Сказал учёный по языку Джуржани (ум. 471 г.х.):
وما هو كقول الصالحية من المعتزلة في تعريف الجسم هو القائم بنفسه وقول بعض الكرامية هو الموجود وقول هشام هو الشئ
Это не так, как говорят "салихиты" из числа му'тазилитов в описании "джисма" - что это тот, кто самостоятелен, и не так, как говорят каррамиты в описании "джисма" - что "джисм" - это существующий, и не так как говорит Хишам - что "джисм" - это вещь".
شرح المواقف 2\192
Говорит Абу Джа'фар Самнани Ханафий (ум. 466 г.х.):
من سمى الله جسماً من أجل أنه حامل لصفاته في ذاته فقد أصاب المعنى أخطا في التسمية
"Тот кто назвал Аллаха "джисмом" из за того что он имеет качества (сыфаты), то он прав в смысле, но ошибся в назывании"
سير أعلام النبلاء 17 : 651 - 652
Азд аль Ийджи (ум. 756 г.х) говорит:
أنه تعالى ليس بجسم وذهب إلى ذلك بعض الجهال كالكرامية وقالوا : هو جسم : أي موجود وقوم قالوا : هو جسم : أي قائم بنفسه فلا نزاع معهم إلا في التسمية
"Аллах не является "джисмом", а некоторые джахили, как, (например,) Каррамиты, сказали, что Аллах -"джисм" в смысле, что Он - существуещий, а некоторые сказали, что Аллах - "джисм" в смысле, что Он - самостоятельный, и спор с ними - только в именованиях"
الموافق 273
Ибн Таймийа говорил:
ولفظ الجسم فيه إجمال قد يراد به المركب الذي كانت أجزاؤه مفرقة فجمعت أو ما يقبل التفريق والانفصال أو المركب من مادة و صورة أو المركب من الأجزاء المفردة التي تسمى الجواهر الفردة والله تعالى منزه عن ذلك كله أو كان متفرقا فاجتمع أو أن يقبل التفريق والتجزئة التي هي مفارقة بعض الشيء بعضا وانفصاله عنه أو غير ذلك من التركيب الممتنع عليه وقد يراد بالجسم ما يشار إليه أو ما يرى أو ما تقوم به الصفات والله تعالى يرى في الآخرة وتقوم به الصفات ويشير إليه الناس عند الدعاء بأيديهم وقلوبهم ووجوههم وأعينهم فإن أراد بقوله ليس بجسم هذا المعنى قيل له هذا المعنى الذي قصدت نفيه بهذا اللفظ معنى ثابت بصحيح المنقول وصريح المعقول وأنت لم تقم دليلا على نفيه وأما اللفظ فبدعة نفيا وإثباتا فليس في الكتاب ولا السنة ولا قول أحد من سلف الأمة وأئمتها إطلاق لفظ الجسم في صفات الله تعالى لا نفيا ولا إثباتا وكذلك لفظ الجوهر والمتحيز ونحو ذلك من الألفاظ التي تنازع أهل الكلام
"Слово "джисм" имеет неопределенность. Иногда под ним подразумевается что-то собранное из разрозненных частей, или нечто, что можно расчленить и отделить; иногда подразумевается собранное из материи и формы, или собранное из отдельных частей, называемых атомами. Аллах чист от всего этого... А иногда под словом "джисм" подразумевается то, на что можно указать или то, что можно увидеть или то, что обладает [некими] качествами. Всевышнего Аллаха увидят в ахирате, и [Он] обладает качествами. Люди указывают на него во время своих мольб своими сердцами, руками, лицами и глазами. Кто скажет, что Аллах не "джисм", подразумевая этот смысл [как-то ранее упомянутые видение Аллаха, обладание Им качествами, указание на Него], то ему скажут, что этот смысл, который он отрицает, говоря о том, что Аллах не "джисм", подтверждается достоверными преданиями и ясным "акълем" (разумом), и что он на своё отрицании не привел доказательство. А что касается самого слова "джисм", то является новшеством/"бидъа" утверждать его или же опровергать: в книге Аллаха и в сунне и в словах салафов и имамов не говориться о "джисме" ни подтверждением, ни опровержением
1 «Минахдж ас-Сунна», 2/
75-
762 «Баяну тальбис аль-джахмийа»,
(1/550) Говорит также Ибн Таймийа:
وكذلك من زعم أن الرب مركب مؤلف بمعنى أنه يقبل التفريق والانقسام والتجزئة فهذا من أكفر الناس وأجهلهم وقوله شر من قول الذين يقولون : إن لله ولدا بمعنى أنه انفصل منه جزء فصار ولدا له وقد بسطنا الكلام على هذا في تفسير { قل هو الله أحد } وفي غير ذلك . وكذلك إذا قيل : هو جسم بمعنى أنه مركب من الجواهر المنفردة أو المادة والصورة ; فهذا باطل بل هو أيضا باطل في المخلوقات فكيف في الخالق سبحانه وتعالى وهذا مما يمكن أن يكون قد قاله بعض المجسمة الهشامية والكرامية وغيرهم ممن يحكى عنهم التجسيم ; إذ من هؤلاء من يقول : إن كل جسم فإنه مركب من الجواهر المنفردة ويقولون مع ذلك : إن الرب جسم وأظن هذا قول بعض الكرامية فإنهم يختلفون في إثبات الجوهر الفرد وهم متفقون على أنه سبحانه جسم
لكن يحكى عنهم نزاع في المراد بالجسم ; هل المراد به أنه موجود قائم بنفسه أو المراد به أنه مركب ؟ فالمشهور عن أبي الهيصم وغيره من نظارهم أنه يفسر مراده ; بأنه موجود قائم بنفسه مشار إليه لا بمعنى أنه مؤلف مركب . وهؤلاء ممن اعترف نفاة الجسم بأنهم لا يكفرون ; فإنهم لم يثبتوا معنى فاسدا في حق الله تعالى لكن قالوا إنهم أخطئوا في تسمية كل ما هو قائم بنفسه أو ما هو [ ص: 429 ] موجود جسما من جهة اللغة ; قالوا : فإن أهل اللغة لا يطلقون لفظ الجسم إلا على المركب . والتحقيق : أن كلا الطائفتين مخطئة على اللغة : أولئك الذين يسمون كل ما هو قائم بنفسه جسما وهؤلاء الذين سموا كل ما يشار إليه وترفع الأيدي إليه جسما وادعوا أن كل ما كان كذلك فهو مركب ; وأن أهل اللغة يطلقون لفظ الجسم على كل ما كان مركبا
فالخطأ في اللغة والابتداع في الشرع : مشترك بين الطائفتين.
Также утверждающий, что Аллах - собран, соединен в смысле, что он - делимый и делится на части, то такой человек относится к числу самих больших "кяфиров"/неверных и невежд: его слова хуже слов тех, кто говорит, что у Аллаха (имеются) дети... Также утверждение, что Он - "джисм" в смысле, что Он - собран из "джавахир муфрада" (теория, утверждающая наличие неделимых атомов) или собран из материи и формы является тоже батиль (отвергнутым; неприемлемым).... Это, возможно, сказали некоторые мужассимы "хишамиты" и "карамиты", от которых передают "таджсим". Из них есть те, кто говорит о том, что каждый "джисм" собран из атомов и вместе с этим говорят, что Аллах - "джисм" - думаю, что это исповедали некоторые "Каррамиты". У них есть разногласие относительно подтверждения "джавхар аль фард" (неделимой материи) и они согласны в том, что Аллах - "джисм". Между тем от них передают разногласие в том, что (именно) подразумевается под словом "джисм": подразумевается ли под ним то, что он - существующий и самостоятельный или имеется в виду то, что он собранный. Распространённое мнение от Абу аль Хайсама и от других главных - то, что "джисм" комментируется значениями "существующий, самостоятельный, на которого можно указать", а не в смысле, что он - собран и соединен. Эта группа по мнении отрицающих "джисм" не относятся к кафирам, так как они не подтверждают неприемлемый/порицаемый смысл по отношению к Аллаху, но ими было сказано, что те ошибаются в именовании самостоятельного и существующего "джисмом" с языковой стороны, так как языковеды не нарекают словом "джисм" ничего, кроме того, что собираемому. Истина же состоит в том, что каждая из этих двух групп ошибается с языковой стороны: ошибаются те, кто называют "джисмом" каждого, кто самостоятелен и ни в чём не нуждается, и ошибаются те, кто называют "джисмом" каждого, на кого можно указать и поднять к нему руки и утверждают что всё, на что можно указать является собранным и что языковеды говорят, что слово "джисм" относится ко всему, что подлежит собранию. Ошибка в языковом плане и нововведение в Шариате - общая черта обеих групп
Источник: Ибн Таймийа,
«Маджму' фатава» Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия:
«Что касается, выражений из-за которых вышел спор у тех из поздних учёных, которые их придумали, наподобии: «джисм», «джаухар», «мутахаййиз», «джихат» и т.п. то они не отрицаются и не утверждаются до тех пор пока не будет ясна цель того, кто их произносит. Если под отрицанием или утверждением понимается правильный смысл соответствующий тому, что сообщил Посланник Аллаха, то смысл, который подразумевал произносящий его, правилен. Однако, следует всё же выражать (эти смыслы) теми словами, которые приводятся в текстах Корана и Сунны, не прибегая к помощи этих нововведённых многозначных обобщенных терминов кроме как вынуждено, при этом с контекстами, которые бы поясняли их настоящий смысл. Нуждой в данном случае, например, является разговор с тем кто не понимает полностью цель (темы) если не использовать в речи [эти нововведённые термины]. А что касается того, если эти термины используются с ложным смыслом, то этот смысл отвергаем. А если в [использовании этих терминов] соединились истинный смысл и ложный смысл, то Истину подтверждают, а ложь удаляют». («Минхадж ас-Сунна ан-Набавия» Ибн Теймия», 2/554-555).
1) Шейхуль-Ислам Ибн Теймия не утверждает и не отрицает такое понятие как «джихат» (сторона) в отношении Всевышнего Аллаха, так как это выражение не приводится ни в Коране, ни в Сунне. Но, он разъясняет этот краткий и многозначный термин. Говорит Шейхуль-Ислам Ибн Теймия: «Известно, что в текстах [Корана и Сунны] отсутствует утверждение или отрицание слова «джихат» (сторона); в то время как есть утверждение «Улув», «Истиваъ», «Фаукыя», «Восхождения к Нему» и т.п.». Далее, он разъясняет: «Если ты подразумеваешь под словом «джихат» что-то существующее и сотворённое, то ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ НЕ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ СОТВОРЁННЫХ; а если ты подразумеваешь под словом «джихат» то, что выше созданного мира, то без сомнения, Аллах находится над сотворёнными и ОТДЕЛЁН от сотворённых (не соприкасается с ними)».
«Если кто-то скажет, что Аллах находится в какой-то стороне, подразумевая, что Аллах находится над сотворённым миром, то в этом смысле - это истина; а если кто-то подразумевает под словом «в какой-либо стороне», то что Аллах находится внутри чего-то сотворённого, то - это ложь!» («Акъыда ат-Тадмурия» Ибн Теймия, с. 66-67).
2) Тоже самое Шейхуль-Ислам Ибн Теймия говорит о слове «мутахаййиз» (занимающий место): «Если под этим словом подразумевается, что сотворённые (материальные) вещи объемлят Аллаха, то Аллах величественее и превыше [этого], и более того Его Престол объемлет небеса и землю. Сказал Всевышний: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей» (сура аз-Зумар, 67 аят). А если под этим словом («мутахаййиз») подразумевается, то что Аллах не соприкосается с сотворёнными, то есть, Он отделён от них и не находится внутри них, то Он, Пречистый - как сказали учёные Сунны - находится над Небесами (Своей Сущностью) над Своим Троном отделён он сотворённых» («Акъыда ат-Тадмурия» Ибн Теймия, с. 67-68).
3) Что касается «Хадд», то это многозначное слово, оно может обозначать: «отделённость», «граница», «отграниченность». Пример: мы ограничены в пространстве, разумом, силой и т.д. К Всевышнему Аллаху нет никаких ограничений! Но в данном случае под «Хадд» имеется ввиду «отделённость»! Т.е разделение! Это означает следующее: Аллах отделён от своих творений! В этом смысле слово «хадд» применимо!
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وقد ثبت عن أئمة السلف أنهم قالوا لله حد وأن ذلك لايعلمه غيره وأنه مباين لخلقه وفي ذلك لأهل الحديث والسنة مصنفات
«Достоверно от имамов саляфов, что они сказали: У Аллаха есть отделённость («хадд») (от сотворённых), и что ее не знает никто кроме Него, и что Он отделён от своих творений, и об этом у людей Сунны и хадиса есть многочисленные книги». («Баян тальбис аль-джахмия», 3/591).
قال شيخ الإسلام:
لما كان الجهمية يقولون ما مضمونه إن الخالق لا يتميز عن الخلق فيجحدون صفاته التي تميز بها ويجحدون قدره حتى يقول المعتزلة إذا عرفوا أنه حي عالم قدير قد عرفنا حقيقته وماهيته ويقولون إنه لا يباين غيره بل إما أن يصفوه بصفة المعدوم فيقولوا لا داخل العالم ولا خارجه ولا كذا ولا كذا أو يجعلوه حالا في المخلوقات أو وجود المخلوقات فبين ابن المبارك أن الرب سبحانه وتعالى على عرشه مباين لخلقه منفصل عنه وذكر الحد لأن الجهمية كانوا يقولون ليس له حد وما لا حد له لا يباين المخلوقات ولا يكون فوق العالم لأن ذلك مستلزم للحد فلما سألوا أمير المؤمنين في كل شئ عبد الله بن المبارك بماذا نعرفه قال بأنه فوق سماواته على عرشه بائن من خلقه فذكروا لازم ذلك الذي تنفيه الجهمية وبنفيهم له ينفون ملزومه الذي هو موجود فوق العرش ومباينته للمخلوقات فقالوا له بحد قال بحد وهذا يفهمه كل من عرف ما بين قول المؤمنين أهل السنة والجماعة وبين الجهمية الملاحدة من الفرق
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
«Когда стали джахмиты говорить то, что содержит в себе: «Творец не отличается от творений», и затем стали отвергать Его Качества, которыми он отличается от них, стали отвергать Его Могущество, хотя даже муътазилиты говорили, что когда они познали, что Он - Знающий, Живой, Могущественный, то мы познали Его Истину и Его Сущность. [Джахмиты] сказали: «Он - не отделён от других», более того, либо они описывали Его качеством несуществующего, говоря: Он не внутри Мира и не вне этого Мира, ни так ни так, либо говорили, что Он соединён с сотворёнными либо является существованием сотворённых. Тогда Ибн Мубарак разъяснил, что Господь, Пречист Он и Всевышний, находится (Своей Сущностью) над Троном не соприкасается со Своими сотворёнными и отделён от них. И было упомянуто «Аль-Хадд» (отделённость), потому что джахмиты говорили: «У Аллаха нет отделённости, а то у чего нет отделённости, будет не раздельно с сотворёнными, и не находится Он над миром, потому что это обязывает иметь отделённость». Когда же спросили Абдуллаха ибн Мубарака: «Чем мы знаем Аллаха?». Он ответил: «Тем, что Он (Аллах) над небесами, над Своим Троном, отделён от Своих творений». Упоминалось о необходимости этого, так как это то, что отрицали джахмиты. Своим отрицанием (отделённости, несоприкосновения Аллаха), джахмиты отрицали необходимость того, что Он находится над Троном и отрицали Его отделённость, несоприкосновение с сотворёнными. Спросили у (Ибн Мубарака): «(У Аллаха) есть «хадд» (отделённость)?». Он ответил: «Да, есть отделённость (от творений). И это понимает любой из тех, кто разбирается между словами Ахлюс-Сунны валь-Джамаа и между джахмитами-еретиками». («Накд таъсис аль-джахмия» Ибн Теймия, 1/443).
4) Одно из правил на имена Всевышнего Аллаха и Его Качества глосит: «Касательно тех слов, которые не пришли в Коране и Сунне с отрицанием или утверждением, следует воздержаться от использования таких форм (слов) в отношении Всевышнего Аллаха. А что касается их содержания (или смысла), то нам необходимо выяснить у того, кто произносит эти слова что он имеет ввиду. Если он подразумевает под ними правильный смысл, то мы соглашаемся с этим правильным смыслом (слова), но не согласны употреблять саму форму слова. А если смысл (слова) ложный, то отрицается как сама форма слова так и его смысл».
Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия:
«Нет в речи ни одного из саляфов употребления слова «таджсим» (букв. придание кому-либо тела; отелеснение) с отрицанием или утверждением его». Также сказал он: «Первыми кто выдумал порицать людей используя (слово таджсим и др.) были муътазилиты, которые покинули общину мусульман» («Маджму‘ аль-Фатава», 4/152, 146).
То есть муътазилиты первыми стали называть муджассимами (придающими тело) тех людей, кто утверждал качества и атрибуты Всевышнего Аллаха. Муътазилиты стали порочить тех людей используя эти нововведенческие слова и выражения с целью нападения таким способом на простых мусульман.
Вот что сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия относительно термина «джисм»:
قال شيخ الإسلام ابن تيمية: أما الكلام في الجسم والجوهر ونفيهما أو إثباتهما فبدعة ليس لها أصل في كتاب الله ولا سنة رسوله صلى الله عليه وسلم، ولا تكلم أحد من السلف والأئمة بذلك ـ لا نفيا ولا إثباتا.
«А что касается разговора о «джисм», «джаухар» а также их отрицания или же утверждения, то это бидъат (нововведение), у которого нет никакой основы ни в Книге Аллаха, ни в Сунне Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и ни один из саляфов и имамов-учёных не говорил об этом ни отрицая, ни утверждая (этих терминов)». («Даръу таъаруд аль-Акль ва ан-Накль» Ибн Теймия, 4/146).
Сказал шейх Ибн Усеймин: «Слово «джисм» (тело, объект, сущность) с отрицанием или утверждением является тем, что выдумали философы-мутакяллимы. Не употребляется это слово в Коране и Сунне ни с утверждением, ни с отрицанием» («Шарх аль-Акъыда аль-Васитыя», 1/458).