Личный опыт: из качалки в йогу

Jul 04, 2019 12:42


Что из этого вышло и при чем здесь мужской кризис среднего возраста - рассказывает наш постоянный автор Андрей Разумовский



С чего все началось

Каждый мужчина по-своему переживает кризис среднего возраста. Я вот, приблизившись к 35-летию, решил пойти в качалку. Главная цель - сбросить лишний вес, а вместе с ним чувство неуверенности.

Оплатил три персональных занятия с тренером, который поставил мне технику выполнения базовых упражнений и рассказал теорию. Оказалось, что основополагающий принцип бодибилдинга - постепенное увеличение рабочего веса и доведения мышечных груп до состояния «отказа». По-русски это означает: от предельных нагрузок на мышечных волокнах появляются микроразрывы, затем волокна регенерируются, на месте разрыва появляются рубцы. Это и есть наращивание мышечной массы. То есть огромные бицепсы, квадрицепсы, дельты - результат точечного саморазрушения.

И я устремился! Занятия дали результат: вес стал уходить, мышцы расти - и через два года я смотрел на собственные фотографии без отвращения. Кризис мой немного утих, подтверждая аксиому «добейся успеха - и обиды пройдут». Особую роль в занятиях сыграла белковая диета. Пониженное содержание жира (а в моем случае полное отсутствие) провоцирует выработку тестостерона, который также называют «гормон мужского счастья». Эмоциональный фон значительно улучшился.

Что пошло не так



Но со временем я стал испытывать дискомфорт в дни, когда не было занятий. Трех тренировок в неделю не хватало, чтобы снять стресс от того, что «мне 35 и это не кончается». Однако если я начинал заниматься два дня подряд, организм не успевал восстановиться - и удовольствия от тренировки «кот наплакал». Тогда я сократил продолжительность занятий до 30 минут и начал ходить в зал пять-шесть раз в неделю. Моя мудрая подруга предупредила меня: «Как ты относишься к телу, так и оно будет относиться к тебе». Но я не послушал.

Моя мудрая подруга предупредила меня: «Как ты относишься к телу, так и оно будет относиться к тебе». Но я не послушал.

Сначала заболели локтевые суставы, но я сделал вид, что все нормально. А когда появились проблемы с позвоночником, начал нервничать. Сначала сходил к остеопату, начал спать на доске. Боль в спине не проходила, и я был вынужден записаться на прием к хирургу. В ожидании приема (ждать месяц) отправился на массаж. Массажист встретила меня словами «Что ж вы так себя не любите?», оказала первую помощь и послала на йогу.



Но вместо этого я попал в секту. Так мне казалось первое время, потому что йога-студия, куда я записался, разительно отличалась от фитнес-клуба.

Разминка и пранаяма

Тренировка в качалке начинается с разминки. Мышцы необходимо разогреть, чтобы внезапная макротравма не лишила бодибилдера возможности наносить себе микротравмы. Это может быть пробежка, велотренажер, эллипсоид или базовые упражнения с малым весом. Йога же начинается с пранаямы.

Пранаяма и «дыхалка»

Пранаяма - комплекс дыхательных упражнений, которые запускают работу всех систем организма. Аналогом пранаямы в качалке является «дыхалка».

«Не хватило дыхалки», «дыхалка слабая» - можно услышать от бодибилдера. Дыхание в тренажерном зале рассматривается исключительно как ресурс для достижения результата. В йоге дыхание - базовый инструмент для работы с энергией.

Помню, как я испугался, когда стал замечать изменения в своем восприятии окружающего во время пранаямы.

Помню, как я испугался, когда стал замечать изменения в своем восприятии окружающего во время пранаямы. Дело в том, что дыхательные упражнения изменяют соотношение кислорода и углекислого газа в организме, что приводит к состоянию измененного сознания. Подобные ощущения испытывают альпинисты на вершинах гор, где воздух разрежен. Я заинтересовался этим вопросом и выяснил, что жители высокогорных селений живут дольше. Потому что дефицит кислорода запускает работу всех систем организма в усиленном режиме.



Шум и тишина

В студии йоги первое, что «бросается в уши» - это тишина. Если в раздевалке фитнес-клуба хлопают дверцы шкафчиков, громко разговаривают, смеются, то в студии все иначе. Тишина необходима для того, чтобы у практикующих была возможность собраться и сконцентрироваться. Ведь само занятие требует максимальной собранности. Йога - это не гимнастика, это исследование. Исследование собственного тела и его ощущений. Именно поэтому самый распространенный комментарий человека, который впервые побывал на йоге: «Я и не догадывался о том, что у меня есть эти мышцы».

Йога - это не гимнастика, это исследование.

Агрессия и эмоциональность

Необходимость доводить мышцы до состояния отказа требует определенной жестокости к себе. Бодибилдеры отличаются тем, что у них высокий болевой порог, который постоянно еще больше повышается. Очень часто можно увидеть, как человек, поднимающий штангу, начинает кричать. Это разгружает психику и помогает выполнить пиковое повторение.

Где-то через месяц занятий йогой, находясь в позе рыбы (лежа на деревянном кирпиче) я захохотал. Утробно, раскатисто, сытно. Это не было смехом над кем-то или чем-то. Это не было удовольствием или нервной судорогой. Это было нечто, похожее на вердикт происходящему в моей жизни за последние 30 лет.

Современный житель мегаполиса, оказываясь в ситуации, когда все его внимание нацелено на ощущения, а не мысли, испытывает ощущение освобождения. Что-то вроде последнего платежа по ипотеке.

Плач и смех - на йоге дело обычное. Мышечные блоки «распаковываются» и вместе с ними раскрываются психологические зажимы. Терапевтический эффект йоги связан с тем, что современный житель мегаполиса, круглосуточно пребывающий в состоянии внутреннего конфликта, оказываясь в ситуации, когда все его внимание нацелено на ощущения, а не мысли, испытывает ощущение освобождения. Что-то вроде последнего платежа по ипотеке.



Проза и поэзия

Очень субъективная мысль, которая пришла ко мне во время практики: поэзия йоги заключается в том, что ригидность - это метафора неполноценности. Много терминов, потерпите.

Когда вы выполняете асану, например пашчимоттанасану, первые секунды все тело раздражено. Подколенные сужожилия, голеностоп, поясница, широчайшие мышцы спины и даже шея устраивают жуткую какофонию. Появляется острое желание «убежать» от дискомфорта. Преодоление кажется невозможным, бессмысленным и даже противоестественным. Дискомфорт кажется ультиматумом, преградой, которую нельзя преодолеть. И одновременно (барабанная дробь) олицетворяет чувство неполноценности. Потому что выполнение любой асаны - это повторение за мастером. И мастер может то, чего я не могу.

Веками западная психология искала ответ на вопрос, как преодолеть комплекс неполноценности, из которого растут все страхи, фобии, неврозы, патологии. А ответ был на другом конце света. Ведь, чтобы что-то преодолеть, нужно это материализовать.

Веками западная психология искала ответ на вопрос, как преодолеть комплекс неполноценности, из которого растут все страхи, фобии, неврозы, патологии. А ответ был на другом конце света.

Ригидность - это физическая метафора неполноценности, «которая всегда со мной». И которую можно мягко преодолевать. И каждый день получать небольшое напоминание о том, что ты сделал еще один маленький шаг в сторону невозможного.

Осознанное наблюдение за тем, как мышцы, связки, сухожилия адаптируются к новым условиям, становится новым опытом. Опытом становится и то, как вслед за дискомфортом приходит пронзительная радость и релаксация. Ежедневная практика мягкого, деликатного преодоления непреодолимого накладывает отпечаток на все сферы жизни. Те ситуации, которые повторяются ежедневно и вызывают дискомфорт, становятся полигоном для наблюдения и эксперимента.

Практикующие знают, что качественная проработка всех групп мышц (и других систем организма) приводит к тому, что в течение дня тело постоянно напоминает о том приключении, в котором оно побывало во время практики.



И что опять пошло не так

Дальше - как в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб». После хатха-йоги я начал ходить на динамическую йогу, ваджра-йогу, йогу Айенгара, цигун.

Я начал наблюдать за своими ощущениями не только в зале для йоги. В раздевалке, натягивая джинсы, я контролировал дыхание. Стоя на перекрестке в ожидании зеленого света, я расправлял плечи и вставал в позу горы. Я начал заниматься самостоятельно. Купил коврик, скачал книгу, начал экспериментировать.

И напрасно. История развивается по спирали. Бывали дни, когда я вставал специально в четыре утра, делал часовой комплекс, а затем шел к девяти часам на групповое занятие. Со мной произошло то, что называется «улетел». Получив навык наблюдения за собственными ощущениями и инструменты для снятия физических блоков, я с безрассудностью бросился в этот мир, забыв о золотой середине. Я как бы пытался раз и навсегда распрощаться со всеми зажимами, комплексами, страхами.

Я начал наблюдать за своими ощущениями не только в зале для йоги. Я начал заниматься самостоятельно. Купил коврик, скачал книгу, начал экспериментировать. И напрасно.

В результате у меня случилось нечто вроде нервного срыва, когда с нагрузкой не справилась психика. К счастью, все обошлось благополучно. Я пережил несколько бессонных ночей, которые просто и доходчиво объяснили, что кризис среднего возраста не преодолевается с помощью юношеского максимализма.



На эту тему можно писать роман, потому что йога пробуждает творческие способности, стимулирует когнитивные процессы, улучшает память. Но я бы хотел просто тезисно зафиксировать те изменения, которые произошли со мной при переходе от силового тренинга к йоге.

Что изменилось во мне за последние 3 года?

  • Люди с гипертрофированными мышцами вызывают улыбку.
  • Занятия йогой проходят исключительно в случае «запроса тела», а не для достижения «особого» состояния.
  • Родные отмечают снижение конфликтности: любая спорная ситуация теперь не вопрос справедливости, а область исследования и компромисса.
  • Повысилась профессиональная эффективность. В работе открылись новые грани, проекты перестали быть локальными и теперь похожи на сообщающиеся сосуды.
  • Внутренняя зажатость, мешающая налаживать новые связи, уступила место открытости.
  • Из внутреннего диалога исчезли темы несправедливости, жертвенности, и прочие драмы.
  • Самое главное: я научился вовремя останавливаться.




Текст: Андрей Разумовский, культуролог. Пишет материалы, которые меняют его жизнь.

Подписывайтесь на нас в соцсетях - это удобно:


Читайте также:

осознанность, тренировки, fit, личный опыт, йога, фитнес

Previous post Next post
Up