Источники 21/05/2019 - 14:56
http://www.aonoprienko.ru/?p=6184https://aftershock.news/?q=node/756490 Статья огромная, привожу только ИТОГИ. (добавил римские цифры)
Итоги
На этом мы оставляем Древний мир и Средние века. Заканчивая заметку, поскольку материал её разноплановый и обширный, сведём его воедино, дабы он разложился по полочкам.
Первым делом мы познакомились с двумя фундаментальными проблемами Цивилизации
I. - хронической инвестиционной недостаточностью
II. и вымыванием денег из обращения в Капитал.
Последняя быстро убивает социум, поскольку приводит к деградации денежного обращения и платёжеспособного спроса.
I.
Эффективно купировать инвестиционную недостаточность в течение достаточно длительного срока удавалось только двум цивилизациям.
1. Первая из них - Древний Египет эпохи Раннего, Древнего и отчасти Среднего царств, мотивировавший свободный капитал к самозахоронению в погребальной индустрии и культовых пожертвованиях.
2. Второй стала цивилизация Домината в течение двух веков счастья классического капитализма: в XVII веке в Северных Нидерландах и в XVIII веке в Великобритании. Ему даже удалось, используя в полную силу практически бескрайние в тот период возможности колониальной экспансии, создать эффект дефицита свободных капиталов, востребованных невероятно бурным инвестиционным процессом.
Мы не вправе включать в данный перечень Советский Союз, несмотря на то, что он не просто купировал, а решил обе проблемы. Его к категории Цивилизация не отнесёшь по определению - Советский Союз был первой в процессе социогенеза Постцивилизацией, приоткрывшей занавес над одним из вариантов возможного будущего.
II.
Вторая проблема - вымывание денег из обращения в Капитал - стала прямым следствием двойственной природы денег: они выполняют функцию как идеального посредника-катализатора обмена, так и столь же идеального инструмента накопления. Проблема обозначила себя в конце II тыс. до н.э., непосредственно в момент перехода к товарно-денежному обмену и инсталляции системного денежного обращения. Причём обозначила так, что сразу привела к «катастрофе бронзового века», поскольку мета-големы, которым по статусу было положено решать её, не наработали ни практик, ни необходимого для того инструментария. Полагаю, не в их силах было даже осознать суть постигшего социумы бедствия. Денежное обращение являет собой гормональный по своей природе контур регуляции социальных организмов, кардинально ускоривший процессы обмена и накопления, попутно катализировавший базовые биологические инстинкты особей. Для его настройки требовался инструментарий принципиально нового качества и переход на более высокий уровень управления, отвечавший скорости и силе отклика социальных процессов на точечные гормональные воздействия. Отказаться же от денег, идеального средства накопления, и от невероятно энергоэффективного товарно-денежного обмена Цивилизация была не в силах. Императив энергетической оптимизации настоятельно требовал не отказываться от «подарка», а решать проблемы.
Первой из великих империй древности годный для этого инструмент нащупала Ассирия, которая возвела войну и сопутствующий ей грабёж в ранг системной военной индустрии. К тому же невероятно быстрое восприятие ею фонетического арамейского письма, сменившего клинопись, позволило подняться её административному управлению на принципиально новый уровень. Вслед за Ассирией, используя её инструментарий и нарабатывая свой, в ранг воспрявших, а также совершенно новых великих держав друг за другом восходили и затем неизбежно угасали Вавилон, Древний Египет, Карфаген, Греция, Лидия, империя Ахеменидов, Македония, империи Птолемеев, Селевкидов, Рим, Парфия, Византия и пр. Совместными усилиями, при случае делясь опытом через механизмы имперского обмена, они обзавелись широким и в целом эффективным, но всё равно недостаточным инструментарием купирования ключевой проблемы Цивилизации. Знакомству с ним мы посвятили основную часть заметки.
1. Первая группа инструментов направлена на увеличение физического объёма денег в обращении:
1) разработка месторождений золота и серебра,
2) грабёж, в т.ч. юридически освящённый мета-големами, включая военную индустрию, как высшую, наиболее системную форму грабежа,
3) внешняя торговля, непременно с положительным сальдо торгового баланса.
2. Вторая группа инструментов была направлена на уменьшение потребности контура обмена в золоте и серебре:
1) создание второго контура денежного обращения с паллиативными «ракушечными» деньгами,
2) вынужденная инсталляция феодализма, де-факто вернувшего огромные массы населения из товарно-денежного обмена обратно к натуральному.
3. Третья группа инструментов из серии «мясорубки» свободных капиталов, осуществлявшей на постоянной основе их обратную переработку в фарш платёжеспособный потребительский спрос. К её острым «ножам» относятся
1) элитарное потребление,
2) культовые пожертвования, в пределе - церковная десятина,
3) денежное, а не натуральное, налогообложение, впервые на системной основе реализованное сверхимперией Ахеменидов,
4) ростовщичество - прямые инъекции свободных капиталов в денежное обращение, быстро и с походом возвращаемые обратно в депо,
5) тяжёлая рука диктаторов, разрушавших часть из непомерно разросшихся денежных депо,
6) инвестиционный контур экономики, катализируемый алчностью, конкуренцией, инновациями, экспансией.
Особняком от всех перечисленных выше инструментов стоит колониальная экспансия - композитный, даже не инструмент, процесс - синтез инструментов из всех трёх групп.
О степени серьёзности и губительности ключевой проблемы свидетельствует сила её воздействия на социумы. Именно она стала причиной «катастрофы бронзового века», и позже в эпоху античности привела к крушению её социальной базы через обезземеливание мелких собственников. Те, вследствие регулярной деградации денежного обращения, лишались возможности полноценно включаться в товарно-денежный обмен, как следствие, возобновлять средства производства, платить денежные налоги и исполнять прочие социальные обязательства, возникавшие в рамках античного общественного договора. Далее железная логика решения проблемы, угрожавшей стабильности социумов, продиктовала инсталляцию феодализма, который стал возвратом из античности обратно к деспотичным социальным формам. Вынужденно откатившись назад, социосистема тем самым признала дистрофичность инструментария переработки свободных капиталов обратно в спрос в сравнении с эффективностью товарных циклов, ростовщичества и олигархии, перерабатывавших спрос в Капитал.
Феодализм более чем на тысячелетие ввёл социумы в состояние устойчивого гомеостаза с плавной поступательной стрелой развития, пока не случилось открытие Нового Света. Здесь начинается тема анонсированной выше следующей заметки, которую мы посвятим эволюции инструментов регенерации денежного обращения в эпоху классического капитализма, а также их состоянию на выходе из него.