Ростов Великий. Знакомство.

Sep 26, 2020 23:58

  Повстречал сегодня давнишнего знакомого, который лет десять как  уехал из нашего города насовсем . Разговорились понятное дело.  О семье, о настроении. И конечно же я поинтересовался в каких же местах мой старый приятель теперь обитает. Он назвал мне имя населенного пункта, о котором я слышал разумеется, но быть - не был.   Почему человек срывается с места - вопрос отдельный и я в него вдаваться не хочу, а вот куда его прибивает - любопытно. Потому что наивно верю в то, что люди любят жить там где красиво и там где удобно. Что же такого прекрасного в том селе, куда перебрался мой визави? Неужели там лучше чем в нашей Яхроме?
  Вечером, примостившись у компьютера с чашечкой брусничного чая, я набрал в поисковике то самое название. Ага! Вот они фотки! Что такое?! Продуктовый магазин.... Он же с торца. Он же в ряду безликих, обитых сайдингом, домиков. Какие-то сосны. Металлические типовые заборы... Опять "Продукты"!  И еще... О, как! Нет, получается, ничего вдохновляющего в этом селе? Только "Продукты".Значит не так уж притязателен мой старый знакомый. Ну, да ладно - с него станется. Главное человек он хороший, бывший военный, хотя, как известно, военные бывшими не бывают....
   К чему я все это веду?  Мысль моя - самая простая. Мы должны, просто обязаны, делать этот мир красивым. Чтобы загуглив, например, "Москва", увидеть не рынок "Садовод"  в десяти различных ракурсах, и не уродливую коробку какого-нибудь ТЦ, а что-то другое. То, что содержит  частичку нашей души, воплощенное в архитектурные или ландшафтные формы. И я не хочу слышать про то, что в существовании ТЦ или рынка душа тоже повинна. Не до того!



Соборная площадь и Успенский собор, за которым виднеется знаменитая звонница.

Пятый! Вы понимаете, это пятый по счету собор на этом самом месте, начиная с десятого века.  Но и он уже перешагнул своим возрастом через полутысячелетие. В одном из пяти крестили Сергия Радонежского. Однако! Перед вами Успенский собор Ростовского кремля. Он на полтораста лет старше этого самого кремля! Всегда, после того как предшествующий храм сгорал или разрушался, на его месте строили не торговые ряды, не скотобойню, а новый. Лучшие мастера, огромные средства, титанические усилия - это все вложено сюда! Да, я знаю - к этому часто принуждала власть и жестокая сила, но с какой завидной последовательностью, как разборчиво, с какой любовью. Считая, что именно вера и красота превалируют над всем. И именно поэтому сегодня нам есть на что смотреть! А что оставим мы? Такие продвинутые, развитые и свободные? В нашем наследии будет много полезного, но мало красивого и утонченного. Стыдновато как-то перед потомками!



Еще до того как митрополит ростовский Иона Сысоевич задумался о строительстве своей  резиденции (нынешнего кремля).... Да, что там! Задолго даже до его появления на свет Ростов слыл городом благочестивым и видным. Задолго, но не всегда!   Язычество.... Язычниками было население этих мест на протяжении  веков. И оно далеко не сразу, вместе с киевским князем Владимиром в 988 году, приняло христианство. Долго еще здесь поклонялись идолам  в кумирнях и на капищах. А затем последовал удивительный период сосуществования язычников и христиан.
   Самая ранняя церковь в Ростове была построена греком Феодором - первым епископом Ростовским. И это была именно Успенская церковь. Первая из пяти. Из дуба. При ней был организован клир, т.е. штат духовных лиц. Отношения самого Феодора с местными, при этом, не заладились.  Толерантности трухлявые боги не учили. А на стороне идолопоклонников был еще и подавляющий численный перевес.  Речи Феодора, компромитирующие гнилых кумиров,  им показались крамольными и оскорбительными.  Его просто изгнали прочь из города вместе со товарищи. Через восемнадцать лет Феодор вновь, под защитой сына киевского князя,  вернулся в Ростов. И опять не удержался, будучи изгнан повторно. Его судьбу изгнанника повторил и следующий епископ Ростовский - Илларион, который был встречен язычниками с ненавистью. Вероятно, изгнав проповедников, ростовцы не решались разрушить  храм Успенья. Опасались княжеской власти, не придавали этому строению особого значения или дуб, как таковой, имел в их глазах тотемное значение - не знаю. Первая церковь простояла полтора века пока не сгорела  в пожаре.



Успенский собор  внутри.

Святитель Леонтий через несколько десятилетий после Феодора оказался упрямее своих предшественников. Изгоняемый не раз, встречая упорное, вплоть до восстания и угроз смерти, сопротивление он не покидал ростовский край, а настойчиво занимался миссионерством.  И дело двинулось с мертвой точки. Но долго еще Ростов делился на языческую и христианскую части. Тлела духовная вражда, к счастью не переросшая в войну.  А епископов Ростовских изгоняли и позднее, даже в 14-м веке!  Я говорю о Иакове Ростовском, основателе Спасо-Яковлевского монастыря, о котором я уже упоминал когда-то. Правда, тогда все свалили на самовольство бояр. Но, только ли оно было виновато? Может его причины - древние верования?



Погуляв по соборной площади, можно бы было зайти и внутрь Успенского собора, но в тот день он оказался закрыт. Шла реставрация. Поэтому я привожу снимки его интерьеров из другой моей поездки, когда двери были открыты, несмотря на то, что реставрация по прежнему продолжалась. Внутренние стены, своды и колонны покрыты фресками, масляной росписью и иконами. Сюжеты - самые разные, в полумраке их  сложно было рассмотреть в подробностях, хотя и при свете толку бы было немного - я еще тот знаток. Известно что фрески были обнаружены в 1950-м году именно под слоем масляной росписи
Интнрнет утверждает, что самые ранние сохранившиеся фрески датируют второй половиной 16-го века. Но большая часть все-таки  более позднего периода.



Иконостас, как перегородка, в храме существует, а вот икон нет. Надеюсь они где-нибудь в надежном месте дожидаются окончания ремонтных работ. Амвон закрыт стеклом, в алтарь, который тоже еще не восстановлен пускают всех желающих, невзирая на пол.



Успенский собор - храм кафедральный, с самого своего зарождения. Поэтому его отделке уделялось особое внимание.  Множество малых архитектурных и художественных форм можно увидеть в деталях, поражаясь искусству мастера их изготовивших.



В храме сохранились в отличном состоянии полы. Насколько я помню они из чугуна. Отлиты в форме квадратных плит с узором из растений и цветов. Такие полы, насколько мне известно, имеют под собой каналы для теплого воздуха и в холодное время года подогреваются.



Отдельным постом покажу и расскажу про знаменитую звонницу ростовского кремля, что находится здесь же на соборной площади. О ней можно говорить долго. Потому что это настоящее чудо. А пока, через ворота под церковью Воскресения и небольшой коридор с окошком кассы, давайте перейдем на Архиерейский двор.



Эта часть ростовского Кремля, как я уже рассказывал, детище митрополита Ионы Сысоевича,  который с 1660-х годов строил здесь Град Небесный и одновременно свою резиденцию. Но сегодня это очень красивый ларек по продаже истории и развлечений. По палатам, теремам и казематам разместились многочисленные экспозиции, кафе и киоски. Что подходит этому место больше - решайте сами.  Зевак тут хватает всегда.



Пруд в центре двора очень живописен. В его центре домик для птиц. В воде мелькают диковинные рыбы. Детвора шумит и егозит на бережку. В глянцевой глади отражаются храмы и палаты Архиерейского двора. Вот церковь Воскресения. Из  ворот что под нею,  как из шлюза, партиями выплывает народ.



А вот одноглавая церковь Одигитрии, самая молодая из всех в Кремле. Ее построили в 1692-93гг. Московское барокко. Стены церкви гладкие, но из-за окраски под бриллиантовый руст кажутся рельефными.



Вокруг пруда вьются дети, туда-сюда снуют ряженые,  зеваки, типа меня, с камерами у глаз во всех углах. Вот один в экстазе шагнул прямо в воду. И ничего - смеётся. Вот  расходятся две  экскурсионные группы из двух разных городов. Вдруг радостные крики и хлопанье ладонями по плечам. Что такое? Встретились сослуживцы, работающие на одном предприятии. Вот как бывает! Все вокруг оборачиваются. Растерянно улыбаются.



И только утки, что вылезли из пруда почистить перышки, невозмутимы. "Эти люди такие странные - кряхтят они,- такой замечательный пруд, а они ходят по берегу и рыбу пугают. Нет чтобы червячка заморили!"



А, и точно! Голод-не тетка! Нужно к домику на Погребах пробираться. Там горячий сбитень и пироги с капустой прямо у русской печки отведать можно!
 Ну, вы тут фотки смотрите. Они, кстати, удачными получились, а я в Погребок.  Подкреплюсь немного.

Храмы, Ростов, Мысли, Мои фото, Вернисаж

Previous post Next post
Up