Ах эти красные ботинки..

Jan 20, 2010 09:16


О плясках Витта или «танцевальной чуме» столько понаписано, что нет смысла подробно останавливаться на общеизвестных моментах. Отдельные эпизоды фиксировались в XI и XIII веках, массовые пляски пошли с XIV-го. Они охватили множество городов, в некоторые города возвращались много раз (в Страсбург, к примеру, не менее семи раз). Одновременно на улицах Меца плясало около 1500 человек. Именно для борьбы с эпидемией безумной пляски в этом городе стали регулярно суеверно жечь кошек-«ведьм».
С новой силой танцевальная мания разыгралась в XVI веке. Немецкий летописец сообщает, что в Страсбурге в 1518 году «сотни мужчин и женщин плясали и прыгали на рыночной площади, в переулках и на улицах. Многие по несколько дней ничего не ели, пока болезнь не затихала». В самом городе танцевало около 400 человек, большинство из которых умерло от сердечных приступов или от истощения. Мания охватила не только Страсбург, «сумасшедшие плясуны св. Витта танцевали по всему Эльзасу». Безумие часто возвращалось на уже «обжитые» им места. Маастрихт, Трир и Цюрих подвергались танцевальным эпидемиям не по одному разу. С конца 1374 года до 1518-го в Европе прошло примерно десять таких эпидемий. Танцевали на кладбищах, в церквях, вокруг церквей и на рынках. Причем в своем бедственном положении винили почему-то именно церковников.


Поначалу защиты от этой напасти просили у св. Витта или св. Иоанна. Позже сам св. Витт стал ассоциироваться с болезнью. В Люксембурге пляски появились не сразу, жители испуганно слушали новости об их распространении и в результате решили «выбить клин клином» - к концу XV века стали танцевать в честь своего святого Виллиброрда, чтобы он спас их от плясок св. Витта. Эти пляски дожили и до наших дней, собирая каждый год в Эхтернахе толпы туристов. «За месяц до „плясок“ все места в гостиницах Эхтернаха забронированы». Смысл плясок ныне уже не понятен никому из участников. Но это Традиция™. Которой нужно следовать, а не понимать, на то они и традиции, зачем рациональное объяснение Ритуалу? Никто же не спрашивает, зачем рот рукой закрывать, если зеваешь, хотя причину мало кто помнит.

Приведу только две цитаты. Вот описание ранних плясок от Рат-Вега:
«Один человек, пожелав вызволить сестру свою, бывшую середь танцующих, с такой небывалой силой потянул ее к себе, что оторвал ей от тулова руку; и, увидев ее в руках своих, воистину ужаснулся; сестра же его ни знаком не обнаружила своей боли, а плясала еще ретивее, нежели прежде. Из отторгнутой руки не текло вовсе никакой крови, будто бы и не плоть то была, а лишь деревяшка».
А это описание гангренозного эрготизма от проф. Клайда Кристенсена:
«В серьезных случаях течение болезни было намного более быстрым. Сильные боли в течение двадцати четырех часов предшествовали гангрене, которая могла начаться внезапно. Отделение омертвелой части часто могло спонтанно происходить в суставах без боли или потери крови. Сообщалось, что женщина ехала в больницу на осле и натолкнулась на куст; ее нога отделилась в колене без всякого кровотечения, и она принесла эту ногу в больницу в своих руках».


Танцоры не только прыгали в колодцы, как и при итальянской тарантелле, но также были неравнодушны и к красному цвету.
«Если доверять этой части записей Спеклина, то паломничество к св. Витту в Холенштейн сопровождалось успешным применением святой воды и святого масла на специально подготовленные красные ботинки. И снова мы замечаем этот красный цвет, который, как и черный, вероятно, наиболее известен фольклористам». (История безумия в 16-ом столетии. H. C. Erik Midelfort)

Эти красные ботинки и связанные с ними безумные танцы нашли свое яркое отражение в милой и душевной детской сказочке Ганса Христиана Андерсена «Красные башмачки» (спасибо за наводку griphonnage) (только детям читать ее не давайте;)
А я как добрый сказочник вам ее перескажу в двух словах.

Девочка Карен раздобыла красные башмаки и осмелилась пойти в них в церковь, куда ходить положено всегда в башмаках черных. Дальше она согрешила еще больше - думая о своих новых красных башмаках она забыла прочесть молитву «Отче наш» и пропеть псалом. Это, конечно, безнаказно пройти не могло и башмачки заплясали. «Она испугалась, хотела сбросить с себя башмаки, но они сидели крепко; она только изорвала в клочья чулки; башмаки точно приросли к ногам, и ей пришлось плясать, плясать по полям и лугам, в дождь и в солнечную погоду, и ночью и днем». Танцевала она танцевала и очутилась на кладбище - стандартное место для пляски Витта. Там ей явился ангел и сказал:
- Ты будешь плясать, - сказал он, - плясать в своих красных башмаках, пока не побледнеешь, не похолодеешь, не высохнешь, как мумия! Ты будешь плясать от ворот до ворот и стучаться в двери тех домов, где живут гордые, тщеславные дети; твой стук будет пугать их! Будешь плясать, плясать!..
И плясала девочка, и плясала, и совсем было потеряла надежду, но на удачу попался ей палач. Девочка сразу вспомнила, чем обычно лечат эрготизм и взмолилась.
- Отруби мне лучше ноги с красными башмаками. - просила страдалица. Палач поломался для вида, но был он человеком добрым и помог: «Палач отрубил ей ноги с красными башмаками, - пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса».
Но эти хитрые отрубленные ножки в красных башмачках быстро вернулись, стали плясать перед девочкой и не давали ей сделать главное в жизни - пройти на костылях в церковь.
Но, наконец, Господь сжалился над ней и послал к ней сияющего ангела помочь. Это был самый счастливый момент в ее жизни: «Сердце ее так переполнилось всем этим светом, миром и радостью, что разорвалось. Душа ее полетела вместе с лучами солнца к богу, и там никто не спросил ее о красных башмаках».

Видите, как все хорошо закончилось? А вы говорите, это в Голливуде хэппи энд придумали. (Добрая сказка целиком здесь).



(to be continued - Пляски с пауками)

пляски св. Витта, спорынья

Previous post Next post
Up