(
из ФБ)
...
Вот выкладываю мои объяснения про информационный аспект речевого жанра - к вопросу о том "чей дворец?" (в смысле, можно ли рассчитывать из агитационного ролика вытащить какую-то информацию про реальность). У лингвистов заранее прошу прощения - лезу на чужую территорию, но очень надо было, любую критику приму с благодарностью.
Каждый жанр позволяет решать определённый круг задач, нет универсальных текстов. Так что из текста можно извлечь только ту информацию, которая соответствует возможностям жанра.
Так, новостной жанр используется для введения некого события в фокус внимания читателя и тем самым позволяет автору выделять в безбрежном море информации то, что он считает важным. Поэтому и лента новостей (любого ресурса!) - это инструмент управление картиной мира читателей. Из таких текстов можно вытащить информацию о том, что что-то где-то в какой-то момент произошло, но что именно произошло - точно узнать нельзя, ведь описание события ведётся в той концептосфере, которая есть у автора новости.
Публицистический жанр решает задачу продвижения мнения. Из публицистических текстов нельзя получить информацию о том, что происходит, но можно узнать что автор считает важным (как и в новостном жанре), а главное - ознакомиться с моделью реальности автора и с его интерпретацией происходящего. Поэтому публицистику читают тогда, когда хотят найти единомышленников, тех, кто сходным образом видит мир.
Научный жанр призван предъявить результаты исследования свойств объекта или закономерностей физической или социальной реальности. Пользование научным методам трудоёмко и требует специальной выучки, поэтому применять его постоянно - сложно. Но зато и выигрыш очевиден: только этот метод требует осознать ограничения, существующие в нашем познании. Так, нельзя исчерпывающим образом описать объект или событие, можно лишь выделить предмет (с помощью методов измерения отдельных параметров объектов и процессов); нельзя описать выделенный в объекте предмет «своими словами» - нужно пользоваться понятиями, имеющими строгие определения и составляющими систему; нельзя пользоваться понятиями, не проверяя их применимость для данного случая (это т.н. релевантность терминологии или конструктная валидность методов); нельзя не рефлексировать концептуальную схему, модель реальности, т.н. научный подход или школу, терминами (понятиями) которой ты пользуешься и в рамках которой проводишь рассуждения; сами рассуждения имеют ряд ограничений, например, см. силлогизмы Аристотеля. В когнитивной психологии выполнено множество исследований, показывающих какие силлогизмы нарушаются в бытовых рассуждениях (т.е. во всех других жанрах) и даже с какой частотой это происходит и при каких условиях. Только научный жанр позволяет установить истину, но это требует больших временных, интеллектуальных и инструментальных затрат, поэтому применяется он как правило по отношению к явлениям, а не к отдельным объектам/событиям. Тем не менее в науке есть методология изучения отдельных объектов - это т.н. идеографический метод, т.е. описание человека или события как отдельной системы, т.е. без оценки выраженности качеств на фоне средовой нормы, а с упором на описание внутрисистемных связей (сам объект - человек или событие - рассматривается при этом как система).
Опустим анализ информационных возможностей других жанров и перейдём сразу к жанру агитации и пропаганды. Агитация в основном занята продвижением персоналий и действий, а пропаганда - идеологии и стиля поведения. Решается эта задача продвижения с опорой на манипуляцию - используются как бы факты (элемент новостного жанра) и как бы рассуждения (элемент научного жара), а так же как бы моральные принципы (элемент публицистического жанра) и средства художественного воздействия (элементы худ.жанра - метафоры, аффектогенная лексика, интонирование и проч.). Именно из-за этого сознательно некорректного применения методов других жанров, тексты этого жанра не описывают реальность (ни событийную, ни природную или социальную, ни моральную, ни эмоциональную). Но именно из-за использования надёжных инструментов других жанров, эти тексты обладают практически всеми видами убедительности и привлекательности - «факты» подаются как потрясающие новости, «рассуждения» выглядят убедительными, логичными, моральная позиция автора заявляется открыто (т.е. как бы честно), эмоции бьют через край. Искать в таких текстах (речевых или визуальных) информацию о реальности бесполезно, её там нет. Но можно извлекать информацию о скрытых намерениях агитатора-манипулятора - если интересен именно заказ, им полученный.