UPD. 12.10.2024: Название поста изменено с "«5 уровней культуры» - ключ к Миру Полдня" на название "«5 уровней культуры» - ключ к Миру Понедельника". Пояснение в комменте.
«5 уровней культуры» - новая метода анализа социальных групп, социальных сетей и измерения социального прогресса, а также…
I. Итак, обещанная книга - это книга "Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры".
Авторы Джон Кинг, Дэйв Логан, Хэли Фишер-Райт.
Кратко смысл книги можно передать вот этой таблицей:
В табл. 1 обобщены пять стадий развития племенной культуры.
(прим.: Племя - это группа людей, в которую входит от 20 до 150 человек (число Данбара).
Но тем, кто никогда не задумывался на эту тему, придётся читать всю книгу.
Однако, книга мало того, что менеджерская, так там много всякой лабуды про бизнес, прибыль, маркетинг, консалтинг, корпорации - уши вянут.
Однако, книга мало того, что менеджерская, так она ещё и англосаксонская, там много всякой лабуды про откровения в комиксах, про прозревших наркоманов, ставших гениями бизнеса, про совместные обеды и вечеринки.
И дело не в том, что надо было назвать обеды застольями, а вечеринки - посиделками. Даже если мысленно это всё переименовывать, всё равно хочется отказаться от чтения. Поэтому начну с другой стороны, чтобы мотивировать вас на чтение этой книги. Только начав с самого начала можно понять, почему эта книга так важна.
II. Итак, начнём сначала. Почему надо читать книгу?? Потому что без неё попадаем в тупики, из которых не видно выхода. Перечислю тупики, но тезисно (иначе увязнем, каждый тезис надо на пост разворачивать с перечнем кучи литературы).
Как избавиться от «внутренней обезьяны»" и войти в царствие Мира Полдня АБС не говорят, они сами в своих произведениях блуждали в трёх соснах кругах Островной империи. И немного о Высокой Теории Воспитания (ВТВ) говорил в своих интервью Борис Стругацкий, что вот, мол, ДОЛЖНА такая быть. А откуда она возьмётся???
Вот здесь нам и поможет книга "Лидер и племя".
2) «Внутренняя обезьяна» в сообществе 2academy хорошо описана в следующих работах:
Добрович опять же говорит общие слова за всё хорошее:
трудовое воспитание, нравственное воспитание...
Нет, отрицать ни то, ни другое мы не будем. Но толку ли, если примитивные группы и примитивные межличностные реакции неистребимы? Как извести их?
И здесь нам опять поможет книга "Лидер и племя".
3) Перечитывал летом книги по этологии на предмет выискивания слабых мест, точек для взлома, точек воздействия - для того, чтобы получить т.с. анти-иерархин (способ против оборзения иерархов), о котором неоднократно спорили с fan_d_or'ом.
Подумал, что неплохо бы пошерстить книги по менеджменту/маркетингу и прочему успеху и обогащению на предмет анти-иерархина. Может быть кто-то что-то в них придумал не только об успехе, но и о том, как в коллективах усмиряют примитивные реакции и иерархов. Тоскливо подумал о том, сколько придётся перекопать такого добра, которое наваяли успешные менеджеры…
И вот подумал, что противоречия ЖСТЛ можно разрешать по-другому.
Не бороться с сопротивлением окружающей среды (общества), а вовлекать окружающую среду в творчество. Для этого надо в дополнение к ЖСТЛ создать ещё ЖСТК (жизненная стратегия творческих коллективов, организаций и цивилизаций).
На всякий случай погуглил, оказывается ТРИЗ-овцы уже несколько лет этим занимаются, даже название дали такое же самое - ЖСТК (но без цивилизаций;-))
В дополнение к ТРИЗ нам в дальнейшей работе опять поможет книга "Лидер и племя".
На этом месте можно перейти к разделу III. О книге Но мне хочется высказать ещё несколько догадок и предположений. Или составить список ДЦ.
5) Школа Мира Полдня Никто о ней ничего не знает, кроме того, что Стругацкие написали об интернатах и ВТВ (см. 6). Опять же общие слова о «внутренней обезьяне».
Книга "Лидер и племя" тоже не радует и высказывается весьма печально:
Официальная образовательная система разработана так, чтобы держать людей на третьем уровне (см. "Путешествие по культурным уровням")
И решение нашлось: подготовить новое поколение работников, обучая их внутри системы, которая больше походила на фабрику. (см. "Строительство экономики третьего уровня")
Однако выскажу предположение, что если у нас благодаря книге "Лидер и племя" наметились выходы из тупиков п.п. 1), 2), 3), 4), то благодаря ей же сможем справиться с тупиками в Школе и не только с «внутренней обезьяной» справиться, но и творчество и духовность поднять на небывалую высоту.
И сможем решить самое главное противоречие - НАСТАВНИК. Где взять столько наставников, чтобы всего этого добиться.
Есть у нас наработки в shkola30. И здесь нам опять поможет книга "Лидер и племя".
6) Высокая Теория Воспитания (ВТВ) (см. п.1 и п.5)
7) Мир Полдня Говорят, что АБС списывали людей Мира Полдня со своего ближайшего окружения, с людей творческих и одухотворённых. Говорят, что Мир Полдня это мир, в котором хочется жить. Проще говоря, это Мир Полдня - это мир людей творческих и одухотворённых. Выскажу предположение, что это мир пятого уровня культуры.
Но никто этот мир для вас не построит, никто путёвку на экскурсию или ордер на заселение не даст. Надо его строить самим. Но хоть сейчас. Остаётся извести «внутреннюю обезьяну» и заняться ВТВ. (см. п.п. 1)-6)
И надо прочитать книгу "Лидер и племя" и определиться с ценностями и целями своего племени. (см. п. 8)
8) Достойные цели = благородные цели В книге "Лидер и племя" много говорится о благородных целях. В ЖСТЛ и в ТРИЗ много говорится о Достойных Целях (ДЦ)
Догадки и предположения, список ДЦ. Совсем уже навскидку;-)
9) 2 проблемы цивилизации Культура это хорошо, но без работающей экономики никакая культура не проживёт. А с экономикой надо что-то делать, чтобы обойтись без кризисов и войн. Если уж говорить о ЖСТК+цивилизаций, то может быть 2 проблемы цивилизаций тоже можно будет на этом пути решить?
10) Коэволюция мозга и культуры Надо ещё перечитать записи лекций Александра Маркова aka macroevolution: "Коэволюция мозга и культуры" (пересказ со слайдами) ч. 1 (и далее по тэгу коэволюция). Нравится мне это магическое слово - коэволюция;-) Может быть тоже могут быть какие-то параллели и меридианы. Коэволюция мозга, культуры и... племени??
11) ГеоКультура Есть там свои параллели и меридианы:
13) Теория Власти Щеглов сослался на книгу, но ничего не сказал о том, как властные группировки и уровни культуры сочетаются или нет. Будем посмотреть.
14) Примеры использования метОды "лидер и племя для анализа: Анализ КЛФ Анализ сериалов Анализ протестов Анализ политики Путина Анализ семьи, внуки/деды Анализ движения "Бессмертный полк" - мы крутые.
III. Итак, читать всё-таки надо. Представляю книгу.
Книга рассказывает о 5 уровнях культуры (5ук) племён и как переходить с уровня на уровень. Племя - это группа людей, в которую входит от 20 до 150 человек (число Данбара). Что именно предлагается в книге:
Мы все время будем фокусироваться на языке, а не на психологии или духовности.
Мы фокусировались на том, что люди говорят и как меняется в итоге их поведение в племени.
Авторы говорят о языке, структуре взаимоотношений, точках воздействия и триадах. И самое главное, может быть, племя само родит новую, самоподдерживающуюся культуру.
У книги 5 уровней:
Подробное описание 5ук + Нудное описание прозревших наркоманов
Краткий пересказ каждой главы
Приложение А - краткий пересказ книги
Приложение Б - методика
+ таблицы (Таблицы слишком куцые, надо бы дополнить их из текста)
Таблица 2
Обратите внимание на то, как человек, обозначаемый кружочком (в правой колонке), переходит от состояния отчужденности (на первом уровне) до положения, когда он становится частью постоянно растущей сети (на пятом уровне).
Уровень
Сотрудничество
Настроение
Лейтмотив коммуникации
Ценности
5
Команда
Простодушное удивление
«Жизнь прекрасна»
(нет никакого «они»)
«глобальные» или «резонансные» ценности
4
Партнёрство
Гордость за племя
«Мы - крутые» (а они - нет)
«наши» ценности
3
Индивидуализм
Одиночество воина
«Я - крутой» (а ты - нет)
«мои» ценности
2
Разобщённость
Апатичность жертвы
«Моя жизнь - дерьмо»
(кто-то виноват)
1
Отчуждённость
Отчаянная враждебность
«Жизнь - дерьмо»
На третьем уровне внимание фокусируется на «моих» ценностях.
На четвертом - на «наших» ценностях. На пятом же - на «глобальных», или «резонансных» ценностях
IV. Это всё. Этот пост будет верхним, перепосты в vchernik и в 2academy + опрос только vchernik В каждом сообществе будет свой верхний пост по его профилю с тематикой "5 уровней кульутры". В каждом из этих верхних постов в комментах будут добавляться ссылки на развитие темы в данном сообществе. В сообществе 2academy и у меня в блоге vchernik будут суммироваться ссылки из всех сообществ и ссылки на внешние источники, если такие появятся.
Ставлю оповещение для возможно заинтересованных лиц (некоторым обещал несколько лет назад;-))
Не надо катить свою шарманку дискурса, у нас своя есть. Я знаю, что каждый правильный дискурс считает, что здесь должен быть только правильный дискурс. Но я предлагаю провести мозговой штурм.
Прошу (прописью - ПРОШУ) придерживаться правил мозгового штурма: • Начинает "юнга". • Приветствуется больше идей хороших и разных. • Полный запрет на критику. • Можно только развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи/мысли. Ещё раз повторяю: прошу (прописью - ПРОШУ) придерживаться правил мозгового штурма.
Вот такое ИМХО. Это моё личное, персональное, индивидуальное ИМХО. Ваше ИМХО принимается, но если ваше ИМХО считает, что у меня не может быть своего ИМХО или что у моих авторов и комментаторов не может быть своего ИМХО - буду посылать ваше ИМХО в лес/сад. ИМХО. Я достаточно убедительно высказался??
Комменты закрываю на сутки, чтобы все правильные дискурсы (особенно отягощённые страстями) успели пройти мимо и сюда вернутся только те, кому есть о чём сказать по теме, а не по дискурсу.