Покаяние Ибн Таймийи

Nov 30, 2012 05:56

1. Передал Шейхуль-Ислам, повелитель правоверных в науке хадиса, Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «ад-Дурар аль-камина». И он (Ибн Хаджар) говорит, что прочитал в «Тарих» аль-Бирзали (665-739 г.х.) следующее:

ونقله شيخ الاسلام امير المؤمنين في الحديث الامام ابن حجر العسقلاني في كتابه ( الدرر الكامنة في اعيان المائة الثامنة )( 1 / 148 ) وقال انه قرأه في تاريخ البرزالي بما نصه : قال: ...ولم يزل ابن تيمية في الجب إلى أن شفع فيه مهنا أمير آل فضل فأخرج في ربيع الأول في الثالث وعشرين منه وأحضر إلى القلعة ووقع البحث مع بعض الفقهاء فكتب عليه محضر بأنه قال : أنا أشعري ، ثم وجد خطه بما نصه : الذي اعتقد أن القرآن معنى قائم بذات الله ، وهو صفة من صفات ذاته القديمة وهو غير مخلوق ، وليس بحرف ولا صوت ، وأن قوله : (الرحمن على العرش استوى ) ليس على ظاهره ولا أعلم كنه المراد به ، بل لا يعلمه إلا الله ، والقول في النزول كالقول في الاستواء . وكتبه أحمد بن تيمية . ثم أشهدوا عليه أنه تاب مما ينافي ذلك مختارا وذلك في خامس عشري ربيع الأول سنة (707هـ) . وشهد عليه بذلك جمع جم من العلماء وغيرهم وسكن الحال وأفرج عنه وسكن القاهرة ) . انتهى
Ибн Таймия был в заключении, до тех пор пока за него не походатайствовал амир из рода Фадль.

Его выпустили 23 рабиуль-авваль и привели на общественное место. У него была дискуссия с одним из ученых фикха и он написал в его присутствии, что он (Ибн Таймийя) сказал: «Я ашарит». Потом там было приведено его письмо, в котором он писал следующее: «Я убежден, что Коран это речь Аллаха. Это сифат один из безначальных, является вечным и несотворенным, который не состоит из звуков и букв. И еще слова Аллаха, «Милостивый истава на Троне» не следует понимать по его буквальному смыслу и я не знаю истинного смысла этих слов, более того этого не знает никто, кроме Аллаха. Такое же мнение, как и по «истава» у меня и по слову «ан-нузуль».

Это написал Ахмад ибн Таймийя. И вы будьте свидетелями тому, что он покаялся в том, что противоречит избранному пути. И это было 25 рабиуль-авваль, 707 года по хиджре. И свидетелями этого было большое количество ученых и других людей. После этого стало спокойно и его выпустили, и он поселился в Каире.

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «ад-Дурар аль-камина фии а`йаани миати ас-самина», 1/148]

2. Передал великий историк и мухаддис, Абуль-Фида Исмаил Ибн Касир (701-774 г.х.) в своей книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая»:

قال البِرْزالي : وفي شوَّالٍ منها شكَى الصوفيةُ بالقاهرةِ علي الشيخِ تقيِّ الدين وكلامِه في ابن عربيِّ وغيرِه إلى الدولةِ ، فردُّوا الأمرَ إلى القاضي الشافعي ، فعُقِد له مجلسٌ وادَّعَى عليه ابنُ عطاءٍ بأشياءَ فلمْ يَثبُتْ عليه منها شيءٌ ، لكنه قال: لا يُستغاثُ إلا باللهِ ، لا يُستغاث بالنبي استغاثةً بمعنى العبادةِ ، ولكن يُتوسَّلُ به ويُتشفَّعُ به إلى الله
«Сказал Аль-Бирзали: В месяце шавваль этого года (года 707) в городе Каире суфии пожаловались государству на Шейха Такиюддина (Ибн Таймийя) о его словах про (Мухйиддин) Ибн Араби и других.

И довели это дело Шафиитскому кадию. Было устроено собрание и Ибн Ата утверждал о нем некоторые вещи, но не доказалось против него ничего из этого.

Однако он (Ибн Таймийя) сказал: «Нельзя просить о помощи кроме как у Аллаха. Нельзя просить у Пророка помощи в смысле ибадата! Но можно сделать тавассуль посредством него и просить у него шафаъата к Аллаху!»

[Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-Нихая», 14/45]

Previous post Next post
Up