Василий Гроссман. Дух армии

Feb 06, 2015 15:39


Вас.Гроссман || « Красная звезда» №29, 5 февраля 1942 года

За доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков, группа советских партизан награждена орденами и медалями Союза ССР.

Честь и слава народным мстителям, подрывающим тыл фашистской армии!

# Все статьи за 5 февраля 1942 года.




Мы снова на Украине. Снова белеют милые украинские хаты, крытые соломой, слышится певучая речь, снова криницы, плетеные заборы, вишневые и яблочные садки, засыпанные снегом. Войска идут по освобожденной украинской земле.

Едем в часть, которой командует полковник Песочин. В эту ночь необычайный для здешних мест мороз. Железный ветер жжет, дым поземки стелется по полям и вдоль дороги. Колонны войск, обозы, гусеницы танков и тягачей, колеса орудий и грузовиков с боепитанием пронзительно скрипят по сухому морозному снегу. Молчат укутанные ездовые, их подшлемники, спущенные уши шапок обросли инеем. Из темноты появляются молчаливые фигуры в заснеженных шинелях и снова уходят в темноту.

На перекрестке дорог, у небольшого деревенского мостика, скопление машин. Скрипя, под'езжает тяжелое орудие. Укутанная фигура ездового поднимается во весь рост. Ездовый, осипший от мороза, кричит, указывая кнутовищем на деревенскую улицу:

- Эй, хлопцы! Здесь, что ли, дорога на Берлин?

И в ответ ему из морозной тьмы раздается хохот. Десятки голосов отвечают ему, смеются шутке танкисты, шоферы, номера орудийных расчетов.

Нелегко воевать в глубоких снегах, в январские морозы, под степным ветром. Но когда ночью проезжаешь мимо дымных степных костров, часто слышится хохот, видишь задорного танцора, отплясывающего на утрамбованной снежной площадке. Во время отдыха звучит гармошка, в батальонах, дивизионах почти сами собой возникают хоровые и струнные кружки, появились свои ротные чтецы, декламаторы. Во время недолгих стоянок в деревнях слышится хоровое пение - поют «Катюшу», поют «Тучи над городом встали», поют прекрасные украинские песни, поют «Раскинулось море широко». Войска идут вперед весело, уверенно.

Утром двадцать немецких танков прорвались на фланге наступавшей части полковника Песочина. С танками встретились пехотинцы. Для многих этот бой был первым в жизни, но ни один человек не дрогнул. Пехотное подразделение, поддержанное артиллерией, отразило танковую атаку. Часть, ни на минуту не остановившись, продолжала движение вперед и заняла сильно укрепленный немцами населенный пункт. Очевидно, фашисты надеялись, что появление тяжелых танков на фланге части вызовет смятение. Они думали, что смутится командир, смутятся бойцы. Они просчитались, потому что не учли дух нашей наступательной армии.

Дух армии! Он проявляется во всем - в шутке, в песне, в пляске бойцов у ночного костра, в смелом решении командира полка, в веселом бесстрашии, с которым необстрелянный красноармеец встречает германский танк, в задорной пальбе, поднимающейся навстречу шестерке пикирующих бомбардировщиков, в наступательном плане маршала. Дух победы, дух уверенности, дух правды!

Это незнакомо германским солдатам, безвозвратно потерявшим свою былую наглость и спесь. В лицах их пленных, в письмах, которые они пишут домой, в приказах их генералов, в обороне, которую они строят, и даже в упорстве, с которым цепляются они за чужую, захваченную ими землю, - во всем проявляется дух обреченности.

Вот перешли они в контратаку на большую деревню, лежащую на берегу реки. С наблюдательного пункта хорошо видны немецкие цепи, спускающиеся по снежным холмам. Они идут в знаменитую «психическую» атаку. Их встречает несколько пулеметных очередей, огонь наших пулеметов не очень силен, но немцы, пройдя несколько шагов, залегли. Видны две фигурки, бегающие вдоль лежащей цепи. Фигурки машут руками, неистовствуют. Ясно - это офицеры. И вот солдаты снова поднялись и пошли вперед. Строчат песочинские пулеметы, и снова залегли немцы. «Инфантери» не хочет итти вперед. Опять забегали смешные жестикулирующие фигурки. Цепи поднялись, прошли десяток шагов, заколебались. Видно, как мечутся люди, и вот они уже бегут беспорядочной толпой, поднимаются на гребень холма, сливаясь с морозной дымкой на горизонте. А восточный склон холма весь в черных неподвижных точках. Так выглядит «психическая» атака в январе 1942 года.

Гитлер в своем последнем обращении к войскам восклицал: «Мои солдаты!». Он требовал от них стойкости, он не звал их вперед, он призывал их держать захваченную землю. Призыв атамана разбойничьей шайки не отдавать награбленное добро. Обращение читали в частях перед строем. Затем каждый солдат расписывался в том, что он слушал обращение фюрера и обязуется не отступать. «Мы выслушали свой смертный приговор и сами подписали его»,- говорили между собой солдаты. Таков дух германской фашистской армии.

Пусть никто не думает, что нашим бойцам легко воевать. Сурова война в зимнюю стужу, нелегки длинные ночные марши в глубоких снегах, упорен враг, жестоки сражения с немецкими гарнизонами, тяжко бывает на сердце, когда глядишь на пылающие среди ночи огромные костры подожженных немцами деревень. В невиданных по жестокости боях, обагряя сыпучий снег своей праведной кровью, освобождают бойцы украинскую землю от немецких поработителей.

Но десятки украинских сел вновь становятся советскими. Новые тысячи и десятки тысяч людей возвращаются в семью советских народов, тысячи глаз плачут слезами радости, глядя на бойцов, входящих в полуразрушенные немцами деревни, тысячи уст благословляют их. И в этом один из могучих источников, питающих дух нашей Красной Армии. Древний миф об Антее, становящемся сильнее с каждым прикосновением к земле, превратился для немецких захватчиков в свою роковую противоположность. Не сильней становились они, прикасаясь к нашей земле. Каждый шаг в глубь нашей страны подрывал их силы, подтачивал их дух. Наша земля обессиливала их своей ненавистью, своим могучим простором, губила их, отравляла. И пришел день, когда захватчик обессилел, стал истекать кровью.

Ну, а для нас жив этот прекрасный миф. С каждым шагом вперед, с каждым прикосновением к родной земле новые физические и духовные силы вливаются в нашу Красную Армию. Уже сотни тысяч освобожденных людей снова работают в семье наших народов, оживают железные, шоссейные, грунтовые дороги, фабрики, заводы, восстанавливается кровообращение, возвращается тепло жизни.

И дух Красной Армии крепнет с каждым шагом вперед,- дух борьбы, дух бодрости, дух победы. // Василий Гроссман, с. Залиман, Савинского района, Харьковской области.
________________________________
И.Эренбург: Немец ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Гретхен ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Вавилон* ("Красная звезда", СССР)
А.Толстой: Русский и немец ("Красная звезда", СССР)

*****************************************************************************************************************
Весна

Гитлер хочет отыграться весной, взять реванш за Клин, за Можайск, за Холм, за Лозовую. Гитлер ждет весны, как влюбленная девица. Он торопит солнце. Зато он осаживает своих солдат: «Потише! Нельзя так быстро отступать...»

Немецкие инженеры готовят новые бомбардировщики, новые танки. Немецкие генералы формируют новые дивизии. Может быть весенние танки Гитлера будут лучше осенних, но весенние солдаты у него будут весьма посредственные. Это будут солдаты-недомерки. Гитлер думает моторами заменить солдат. Он ждет весны, когда настанет сезон для танков.




Почему Гитлер не взял Москвы? Мы измотали немцев на подступах к столице. Мы заставили их напрячь все силы. Это - прошлое. Мы должны теперь глядеть вперед. Мы должны измотать немцев, наступая. Если они окружены, кольцо должно быть железным: пусть подымают руки или протягивают ноги. Если они уходят, нужно сделать так, чтобы они убегали. Если они убегают, нужно сделать так, чтобы они не убежали. Стоит замешкаться, и немец вывезет миномет. Этот миномет еще может наделать много бед. Сейчас немцы замерзли, обескуражены, подвоз у них плохой, вместо сала они сосут свои паршивые лапы. Нужно их бить, пока они не опомнились, не отогрелись, не от’елись.

Гитлер понимает, что ему нужен эффектный жест. Он копит резервы к весне. Однако не от него зависит, когда и где эти резервы увидят смерть. Если Гитлер решил стать экономным, мы растрясем его кошелек. Легко ему беречь свои резервы, когда мы в Можайске. Посмотрим, сбережет ли он резервы, когда мы будем в Смоленске. Когда мы освободим Белоруссию, мы не только будем радоваться встрече с минчанами. Мы еще отпразднуем гибель гитлеровских резервов.

Напрасно Гитлер надеется на весну. Мы сейчас бьем фрицев по-зимнему. Весной будем бить по-весеннему. Мы не ждем, мы идем вперед, и Гитлер может спеть грустный романс: «Не для меня придет весна...» Весна придет - для нас. // Илья Эренбург.
____________________________________
И.Эренбург: Фрицы о фрицах ("Красная звезда", СССР)*
И.Эренбург: Осенние фрицы ("Красная звезда", СССР)

*****************************************************************************************************************
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. На снимке: Немецкие солдаты, взятые в плен нашими войсками у озера Ильмень.

Снимок спец.фотокорр. «Красной звезды» С.Лоскутова.



*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

# Сводка Совинформбюро за 4 февраля 1942 года

Летчики части тов. Журавлева, действующей на Северо-Западном фронте, за время с 20 декабря 1941 года по 3 февраля 1942 года уничтожили 767 немецких автомашин с боеприпасами и пехотой, 10 легковых автомашин, до 300 повозок с грузом, подавили 21 батарею полевой артиллерии, 13 точек зенитной артиллерии, 31 зенитно-пулеметную точку, подожгли 13 железнодорожных эшелонов, взорвали 6 складов с боеприпасами, рассеяли и истребили до 3500 солдат и офицеров противника.



Несколько советских разведчиков под командой заместителя политрука Николаева атаковали немецкое подразделение в составе 80 солдат и офицеров. Огнем из автоматов разведчики истребили 30 немцев. Остальные в панике разбежались.



Группа бойцов во главе с лейтенантом Поповым, проникнув в тыл отступающих немецких частей, уничтожила расчет вражеского противотанкового орудия. Захватив орудие, лейтенант Попов прямой наводкой начал расстреливать противника его же снарядами.



На одном из участков Карельского фронта у проволочных заграждений обнаружены белофинские листовки. На многих из них под печатным текстом рукой сделаны приписки такого содержания: «Внимание! Не мы воюем, а нас, финнов, принуждают воевать немцы».



Пленный солдат 14 роты 53 полка 14 немецкой моторизованной дивизии Гейнц Эшер рассказал: «Около села Левашово эсэсовцы повесили 5 человек из местных жителей. Я сам видел виселицу. В этом же селе я видел трупы с отрубленными головами. Этих людей замучили эсэсовцы».



Изобретатели и рационализаторы советской страны своей творческой работой помогают Красной Армии громить немецко-фашистских захватчиков. На Горьковском автозаводе имени Молотова в течение месяца было внесено 770 рационализаторских предложений. Осуществление только одного предложения молодых инженеров тт. Борисова и Горбмана даст 500 тысяч рублей экономии в год. Предложение молодых технологов тт. Тихонова и Минадова поможет заводу ежегодно экономить 450 тонн металла. Бригада мастера Матвеенко на Хабаровском заводе имени Горького внесла 10 ценных предложений, из которых 6 уже внедрены в производство.



Пленный солдат 7 роты 499 полка 268 немецкой пехотной дивизии Вильгельм Штрейт рассказал: «Мы несем большие потери. В 7 роте осталось 28 человек, из них 6 обмороженных. Сильно обмороженных отправляют в тыл, а легко обмороженные остаются в строю. Но боеспособность их невелика. Все они хромают или не могут свободно двигать руками. Морозы действуют на всех ужасно, а наступление русских окончательно снизило воинственный дух солдат. У всех одна мысль - как бы остаться в живых. Нам говорили, что мы должны отступать сначала на 15 километров, а потом на 30, потом на 60. Однако мы продолжаем отступать и дальше. Питание солдат еще более ухудшилось. В день дают 250 граммов хлеба и в обед один половник супа. Все солдаты завшивели. Тело расчесано до крови, зимнего обмундирования ни у кого нет. Большое впечатление на германских солдат произвело смещение Браухича. Мы, немецкие солдаты, думаем, что в Германии должен произойти взрыв. Но говорить, выражать свое недовольство нельзя, кругом шпионы. Эсэсовцы услышат и сейчас же расстреляют. Отступление очень сильно действует на психологию солдат. За последние дни несколько офицеров кончили жизнь самоубийством. Участились случаи исчезновения солдат. Никто не знает, куда они пропадают, то ли сдаются в плен, то ли дезертируют. Но таких случаев все больше и больше».



У убитого немецкого обер-ефрейтора Вилли Гартунга найдено неотправленное письмо к сестре. В письме говорится: «За неделю погибло 17 моих товарищей. Очень много раненых. Меня, артиллериста, направили в пехоту, так как мы потеряли все орудия. То, что мы пережили, не поддается описанию».



Немецко-фашистские изверги повесили в деревне Дурнево, Погорельского района, Калининской области, колхозника Некрасова И. и его жену только за то, что их малолетний сын Шура взял у немецких солдат, поселившихся в их доме, коробку спичек.



Горняки Восточного Казахстана с каждым днем увеличивают добычу свинцовой руды. В последнее время на Лениногорском руднике установлены новые выдающиеся рекорды производительности труда. Бурщик Николай Добродеев выполнил свое сменное задание на 3870 процентов, Прасковья Казакова - на 2780 процентов, Анна Давыдченко - на 2400 процентов. // Совинформбюро.

*****************************************************************************************************************
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Лейтенант Минхайдаров Минхач благодарит колхозника Андрея Федоровича Курочкина за помощь Красной Армии.

Снимок спец.фотокорр. «Красной звезды» С.Лоскутова



________________________________________________
Боевой дух Красной Армии ("The New York Times", США)
Русский дух ("Time", США)
И.Эренбург: Душа народа ("Красная звезда", СССР)
Дух, движущий Россией ("The New York Times", США)
Отчет о России и русских ("The New York Times", США)
Солдат, который не сдается ("The New York Times", США)
Сергей - боец Красной Армии ("The New York Times", США)
Роль морального духа на войне ("The New York Times", США)
Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)
Й.Геббельс: О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)
Самопожертвование русских - в чем причина? ("The Times", Великобритания)

Газета «Красная Звезда» №29 (5093), 5 февраля 1942 года

Василий Гроссман, зима 1942, 1942, Илья Эренбург, Совинформбюро, февраль 1942, Украина в ВОВ, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up