Моя "коллекция". Про сундук я уже рассказывал(тэг "Артефакты"). А еще здесь пришва, навой и часть сновальни.
Совсем недавно, а именно карантинные дни, я собрался силами и рассказал вам, дорогие друзья, о музее в Тальцах.
Музей этот - архитектурно-этнографический, а значит его экспозиция богата различного рода деревянными строениями и предметами крестьянско-казачьего быта (для тех кто только что подключился к моему журналу и не знает о чем я веду речь, есть тэг "
Тальцы"). Очень много интересного в том музее. Все добротно и качественно. Но почему же сегодня я решил вновь вернуться к этой, казалось бы, уже раскрытой теме? Да потому что именно сейчас, пока рассказ тот не ушел слишком далеко в глубь потока моих постов, хочу поведать миру о связи, существующей между предметами и явлениями невзирая на расстояния и культурные различия. А связь эта безусловно есть, как есть закон всемирного тяготения. Такая же очевидная и загадочная.
Навой.
Скажем, вот прямо сейчас за моею спиной, в уголочке у журнального столика, тихо мирно стоит метровый обломок деревянного изделия. Похож этот обломок на дубинку или палицу. В рукоятке, на всю ее длину, продольная прорезь. Набалдашник с четырьмя (или с двумя - это как считать) сквозными отверстиями. Когда я нашел этот предмет на краю опустевшей деревни в развалинах крестьянского погреба, я долго ломал голову над тем, что это за штуковина. Ведь кто-то ее делал. Старательно и терпеливо. А, затем хранил и берег, потому что иначе бы не видать мне этой колотушки во век. Не найдя точного ответа, а лишь имея смутные догадки, я, на всякий случай, прихватил находку с собой.
Прошло несколько месяцев. В сенях нежилой избы, хозяева которой давно уже не на этом свете, я подобрал другую вещицу. Она была похожа на деревянную катушку или миниатюрный колодезьный ворот. Состояние отличное. Как не взять? В хозяйстве не пригодится, но в паре с "палицей" это уже коллекция древностей. Помню, в той умершей деревне попадались и другие занятные предметы. Пасека со всем оборудованием, деревянная борона, всякая посуда, сундуки.... Почему я взял именно "катушку"? Не знаю.
Ткацкий челнок. Тальцы.
Моя коллекция пополнялась и после. И вот у меня в руках оказалась вторая "палица". На этот раз целиковая. Нашлась и вторая "катушка", вернее, ее половина. Появилась даже "палица" о двух дисках, похожих на жабо и юбку. Это детали какого-то широко распространенного кустарного механизма, догадался я. Неужели домашний ткацкий станок?
Догадка требовала подтверждения.
Кустарный ткацкий станок.
И вот "Тальцы". Я в деревне ремесел. У ткацкого станка. За тысячи километров от тех мест, где я собирал свою "коллекцию". Но именно здесь, по закону связи явлений, я нашел ответы на вопросы, заданные самим ходом событий. Моя "палица" - это деталь станка. Называется "пришва". Другими словами это передний валик ткацкого станка, на который наматывается готовая ткань. "Палица" с жабо и юбкой - этой навой. С него подаются нити основы. Навой и пришва - две главных "катушки" ткацкого станка.
Сновальня.
В той же комнате, того же далекого музея нашелся и "колодезьный ворот". Ан это и не ворот! Это сновальня. Барабан для подготовки нити к намотке на навой. Такие дела! Но почему же руки сами потянули в дом оборудование легкой кустарной промышленности? Может закон связи явлений и на это ответит?
"Современный" - по меркам 70-80-х годов 20-го века. Ткацкий цех в Яхромской прядильно-ткацкой фабрике был почти таким же. Взял фото здесь:
https://ds04.infourok.ru Город Яхрома, моя малая родина, возник благодаря прядильно-ткацкому производству, которое затеяли здесь русские промышленники 19-го века, самым видным из которых был Иван Артемьевич Лямин. Человек деловой и достойный. Благотворитель и меценат. Его подходу к ведению дел неплохо бы и нынешним "бизнесменам" поучиться. В городе до сих пор стоят построенные им добротные казармы для рабочих, главный храм, способный принять не менее тысячи прихожан сразу, цеха и корпуса бывшей фабрики. А ведь были еще и построенные под чутким надзором Лмина и на его средства детский сад, школа, ремесленное училище, больница, объекты инфраструктуры такие как мосты дороги и насосные станции.
Это даже странно теперь, что фабрика закрыта, что остановилось сердце города, запущенное Иваном Артемьевичем. Но я хорошо помню тот момент, когда впервые оказался в ткацком цеху. Да и как забудешь! Нет того мерила, той планки, с которой можно бы было сравнить этот адский шум. Его выдавали десятки станков в каком-то бешеном ритме. Это невозможно описать! Я орал в ухо товарищу что-то восхищенное, во все горло и что было силы, до слез, но он меня не слышал и невозмутимо смотрел на ритмичный ход станковых векошек. По широким проходам и меж машин ловко лавировали работницы. В цветастых косынках и с какими-то крючками в руках. У каждой по нескольку подопечных машин. В ткацком цеху в ходу язык жестов и надрывный крик. Наверное после смены у ткачих еще долго шумит в голове.
Боже! Как давно это было! Да и было ли? Что есть реальность - порой и не поймешь! Может быть все наши воспоминания - это лишь необходимый для восприятия чего-то последующего базис, который необходим для взаимодействия в рамках закона связи явлений? А?!