Прыгающие в колодцы

Jan 19, 2010 12:54



О Лютере я знал, что однажды он запустил чернильницей в черта. История с чертом меня интриговала, все же остальное было пресно и скучно.

Эрих Голлербах

Многих людей запоминают не за то, чем они занимались всю свою жизнь, а за их эксцентричные поступки. Именно так случилось и с Томасом Кричем, английским переводчиком латинских авторов. Если кто-то за исключением лингвистов и знает его (хотя вряд ли помнит имя), то только потому, что его история часто копипастится в этих ваших интернетах в списках странных самоубийств или в «энциклопедиях литературицида». Нашему герою удалось повеситься на чердаке, стоя на коленях, предварительно перерезав себе горло бритвой.
«Крич, Томас Thomas Creech (1659-1700) Английский поэт, переводчик. Родился в небогатой семье. Учился в Оксфорде. Широкую известность получили его переложения Лукреция, Горация и Овидия. Был директором школы, преподавал в Оксфорде. Слыл человеком странным, был подвержен меланхолии, с присущей ему ученой обстоятельностью изучал способы самоубийства. В трактате, посвященном его памяти, утверждается, что преподобный К. наложил на себя руки из-за несчастной любви. Тело самоубийцы было обнаружено на чердаке. К. попытался перерезать себе горло бритвой, а затем удавился, стоя на коленях». ©
Шерлоков Холмсов тогда в Лондоне не водилось, с делом глубоко никто не разбирался, и газеты только выдвинули версию о самоубийстве и несчастной любви. Мы с самоубийством(?) пока тоже разбираться не будем, нам Томас Крич интересен с другой стороны - именно он в 1682 году впервые издал в Лондоне полный перевод текста Лукреция Кара с комментариями.

Ignis Sacer - Священный огонь.
«Первое достоверное известие об эрготизме в Германии (на Рейне) относится к 857 г. (по Hirsch'y). В 922 г. такая эпидемия свирепствовала в южной Франции и в Испании, а в 944 г. - в Париже. Во Франции умерло тогда около 40000 человек, а в одном Париже - 14000. Болезнь была прозвана "священным огнем" (ignis sacer, ignis St. Antonii) и представляла собой преимущественно картину гангренозного эрготизма. Лицо, груди, руки, ноги - все это уничтожалось при страшнейших болях, которые ничем не удавалось устранить». (Словарь Брокгауза и Ефрона)
«В преддверии конца тысячелетия разразился мор от невидимого огня, убивающего многих за одну ночь; члены людей отпадали от тела, страдальцы скапливались в церквях и призывали на помощь святых. Кричащие от боли и потери сожженных членов люди вызывали жалость; зловоние же было непереносимо... И конвульсивные, и гангренозные признаки болезни ясно упомянуты в следующей хронике [Лотарингия, 1085]: „Многие корчились в агонии и судорогах; другие несчастные умирали, а члены их, съеденные священным огнем, чернели как уголь“. Именно тогда огонь впервые был назван „священным“....» (проф. Клайд Мартин Кристенсен)

Но это, строго говоря, не верно - само название Ignis Sacer появилось задолго до того. Еще Баргер упоминал, что некую болезнь римские авторы называли «священным огнем». Один из этих авторов - Тит Лукреций Кар (De rerum natura VI). Переводил Лукреция на английский будущий самоубийца Томас Крич. Он же и прокомментировал строки об Ignis Sacer, «священном огне, ползущем по телу и сжигающем каждую его часть, и язвах от скрытого огня (VI:1166)»:
«Священный Огонь, Sacer Ignis, говорит Лукреций, под таким именем латинянам известна болезнь, которую греки называют Ερυσίπελας*, а мы зовем огнем святого Антония; болезнь, согласно Цельсу, существует в двух формах, описанных им»



(на всякий случай: в старых печатных трактатах это не буква f , а вытянутая «рукописная» форма буквы s, так до конца 18 века будут печатать)

Лукреций пишет об эпидемии чумы в Афинах в 429 г. до н. э. Вот как кратко пересказывает это Лосев:
«Мышцы охватываются судорогой, тело покрывается язвами, распаляются внутренности человека нестерпимым огнем. Иные бросались в воду, чтобы охладить раскаленное тело. Многие низвергались вниз головой в колодцы. Люди бессильно корчились на своих ложах, а врачи, видя перед собой дико блуждающие взоры больных, что-то бормотали про себя и немели от страха. А люди, у которых уже путались мысли, хмурили брови, имея дикое и свирепое выражение лица, в ушах у них раздавался несмолкаемый шум, прерывалось дыхание, и тело покрывалось потом. С хриплым кашлем брызгала соленая слюна шафранового цвета. У несчастных тряслись руки и ноги, а после жара их охватывало холодом... Болела голова, из ноздрей текла гнилая кровь, люди лишались рук, ног и других частей тела, а иной раз и зрения. ». (Лосев А.Ф., Античная литература - М: ЧеРо, 2005)

Греческий историк Фукидид пишет об этой Афинской чуме:
«Обезумевшие от жара люди в поисках холодной воды нагими выскакивали на улицу, бросались в колодцы и там тонули». (полное описание Фукидида здесь)

А известны ли нам описания прыжков в колодцы из средневековых эпидемий эрготизма? О, да:
Знаменитый Парацельс советовал лечить пляски Витта не только с помощью восковых кукол, в которые усилием мысли следовало сконцентрировать все свои богохульства и грехи и сжечь. Рекомендовал он также и холодную воду. Последнего, впрочем, он мог и не предлагать - одержимые пляской люди зачастую рвались в воду сами. Они «вырывали себе полностью все волосы с воем и скрежетанием зубов, а нередко... в состоянии безумия они заканчивали жизнь самоубийством, что было типично в то время для этих нечастных существ, прыгая в колодцы» (Justus Friedrich Carl Hecker, Benjamin Guy Babington, John Caius. The epidemics of the Middle Ages. Trubner, 1859).
Психиатр Оршанский писал об итальянской тарантелле:  «красный цвет приводил их в неистовство; вода притягивала их к себе, вследствие чего многие больные бросались в воду и тонули». (Оршанский И.Г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Петербург, 1890-1916)

Эту страсть к воде и часто упоминаемые прыжки в воду вполне можно объяснить желанием погасить мучающий больного «огонь св. Антония», который дико жег их, как бы отделяя плоть от костей (что, собственно, часто и происходило в реальности). Тем не менее причины этих трех эпидемий официально считаются неизвестными. Даже пляски Витта и тарантеллы многие ученые считают вызванными разными причинами. Объединить все это вместе может только одно. Собственно, связь элевсинских мистерий и афинской чумы, казалось бы, лежит на поверхности, но пока никто в мире до этого так и не додумался ( ну, кроме меня, конечно;), несмотря на то, что и Лукреций, и Фукидид изучены вдоль и поперек. Человеческая мысль вообще движется очень медленно.
Есть здесь и еще один характерный симптом - «красный цвет приводил их в неистовство». Именно это мы и будем наблюдать в плясках Витта.

* «красная кожа» - рожа (бактериальная инфекция), которую смешивали с эрготизмом до 19 века. Fuchs в 1834 году отделил описания рожи и эрготизма. Но, как и в случае с хореей, путаница еще всплывает до сих пор.
«Огонь св. Антония - это название эрготизма, а не рожи»
(http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7604780 или здесь)

(to be continued - Ах, эти красные ботинки…)

пляски св. Витта, элевсин, спорынья

Previous post Next post
Up