقوله صريحا عمن يثبت الجهة فإنه لا يكفر كما قاله الغزالي , وقال الشيخ عز الدين :إنه الأصح, وقال في قواعده : إن الأشعري رجع عند موته عن تكفير أهل القبلة ; لأن الجهل بالصفات ليس جهلا بالموصوفات

وأول نص الشافعي بتكفير القائل بخلق القرآن بأن المراد كفران النعمة لا الإخراج عن الملة , قاله البيهقي وغيره من المحققين , لإجماع السلف والخلف على الصلاة خلف المعتزلة ومناكحتهم وموارثتهم . من المغني

Примечание: Разошлись в куфре муджассима. Он (имам ан-Навави) сказал в «Аль-Мухиммат»: Широко известно не объявление их куфра, и отрезал в «Шархул Мухаззаб», что имамы описали их куфром. Аз-Заркаши сказал в своем «Хадим»: А обозначение в «Шархул Мухаззаб» подразумевает того, кто приписал тело явным образом. И как будто он предостерегая словом «явным образом» от того, кто утверждает сторону, а это не делает человека кафиром, как об этом говорил аль-Газали, и Шейх Иззуддин (ибн Абдуссалам) сказал, что это самое верное мнение. И он (Иззуддин) сказал в своем «Къаваид», что аль-Ашари при смерти отказался от такфира Людей Киблы, потому что незнание качеств, не является незнанием тех, кого описывают эти качествами.

Первое слово аш-Шафии - такфир того, кто говорит о сотворённости Корана, толкуется как куфр ни’мата (неблагодарность благам), а не выход из религии. Это сказали аль-Байхаки и другие из исследователей, так как едино мнение учёных из числа саляфов и халяфов в дозволенности совершать намаз за му’тазилитами и заключать с ними брак.

Имам аль-Буджайрами (1131-1221 х/1719-1806 м) сказал в книге «Ат-Таджрид» (311/1) которая является хашиятом на «аль-Минхадж»:

( قوله : (لا نكفره ) أي ببدعته خرج من نكفره ببدعته كالمجسمة ومنكري البعث للأجسام وعلم الله تعالى بالمعدوم أو بالجزئيات لإنكارهم ما علم مجيء الرسول به ضرورة فلا يجوز الاقتداء به لكفره , والمعتمد في المجسمة عدم التكفير . ا هـ . ز ي أي مالم يجسم صريحا وإلا بأن قال : إن الله جسم كالأجسام فيكفر كما قرره شيخنا , والجهوي القائل : إن الله في جهة لا يكفر وإن لزم من الجهة الجسمية ; لأن لازم المذهب ليس بمذهب

«Его слово «мы не обвиняем в неверии«, то есть из-за его новшеств, исключается тот, кого мы обвиняем в неверии из-за новшества, такие как муджассимы, отрицающие воскресение, отрицающие знание Всевышнего о несуществующем и мелких частицах, из-за того, что они отрицают то, что донёс до нас Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не допускается следовать за таким нововведенцем,  из-за его неверия.

Достоверное слово относительно муджасимов - отсутствие такфира, до тех пор пока произнесут явный таджсим, в этом случае обвиняют в неверии. Например если скажут, что Всевышний тело, подобно другим телам, что является неверием, как это установил наш шейх. Говорящий, что Всевышний в каком-то направление, не считается неверным, хоть и направление приводит к телесности, так как «вытекающее из мазхаба, не является мазхабом».

Также аль-Буджайрами (1131-1221 х/1719-1806 м) в своем хашият на «аль-Хатиб» (2/138) сказал:

· فتلخص في المجسمة ثلاثة أقوال :

التكفير مطلقا , وعدمه مطلقا , والتفصيل . والله الهادي إلى سواء السبيل . وذكر حج في الكتاب المذكور أن القائلين بالجهة لا يكفرون على الصحيح . قال : نعم إن اعتقدوا لازم قولهم من الحدوث أو غيره كفروا إجماعا ا هـ فليحفظ .

فإن قلت : ما المعتمد ؟

فإن الزيادي و ق ل والعناني أطبقوا على أن المعتمد عدم تكفير المجسمة مطلقا وابن حجر فصل . قلت : القلب إلى التفصيل أميل ا هـ) اهـ

В итоге образовалось три слова относительно муджассимов:

1. Общий такфир.

2. Отказ от общего такфира.

3. Подробное рассмотрение.

И Всевышний направляет к истине. Хадж в упомянутой книге приводит, что приписывающие направление, не попадают в неверие, ссылаясь на достоверное слово. Он сказал: если же из их слов вытекает сотворённость и остальное, то становятся неверными.

Если ты спросишь: Что достоверно? Поистине аз-Зияди и аль-‘Инани сказали об отказе от общего такфира муджассимов, Ибн Хаджар предпочитает рассмотрение. Я говорю: переход к рассмотрению предпочтительнее.

Источник

Рамли, Ташбих, Вытекаемое из мазхаба не есть мазхаб, Навави, Ибн Абд-ус-Салам

Previous post Next post
Up