Священный огонь и Рарийские поля

Jan 24, 2009 17:32


«Священный огонь» Тита Лукреция Кара
Обычно считается, что распространенное название отравления спорыньей ignis sacer, т.е. «священный огонь», возникло в средние века. Но это не так. Хофманн в своем «Трудном ребенке» писал «За подробной информацией о спорынье читателям следует обратиться к книгам Г. Баргера "Спорынья и эрготизм" (Gurney and Jackson, London, 1931)»
Это мы и сделаем. Вот здесь лежат выжимки из Баргера. Автор сообщает, что название «священный огонь» впервые употребил римский поэт и философ Тит Лукреций Кар - тот самый, в честь которого было названо сообщество Карианство carians. В книге «О природе вещей» (книга 6) Кар описал некую болезнь, при которой появляются язвы и сыпь, как ignis sacer. Он при этом вполне мог иметь ввиду не отравление спорыньей, а рожу - болезнь, которую всегда (до 19-го века) путали с эрготизмом. Но название воскресло в средние века, относясь именно к эрготизму.

Элевсин: нужен ли ячмень, когда есть пшеница?
Старая теория о напитке Элевсинских мистерий, полагаю, многим известна. Р.Г.Уоссон, А.Хофманн и К.Рак в книге "Дорога в Элевсин" собрали убедительные доказательства того, что в Элевсинских мистериях применялся препарат спорыньи.

Но вот что странно... впрочем, процитирую сначала Грофа:
После многолетних исследований изобретатель ЛСД Альберт Хофманн, миколог Гордон Уоссон,.. и греческий учёный Карл А.П. Рюк опубликовали труд под названием «Дорога в Элевсин» (Wasson, Hofmann, Ruck 1978). Согласно их заключению, в состав кикеона входил психоделический компонет, получавшийся из спорыньи, чьё воздействие похоже на ЛСД и месоамериканскому священному растению ололюкви. Чтобы придать кикеону свойства, позволяющие вводить людей в изменённое состояние сознания, жрецам в Элевсине требовалось только собрать спорынью, часто встречавшуюся невдалеке от храма, растолочь её и добавить в напиток. Вполне возможно, что спорынью могли преподносить богине зерна, Деметре в качестве священного дара. В процессе исполнения обряда жрецы раздавали посвящаемым колоски. Они символизировали собой ячменное зерно... (Stanislav Grof, M.D. The Ultimate Journey)

А почему, собственно, ячменное? Что-то мне сдается, что старик Хофманн опять темнит. А на фига, спрашивается, ячмень, когда Элевсин если чем и славился, кроме знаменитых мистерий, так это своими пшеничными полями. И богиня Деметра, которой посвящены мистерии, по легенде научила Триптолема, сына элевсинского царя Келея, обрабатывать землю и выращивать именно пшеницу, а вовсе не ячмень. Пшеница - не рожь, конечно, но спорынья приживается на ней лучше, чем на ячмене.
И ведь сам Гроф тоже это пишет, но, кажется, не замечает: «В ознаменование благополучного разрешения драмы в Элевсине, Деметра подарила Триптолему, первому посвящённому, проросток пшеницы и велела его научить людей...»
Практически в любом описании мистерий можно прочитать: В самый важный момент Элевсинских мистерий тому, кто посвящался в них, торжественно показывали колос пшеницы...
Ну или возьмем Юнга: Далее Протей сравнивается с зеленым колосом пшеницы Элевсинских мистерий...
Наградой победителям служило здесь определенное количество пшеницы, выросшей на священном Рарийском поле (как в праздник Панафиней - масло от священной оливы). (Латышев В.В. Очерк греческих древностей СПб, 1897-1899 (третье издание)

Не хотел ли Хофманн опять, как и в случае с Пон-Сент-Эспри, защитить своего «трудного ребенка» от спорыньифобии? К тому же в христианском символизме колосья пшеницы - это хлеб Евхаристии, то есть возникают неудобные коннотации.
Впрочем, еще более откровенна была простая советская энциклопедия:

Видимо, сходный эффект достигался и в элевсинских мистериях использованием галлюциногенных свойств спорыньи (ср. её изображения в вазовой живописи, в сюжете вручения Деметрой колосьев со спорыньёй Триптолему; характерно, что в благодарность за возвращение своей дочери Персефоны из вида Деметра посвящает людей в элевсинские таинства; предполагается, что и известный греческий О. н. содержал в себе элементы с психотропическими свойствами типа мяты).
В. Н. Топоров. ОПЬЯНЯЮЩИЙ НАПИТОК // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 2. - С.256-258.
Но если на Элевсинских полях росла пшеница, часть которой была специально жрецами заражена спорыньей - вероятно, в особом отгороженном месте на краю поля - там, где жрецы показывали на священном Рарийском поле алтарь Триптолема, то могла ли она при неблагоприятном стечении обстоятельств случайно вырваться на волю хоть раз за 2000 лет существования мистерий?

Чума №1. Афинская «чума»
В средние века слово "чума" было собирательным для обозначения многих болезней, особенно тех, чьи симптомы обнаруживали себя на кожных покровах. В германских землях этим словом, в частности, часто обозначалась проказа - еще один бич Средневековья (Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.)

В истории известно несколько основных эпидемий «чумы». По каждой из них уже давно выдвигались теории, связанные со спорыньей. На сегодня нет никаких твердых доказательств, что эпидемии были вызваны именно чумой. Большие сомнения вызывает даже средневековая «Черная смерть». В некоторых публикациях это заявляется даже совсем безапелляционно:
Американские ученые из университета Пенн пришли к выводу о том, что "черная смерть", косившая людей в средние века, была не бубонной чумой, как считалось раньше, а каким-то иным инфекционным заболеванием. ©
Сегодня ученые однозначно заявили, что вовсе не чума была "черной смертью", а совсем другая неразгаданная болезнь, которая еще способна вернуться... Но если людей не косила бубонная чума, тогда что же за неизвестная напасть приключилась с человечеством? ©
Но «Черная смерть» это тема отдельная и спорная, начнем пока с первой эпидемии «чумы».

***

Если мы решим посмотреть, когда же начались первые эпидемии эрготизма, то обычно наткнемся на привычные данные - 857 год, Ксантен в рейнской долине (бывший третий по значению населенный пункт и крепость римлян в Германии, после Кельна и Трира), где тогда погибло несколько тысяч крестьян. Но иногда могут попасться и такие, казалось бы, неожиданные ссылки:
Ergotism or St. Anthony's Fire, is one of the oldest known mycotoxins. Early records attributable to thedisease inlcude the Spartan war with Athens in 430BC.
(Mycotoxins and Indoor Molds Sean P. Abbott, Ph.D.Originally published in Indoor Envronment CONNECTIONS, Vol. 3, Issue 4, 2002.)
http://www.uaf.edu/ces/faculty/seifert/pdf_nuaf/Abbott-Mycotoxins.pdf
Thefirst epidemic of ergotism was reported in 430 BC in Sparta
http://www.iupac.org/publications/pac/1977/pdf/4911x1765.pdf
или
An epidemic apparently resulting from ergotism was reported in 430 BC in Sparta (489) and also in France in 1951
Y. H. Hui, R. A. Smith, David G. Spoerke - 2000 - Medical ©

Речь здесь идет о так называемой «афинской чуме» или, по имени греческого историка, описавшего это заболевание, «чуме Фукидида» от которой умерло во время пелопонесских войн треть населения Афин. Болезнь господствовала не только в самих Афинах, но и в их войске. Страх перед заболеванием был столь велик, что даже спартанцы отменили вторжение в Аттику.
Теория спорыньи, как виновницы афинской чумы, было озвучена в работе Салвея и Делла еще полвека назад.
Salway, P., and Dell, W. “Plague at Athens.” Greece and Rome 2 (1957): 62-70.Salway, P., and Dell, W. “Plague at Athens.” Greece and Rome 2 (1957): 62-70.
Но и они были не первыми. Тот же Баргер сообщает о работе Коберта (конец 19-го века), в которой впервые была предложена версия спорыньи.
"Kobert [1889], in a learned article, collected a large number of passages from Greek and Roman authors, referring, as he supposed, to ergot and its effects."
Коберт предполагает оспу, поразившую ослабленное потреблением спорыньи население.
Сам Баргер в этом сомневается.

Афинская «чума» - это старый научный холивар. Практически именно холивар, потому что даже ученые иногда не слышат доводов друг друга. На эту тему уже написано 200 работ, каждая из которых отстаивает свою версию от эрготизма до вируса эболы. Самая последняя версия утверждает, что таинственное заболевание было тифом. Некоторые данные для такого вывода у исследователей есть. Но, тем не менее, уверовав в непогрешимость своего взгляда, авторы заканчивают статью примерно так: «После нашего Единственно Верного супер-пупер исследования все остальные теории должны рассматриваться только как спекулятивные».
Забавно, что при этом они напрочь игнорируют характерный момент из описанных во II книге "Истории" Фукидида. А Фукидид, подробно на нескольких страницах описавший симптомы, сообщает, что у многих от болезни отваливались пальцы на руках и ногах, да и половые органы тоже. (for it broke out upon the private parts, the fingers and toes; and many came off with the loss of those parts)

***

От «чумы», как считается, Афины спас Гиппократ. Собственно, поэтому он и стал так известен, его избрали почетным гражданином Афин, увенчали золотым венком и ...допустили к Элевсинским мистериям.
Как спас? Дальше идут полулегенды, на достоверность не претендующие. Гугл может рассказать нам, что
"Гиппократ спасал жителей Афин от чумы не лекарствами, а весьма экспрессивным и передовым ароматическим методом. Он жег костры из целебных растений и окутывал город с испуганными жителями едким дымом" ©
А дальнейший поиск выдаст и более, казалось бы, странную фразу, проливающую свет на то, какие же именно "целебные растения" жег Гиппократ:
"Гиппократ остановил эпидемию - сжег поле с пшеницей".

***

Общий (и неоспоримый;) вывод из вышеизложенного такой - никто толком ничего не знает:)
Но для художественной обработки данных достаточно. Так что завтра напишу Истинную Правду™ о конце элевсинских мистерий.

чума, элевсин, спорынья

Previous post Next post
Up