Тут у нас на дистанции пути железнодорожные меняют. Не все, а только один - чётный. В нашем случае - тот, по которому поезда из Москвы идут. Дело-то, в общем, обычное, но мне как-то не приходилось видеть раньше все эти манипуляции в таком приближении. Поэтому воспылал интересом и чуток поснимал на телефон ту часть процесса, что на виду оказалась.
Будь я за рулем, то спокойствие и любопытство мои вряд ли носили мирный характер. Оно и понятно: на ближайшем к станции переезде творилось что-то страшное. Водители, особенно те что не в курсе происходящего оказались, после часа ожидания у шлагбаума имели самый решительный вид. Ну, а я топал себе пешочком, зная о том что Яхрома наша на некоторое время оказалась в транспортном смысле не совсем состоятельной. Но и у меня тревожно кольнуло сердце, когда своими глазами увидел, что пути, по которому я должен буду вскорости вернуться домой, попросту нет.
А есть какой-то странный самодвижущийся состав из нескольких платформ, на последней из которых установлена здоровенная стрела крана. И вот этот состав, двигаясь в сторону столицы, методично, с помощью траверса и подсобных оранжеворубашечников, убирает вслед за собою и прямо в свое чрево, целые куски стального полотна, выгрызая за раз метров по двадцать пять. И так это ловко у них получается, что вся процессия движется едва ли не быстрее обычного пешехода. Замыкает колонну колесный грейдер, ловко сдирающий старую щебенку, что была под шпалами.
Между прочим, наша Савеловская железная дорога не так стара. Ей всего-то лет 120. В декабре 1897 года технические условия на постройку линии были одобрены инженерным советом МПС и утверждены министром путей сообщения М.И. Хилковым. Да, да... Тем самым Хилковым, бюст которого установлен перед фасадом вокзала на станции Слюдянка (Транссиб). Мы о нем уже писали (
https://141840.livejournal.com/124485.html). Это был очень деятельный человек. Постройкой Савеловской железной дороги занялось Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Потому начиналась она соединительной веткой от станции Лосиноостровская Ярославского направления, а уже потом через Бескудниково выходила на современную трассу. Савеловский вокзал (изначально Бутырский) был введен в строй лишь в марте 1902 года. Многие станции новой железной дороги получили имена землевладельцев и промышленников, оказавших наиболее весомую поддержку строительству. Вот откуда на нашем направлении появились странные наименования остановочных пунктов: Марк, Катуар, Кузнецово... Последнее не сохранилось. Оттого что Кузнецов-владелец фарфорового завода в Вербилках (подробнее здесь:
https://www.gudok.ru/zdr/175/?ID=1327006) . А рельсы и шпалы в прежние годы были не такие как ныне. Длина одного рельса и материал шпал были совсем иные.
Справедливости ради скажу, что освобождал наш край от фашистов генерал под такой же фамилией что и бывший владелец завода в Вербилках, так что историческое название Вербилкам можно было и вернуть. Хотя нынешнее мне больше по вкусу.
Да, все меняется... Даже станция в Яхроме не всегда была такой как сейчас. Еще и в моей памяти сохранились воспоминания о деревянном здании яхромского вокзала, который хоть и ветхий уже был, но очень теплый. Был в нем и зал ожидания с двумя-тремя скрутками гнутых фанерных кресел. Не высший пилотаж, конечно, зато в морозный зимний день настоящее спасение. Сейчас-то и такого нет. Вот и лезут мёрзнущие пассажиры в единственный магазинчик, что поблизости. А там не рады им совсем - и без посторонних тесно, а покупать они все равно ничего не покупают. Был раньше на нашей станции даже туалет! Вот как! Теперь - иначе. Видимо, расчет у железнодорожников такой: тут тебе не курорт, вылез из электрички - проваливай, нечего по туалетам и вокзалам шляться! А если недоволен - пару маршрутов отменим, враз обрадуешься! И ведь отменяют. Насовсем. Регулярно.
Вслед за первым самодвижущимся составом, на некотором отдалении движется второй. Этот действует по зеркальной схеме. Стрела крана на головной платформе, с помощью траверсов, вытягивает из внутренностей последующих платформ заранее собранные рельсово-шпальные пакеты и кладет их перед собой. Тут же, наехав на только что уложенный путь, операцию повторяют. Путейцы при этом внимательно следят за тем чтобы шпалы и рельсы ложились именно туда, куда им и надо лечь. Быстро и ловко они скручивают звенья, стыкуют их, укрепляют шпалы, делают подсыпку. Очень слаженно у них это получается. Одного только не пойму на это все глядучи, если так все отработано за два столетия существования железных дорог в России, то почему мы БАМ так долго строили?
Да... А вечером я домой вернулся. Уже по новому пути. Не знал бы - ни за что бы не догадался!