Ибн Таймийа сказал:
ولفظ الجسم فيه إجمال قد يراد به المركب الذي كانت أجزاؤه مفرقة فجمعت أو ما يقبل التفريق والانفصال أو المركب من مادة و صورة أو المركب من الأجزاء المفردة التي تسمى الجواهر الفردة والله تعالى منزه عن ذلك كله أو كان متفرقا فاجتمع أو أن يقبل التفريق والتجزئة التي هي مفارقة بعض الشيء بعضا وانفصاله عنه أو غير ذلك من التركيب الممتنع عليه وقد يراد بالجسم ما يشار إليه أو ما يرى أو ما تقوم به الصفات والله تعالى يرى في الآخرة وتقوم به الصفات ويشير إليه الناس عند الدعاء بأيديهم وقلوبهم ووجوههم وأعينهم فإن أراد بقوله ليس بجسم هذا المعنى قيل له هذا المعنى الذي قصدت نفيه بهذا اللفظ معنى ثابت بصحيح المنقول وصريح المعقول وأنت لم تقم دليلا على نفيه وأما اللفظ فبدعة نفيا وإثباتا فليس في الكتاب ولا السنة ولا قول أحد من سلف الأمة وأئمتها إطلاق لفظ الجسم في صفات الله تعالى لا نفيا ولا إثباتا وكذلك لفظ الجوهر والمتحيز ونحو ذلك من الألفاظ التي تنازع أهل الكلام
"Слово "джисм" имеет неопределенность. Иногда под ним подразумевается что-то собранное из разрозненных частей, или нечто, что можно расчленить и отделить; иногда подразумевается собранное из материи и формы, или собранное из отдельных частей, называемых атомами. Аллах чист от всего этого... А иногда под словом "джисм" подразумевается то, на что можно указать или то, что можно увидеть или то, что обладает [некими] качествами. Всевышнего Аллаха увидят в ахирате, и [Он] обладает качествами. Люди указывают на него во время своих мольб своими сердцами, руками, лицами и глазами. Кто скажет, что Аллах не "джисм", подразумевая этот смысл [как-то ранее упомянутые видение Аллаха, обладание Им качествами, указание на Него], то ему скажут, что этот смысл, который он отрицает, говоря о том, что Аллах не "джисм", подтверждается достоверными преданиями и ясным "акълем" (разумом), и что он на своё отрицании не привел доказательство. А что касается самого слова "джисм", то является новшеством/"бидъа" утверждать его или же опровергать: в книге Аллаха и в сунне и в словах салафов и имамов не говориться о "джисме" ни подтверждением, ни опровержением"
«Баяну тальбис аль-джахмийа» (
1/550)
===============================
Затем. Говорит также Ибн Таймийа в «Маджму' фатава» (
5/428-429):
وكذلك من زعم أن الرب مركب مؤلف بمعنى أنه يقبل التفريق والانقسام والتجزئة فهذا من أكفر الناس وأجهلهم وقوله شر من قول الذين يقولون : إن لله ولدا بمعنى أنه انفصل منه جزء فصار ولدا له وقد بسطنا الكلام على هذا في تفسير { قل هو الله أحد } وفي غير ذلك . وكذلك إذا قيل : هو جسم بمعنى أنه مركب من الجواهر المنفردة أو المادة والصورة ; فهذا باطل بل هو أيضا باطل في المخلوقات فكيف في الخالق سبحانه وتعالى وهذا مما يمكن أن يكون قد قاله بعض المجسمة الهشامية والكرامية وغيرهم ممن يحكى عنهم التجسيم ; إذ من هؤلاء من يقول : إن كل جسم فإنه مركب من الجواهر المنفردة ويقولون مع ذلك : إن الرب جسم وأظن هذا قول بعض الكرامية فإنهم يختلفون في إثبات الجوهر الفرد وهم متفقون على أنه سبحانه جسم
لكن يحكى عنهم نزاع في المراد بالجسم ; هل المراد به أنه موجود قائم بنفسه أو المراد به أنه مركب ؟ فالمشهور عن أبي الهيصم وغيره من نظارهم أنه يفسر مراده ; بأنه موجود قائم بنفسه مشار إليه لا بمعنى أنه مؤلف مركب . وهؤلاء ممن اعترف نفاة الجسم بأنهم لا يكفرون ; فإنهم لم يثبتوا معنى فاسدا في حق الله تعالى لكن قالوا إنهم أخطئوا في تسمية كل ما هو قائم بنفسه أو ما هو [ ص: 429 ] موجود جسما من جهة اللغة ; قالوا : فإن أهل اللغة لا يطلقون لفظ الجسم إلا على المركب . والتحقيق : أن كلا الطائفتين مخطئة على اللغة : أولئك الذين يسمون كل ما هو قائم بنفسه جسما وهؤلاء الذين سموا كل ما يشار إليه وترفع الأيدي إليه جسما وادعوا أن كل ما كان كذلك فهو مركب ; وأن أهل اللغة يطلقون لفظ الجسم على كل ما كان مركبا
فالخطأ في اللغة والابتداع في الشرع : مشترك بين الطائفتين.
Также утверждающий, что Аллах - собран, соединен в смысле, что он - делимый и делится на части, то такой человек относится к числу самих больших "кяфиров"/неверных и невежд: его слова хуже слов тех, кто говорит, что у Аллаха (имеются) дети... Также утверждение, что Он - "джисм" в смысле, что Он - собран из "джавахир муфрада" (теория, утверждающая наличие неделимых атомов) или собран из материи и формы является тоже батиль (отвергнутым; неприемлемым).... Это, возможно, сказали некоторые мужассимы "хишамиты" и "карамиты", от которых передают "таджсим". Из них есть те, кто говорит о том, что каждый "джисм" собран из атомов и вместе с этим говорят, что Аллах - "джисм" - думаю, что это исповедали некоторые "Каррамиты". У них есть разногласие относительно подтверждения "джавхар аль фард" (неделимой материи) и они согласны в том, что Аллах - "джисм". Между тем от них передают разногласие в том, что (именно) подразумевается под словом "джисм": подразумевается ли под ним то, что он - существующий и самостоятельный или имеется в виду то, что он собранный. Распространённое мнение от Абу аль Хайсама и от других главных - то, что "джисм" комментируется значениями "существующий, самостоятельный, на которого можно указать", а не в смысле, что он - собран и соединен. Эта группа по мнении отрицающих "джисм" не относятся к кафирам, так как они не подтверждают неприемлемый/порицаемый смысл по отношению к Аллаху, но ими было сказано, что те ошибаются в именовании самостоятельного и существующего "джисмом" с языковой стороны, так как языковеды не нарекают словом "джисм" ничего, кроме того, что собираемому. Истина же состоит в том, что каждая из этих двух групп ошибается с языковой стороны: ошибаются те, кто называют "джисмом" каждого, кто самостоятелен и ни в чём не нуждается, и ошибаются те, кто называют "джисмом" каждого, на кого можно указать и поднять к нему руки и утверждают что всё, на что можно указать является собранным и что языковеды говорят, что слово "джисм" относится ко всему, что подлежит собранию. Ошибка в языковом плане и нововведение в Шариате - общая черта обеих групп.
Также он сказал в «Маджму' фатава» (
5/419):
فالجسم في اللغة هو البدن والله منزه عن ذلك
"Слово "джисм" в арабском языке означает тело. Аллах чист от этого"
Также он сказал (оригинала слов пока не нашёл)
"В этом разделе надо обязательно смотреть, всё то, что утвердил Аллах и его Пророк мы тоже утверждаем, то что они отвергли, и мы отвергаем. И те слова утвержденные насс'ом (текстами из Курана и Сунны) мы утверждаем, а отклоненные выражения насс'ом мы так же отвергаем. Мы утверждаем те слова и значения подтвержденные насс'ом и отвергаем те выражения и значения, которые были опровергнуты им. А те выражения которые были введены поздними и в их значениях были разногласия как "джисм" (тело), "джовхар" (существо) и т.д. такие выражения не используется ни утвердительно, ни отрицательно без взгляда на их значения у использовавшего эти слова. И если то значение было правильным и соответствовало тому, что было передано от пророка, то это его значение, которое он имел ввиду принимается, но следует употреблять вместо таких выражений слова употребляемые нассом. Нельзя использовать такие нововведенные слова с общими значениями только как при нужде, при этом используя с ними то, что бы указывала на их значения. А нужда это тогда, когда невозможно передать смысл кому то не используя эти выражения. Но если за этими выражениями стоят неверные значения, то такой смысл откланяется. Если же в нем заключается и правда и лож, принимается верное значение и отклоняется неверный его смысл."
Манхадж ас-Сунна 3/554