Стиль «Победа» в декоративно-орнаментальном
искусстве 1940-1950-х годов: к проблеме дефиниций
в советском искусстве сталинской эпохи
Т. Л. Астраханцева
часть 1
Современное состояние изучения истории искусства XX в. предполагает не только поиск новых объектов, расширение исследовательского «ареала», но и связанную с этим поиском ревизию художественного наследия и введение новых дефиниций. Тем более это актуально, когда ревизии (да какой!), обусловленной изменениями в идеологической и социальной сфере, подверглась ментальность самого отечественного исследователя. Постсоветский искусствовед оказался в принципиально иной ситуации по сравнению со своими предшественниками, анализировавшими историю отечественного искусства середины века.
В 1960-е, 1970-е и даже в конце 1980-х гг. никто из историков искусства не предполагал, что Советский Союз рухнет, что эта эпоха будет не просто ушедшей, но ушедшей безвозвратно, станет таким же предметом ретроспективы, как воспетая Павлом Кориным «Русь уходящая», направлением, за которым, как в свое время за стилем «гиязе» конца XIX в., закрепится первоначально чуть ироничное название - стиль «яо'лейцие», и все его будущие реминисценции в художественной культуре будут восприниматься уже как «неосоветский стиль».
Конкретно речь идет о стиле 1930- 1950-х гг., об искусстве сталинской эпохи. И цель данной публикации - взглянуть на него не как на сумму идеологических и событийных коннотаций, мрачную амбицию, воплощенную ретроспективными и эклектичными художественными средствами, но как на самостоятельный и законченный исторический стиль, со всеми соответствующими атрибутами. Правда, рассмотренный не комплексно (жанр статьи этого, увы, не позволяет) и не полно, а через орнамент и декоративно- прикладное искусство как «стержневые», стилеобразующие элементы. Выбранный угол зрения целесообразен: в отличие от «штучного», «аномального» «пространства шедевров», т. е. живописи или скульптуры, декоративное искусство - результат соединения творческих новаций с историческим культурным наследием
[i] [ii] [iii], и оценивать его нужно, не столько выясняя степень новизны, заимствования и переработки пластических мотивов, сколько определяя степень художественного качества, органичности вхождения в окружающий мир, взаимосвязанности с человеческим существованием. Это попытка посмотреть на декоративно-орнаментальное искусство 1940-х - начала 1950-х гг. как на художественную данность, обозреть те предметы, вещи, декор и орнамент, которые формировали послевоенную среду, отражали дух времени и в итоге дали законченный образ эпохи, а следовательно, самоидентификацию как залог психологического комфорта нации. Более того, для «чистоты эксперимента» в фокусе внимания оказывается заключительная стадия сталинского искусства - стиль «Победа», появившийся после окончания войны и представлявший собой рассматриваемый феномен talis qualis 2.
Идея «Большого стиля» волновала художников и архитекторов в течение всего XX в., еще на рубеже столетий они мечтали о его создании. На это претендовали, в частности, авторы, работавшие в стилистике модерна и конструктивизма, однако их интенция не подкреплялась исторической конъюнктурой: искусство не поспевало за темпом революционных событий. Задуманное начало воплощаться, когда небывалые социальные и, особенно, идеологические изменения в стране стали данностью, ибо причиной-побудителем возникновения «Большого стиля» всегда была идея, требовавшая адекватного ее масштабам визуального подтверждения 3.
Бонапарт строил свою новую, могучую Францию, формировал имперское самосознание в том числе с помощью стиля ампир. «Американская мечта» возводилась в 1920-1930-х гг. - комплекс Великой депрессии, этой «болезни роста» изживался с помощью небоскребов и монументально-декоративного стиля ар-деко. Иными словами, как говорил И. В. Жолтовский: «Стиль становится большим, если обнажает свою политическую природу». И под «политической природой» имеется в виду, конечно же, не отдельная доктрина, но глубинная идеологическая подоплека, без которой искусство, какие бы разнообразные формы оно не принимало, будет находиться в аморфном состоянии безвременья (характерный пример - длящийся десятилетия и ни во что не выливающийся «дизайн» - эстетизация функциональности при отсутствии эстетики).
Стиль «Победа» как нельзя лучше отражал послевоенную реальность - причем, реальность, скорее, ментальную, а не фактическую (страна лежала в руинах). Он нес в себе двойственный образ: с одной стороны, память о страшной цене, заплаченной советским народом за победу, с другой - ту радость и счастье, которые, как тогда казалось, пришли на долгие годы.
Победив во Второй мировой войне, страна выходила на принципиально новую ступень своего развития, отныне ее мощь должна была быть зримой не только в танках и самолетах, но и в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке и особенно в предметно-художественной среде - сосредоточении геИдегзР (духа времени). После беспрецедентных для мировой истории жертв и разрушений очевиден был спрос на оптимистичное мажорное искусство, которое могло бы утешить, помочь выжить, родить и воспитать новое полноценное, в том числе и в эстетическом плане, поколение - тяготы и неустроенность быта военного времени рождали мечту о светлом и изобильном будущем.
Образ великого (пусть пока воображаемого) праздника окрашивал в особые тона все монументально-декоративное и прикладное искусство, придавал им ощущение величавости, торжественности, пышности, реализовавшееся в насыщенности форм, разнообразии элементов и материалов, сочетании различных масштабов.
Формирование стиля «Победа» означало перелом в искусстве, знаменовавший освоение предметно-художественной средой нового круга образов и тем. Акцент с возвеличивания вождя перемещался, пусть не полностью, на возвеличивание простого солдата и его военного подвига. Это способствовало появлению идеализированных статуарных образов: скульптурных композиций, монументально-декоративных панно, изображающих защитников Отечества, фигуру Родины-матери (мозаика П. Корина «Ми- ру-мир» на станции «Новослободская», композиции росписи «Мир» и «Победа» Е. Лансере для Казанского вокзала, репрезентативная фарфоровая пластика А. Бржезицкой и др.). А также произведений с картинами исторических побед русского народа и его героев, легендарных святых, великих полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Тема войны и победы запечатлевалась на фасадах и в вестибюлях московского метро (скульптурно-орнаментальные композиции на станциях метро «Октябрьская» (кольц.), «Семеновская», «Электрозаводская», «Бауманская» и «Измайловский парк»), в мозаичных панно, в среднеазиатских и кавказских коврах, в многослойных росписях дулевских фарфоровых сервизов и палехских шкатулках. Она звучала в ритмичном факельном шествии горящих светильников (станции «Новокузнецкая», «Октябрьская», «Семеновская»), в салютообразном резном декоре хрустальных штофов и вазах.
Это был сложный и изысканно-монументальный стиль, гармонирующий с духом эпохи, народный, но вместе с тем элитарный, свидетельствующий о вновь обретенном единстве среды, нарушенном войной. Эта сложность, комплексность проявлялась в синтезе искусств, в рамках больших ансамблей, отражавших другой важный элемент советского «Большого стиля». Еще с середины 1930-х гг. в воздухе витала прерванная войной идея новой эстетической доминанты, способной соединить все проявления художественного творчества - от величественного здания и интерьера в метро до парковой скульптуры и фарфорового сервиза. В частности, это проявилось в установке на «дворцо- вость», требовавшей монументальности архитектурных форм и обильного многокрасочного декора
[iv] [v]. Об этом напоминали просторные светлые подземные залы-анфилады новых станций Московского метрополитена, и особенно Кольцевой линии (1945-1955), и материалы, используемые в них. Неслучайно одним и самых ярких проявлений этой «дворцовости» стал «зал Побед» станции метро «Комсомольская» (арх. А. Щусев, 1951), в котором сконцентрированы все типичные черты и признаки описываемого феномена.
Новые, обильно декорируемые интерьеры, очевидным образом, стали ассоциироваться не только с дореволюционной дворцовой, но и с церковной архитектурой. Только золотые паникадила, подсвечники, церковные ограды и пластика сменились теперь на роскошные люстры и изящные решетки в центральных залах, горящие как огонь боковые бра и светильники-торшеры.
Подобная ассоциативность поддерживалась и ретроспективизмом архитектурных форм. Обращение к наследию отечественного барокко, и особенно классицизма, свидетельствовало о понимании последнего как «порождения национального чувства формы, пространства, декора»5, а не о желании просто «сделать красиво», т. е. «каквстарь». Подобное отождествление классицизма и национальной системы эстетических ценностей обнаруживало несостоятельность упреков в эклектичности, которые нередко звучали в отношении искусства сталинского времени и, в частности, убранства метрополитена.