Илья Эренбург. Казахи

Oct 23, 2014 16:55


И.Эренбург || « Красная звезда» №246, 18 октября 1942 года

Бои за Сталинград продолжаются с прежним упорством. Борьба идет за каждую улицу, за каждый дом. Не давать немцам расширить прорыв, отбить все атаки врага!.

# Все статьи за 18 октября 1942 года.




Один фриц мне сказал: «Против нас были страшные солдаты - их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это - казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ...» Фрицы многого не знали. Им говорили, что Россия - большая страна, но им не говорили, что в этой большой стране живут большие люди.

В степях востока, привыкшие к нестерпимому зною и к суровому холоду, издавна жили отважные люди. Певцы-акыны пели старины о героях Казахстана, о славных батырах. Нет ничего для батыра дороже чести. Против семи тысяч врагов пошел батыр Ер­-Таргын, пошел с шестиаршинным мечом, восклицая: «Только честь мне дорога». Разве не реял образ Таргына над двадцатью восемью героями, защищавшими Москву?

Один из панфиловцев, девятнадцатилетний Султан Ходжиков, пишет своей любимой в Алма­-Ата: «Нет, не отдам тебя, моя любовь, Эсфир, на поругание немцу! Умру, но не отойду. Я отправил на тот свет десяток бесчестных и с ними их полковника. Это мое признание тебе в любви, Эсфир. Твой Султан». Одиннадцать фрицев, а среди них полковник - какая девушка не обрадуется такому признанию?

Двадцать пять лет тому назад Амангель­ды, батыр-­большевик, сражался за счастье казахского народа. Амангельды говорил: «Зайцу стыдно встретиться с трусливым человеком». Когда Амангельды повели на расстрел, он плюнул в лицо палача, а потом обнял своего друга, русского матроса.

Ожил после Октябрьской революции Казахстан, расцвели его сады, всколосились поля. Есть казахам что защищать. Гвардеец Урамалиев девять лет был председателем цветущего колхоза «Таш пашат». Недавно он встал в ряды бойцов. За три недели он застрелил двадцать четыре немца. Он говорит: «Это им только задаток, а платеж впереди».

Казах Амирбек Ильясов, тяжело раненый, нашел в себе силы, чтобы поджечь немецкий танк бутылкой с горючим. Маленький казах с большим сердцем. Да, фрицы теперь узнали, что такое казахи. Двадцать девять немцев убил казах Увалиев. Двадцать девять раз кричали «ура» бойцы.

Два казаха, пулеметчики Истаев и Балапанов, отрезали немецкую пехоту от танков. Они подпустили немцев на полтораста метров, а потом начали работать. Трупы фрицев покрыли дорогу, и Балапанов сказал Истаеву: «Правду говорят, что труп врага хорошо пахнет».

Боец Торунсабаев на берегах омраченного Дона защищает родной Казахстан. Был тяжелый день: наши пошли в атаку, чтобы занять новый рубеж, но немецкая пуля сразила командира. Настала минута замешательства. Тогда Торунсабаев выбежал вперед и крикнул: «За родину». Потом он повторил эти слова по-казахски: «Отан ушин». Он повел взвод на немцев. Враг дрогнул. А Торунсабаев, когда кончился бой, просто сказал: «Мое дело маленькое бить немца. А мы все вместе - большая сила».

Казах Ирисов повел бойцов. Они блокировали четыре вражеских дзота. Ирисов, раненый, вынес с поля боя сраженного пулей командира. «Иди в санчасть, - сказали Ирисову. Он ответил: «Нет. Иду воевать». Когда Ошим Коскабаев уезжал на фронт, его провожал весь кишлак. Отец Ошима, бородатый казах, говорил: «Помни, Ошим, какая у нас земля. Добрая земля, всего много - пшеница, хлопок, арбузы. Это, Ошим, твоя земля. Смотри, не отдай ее немцу». Ошим стал пулеметчиком. Был трудный день: немцы пошли в контратаку. Мин больше нет. Ошим крикнул: « Бей немца» и побежал навстречу врагам с винтовкой в руке. За ним ринулись товарищи. Штыком пырнул Ошим немецкого офицера. Четыре раза в тот день ходил Ошим врукопашную. Он переколол много немцев. Ошима ранило, товарищи говорили: «Коскабаев, надо итти в госпиталь». Ошим отвечал: «Не надо в госпиталь. Надо бить немца». И он остался в строю. Так воюют джигиты.

Защитник Ленинграда казах Дяган Коквалин шел в атаку. Осколком снаряда разбило винтовку. Дяган не смутился: он пошел на врага с гранатами. Казахи привыкли носиться на коне по степи. Но если нужно, они ползут, они бегут, они карабкаются на горы, они вязнут в болотах: ничто их не остановит.

Верность проверяют огнем. Сгорает на огне солома и закаляется на огне сталь. Жалка « новая Европа» Гитлера, каторга, где один раб ненавидит другого, где венгр душит румына и где пруссак измывается над швабом. Мы раздуем огонь. От их верности не останется даже слова. Когда им придется отвечать за содеянное, немец отступится от немца, немец зарежет немца. Трижды сильной стала на огне войны наша родина, Советский Союз, Россия. Казахи сражаются рядом с русскими. Мы вместе горюем, вместе деремся, вместе мы будем радоваться первому утру победы. // Илья Эренбург.
_____________________________________________________
И.Эренбург: Осенние фрицы ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-нарцис ("Красная звезда", СССР)

*****************************************************************************************************************
В ГОРАХ КАВКАЗА. Проводник-колхозник А.Шишов, неоднократно водивший наших разведчиков по немецким тылам.

Снимок нашего спец.фотокорр. О.Кнорринга.



*****************************************************************************************************************
Об'единенными усилиями всех родов войск сковывать маневр врага. В каждом бою изматывать противника, уничтожать его живую силу и технику!

☆ ☆ ☆

Штурмовой мостик на Волге

Сентябрьские и октябрьские дни под Сталинградом. Войска, защищающие город, нуждаются в регулярном снабжении продовольствием, боеприпасами, в подкреплении резервами. Между тем, за спиной у нас, - полноводная Волга, а враг, не жалея сил, держит переправы под огнем минометов, артиллерии и бомбардировочной авиации.

Командир нашей части поставил саперам задачу построить из подручного материала штурмовой мостик. Наиболее подходящими пловучими средствами оказались бачки из-под горючего грузопод’емностью в 100 кг. каждый. Для большей надежности мостик был спроектирован в виде эластичной пловучей сети, которую можно было бы легко восстановить даже при выходе из строя нескольких звеньев.

Мостик состоит из отдельных звеньев, скрепленных не гвоздями, а вязкой 2-миллиметровой проволокой. Каждое звено вязалось из двух бачков для горючего, двух поперечных жердей длиной 4 метра и двух продольных бревен длиною 6 метров. На расстоянии 40 метров выше от оси моста было заброшено 45 якорей, а ниже моста - 7 ветровых якорей, причем в качестве якорей пришлось использовать колеса и головки блоков моторов тракторов. От каждого якоря были протянуты по два тросика, расплетенные из проволочных канатов. К концам тросиков были привязаны коротыши, которые быстро заводились в звенья моста. Продольные бревна наводимого звена крепились к наведенной части 2-миллиметровой проволокой. Расстояние между бачками под звеньями - 1 метр. Тросики от якорей крепились к различным звеньям моста. Поэтому вывод из строя любого якоря не разрушал ни одного крепления, а вывод из строя звена не лишал мостик ни одного якоря.

Командир части торопил своих сапер и они во главе с инженером Пичугиным вполне справились со своей задачей: наводка наплавной части мостика была произведена в течение трех дней.

Тотчас же после вступления в строй для штурмового мостика началась страдная пора. Только за 25 суток, по ночам, через мостик было переправлено семь стрелковых батальонов с их вооружением, эвакуированы все раненые, прошло около 28.000 жителей Сталинграда. Кроме того, здесь систематически переправляются боеприпасы и продовольствие. После того, как ширина досчатой части мостика была доведена с 60 до 100 см., по нему стала возможной переправа лошадей. Телефонный кабель, проложенный вдоль перильных стоек, поддерживает связь между берегами реки.

Надо ли говорить, что немцы предпринимали самые яростные усилия, чтобы уничтожить этот мостик. С 18 сентября по 10 октября немецкая авиация совершила здесь 27 авианалетов. Число одновременно налетавших самолетов колебалось от 4 до 17. Было сброшено около 740 фугасных и несколько тысяч зажигательных авиабомб. А в результате - только два прямых попадания. Эти попадания вывели из строя лишь три звена мостика, на восстановление которых потребовалось 12 человеко-часов. Помимо ударов с воздуха противник ежедневно выпускает по мостику сотни снарядов. Но только два снаряда угодили в мостик, причинив ему незначительное повреждение.

Необычайное состязание маленького, но гибкого и упрямого мостика с бешеным огнем фашистов продолжается. Снова и снова кружатся стервятники, рвутся окрест бомбы, снаряды, мины, вздымая фонтаны воды. А мостик все так же, как ни в чем не бывало, колышется на волжских волнах и все так же струится по нему поток людей, техники, боеприпасов. В живучести этого создания своих рук бойцы и командиры нашей части справедливо видят символ собственной стойкости, военной изобретательности и непреклонной воли устоять во что бы то ни стало. // В.Греков. г. СТАЛИНГРАД.

*****************************************************************************************************************
В СТАЛИНГРАДЕ. Штурмовой мостик через Волгу.

Снимок нашего спец. фотокорр. Ф.Левшина



*****************************************************************************************************************
Дезертирство немецких офицеров

ЛОНДОН, 17 октября. (ТАСС). Как сообщает газета «Дейли экспресс», за последние несколько недель свыше 300 немцев из оккупированной Франции перешли через Юрские горы и сдались швейцарским властям. Все они дезертировали с целью избежать посылки на советско-­германский фронт. Они разоружены и интернированы.

Среди дезертиров много офицеров. Одна группа, прибывшая в Лелонкль вблизи Невшательского озера, состояла из 37 германских офицеров и унтер-офицеров.

☆ ☆ ☆

РАССТРЕЛЫ В ГОЛЛАНДИИ

СТОКГОЛЬМ, 17 октября. (ТАСС). Гитлеровцы продолжают творить расправу над населением Голландии. Газета «Социал-демократен» сообщает о том, что немцы приговорили к смертной казни четырех голландцев, за то, что они издавали нелегальную газету, в которой опубликовывали правдивые сообщения о положении на советско-германском фронте.

Стокгольмское радио сообщает, что немецкий суд в Гааге приговорил к смерти 13 голландцев «за деятельность, направленную к созданию антигерманских организаций в Голландии».

ЛОНДОН, 17 октября. (ТАСС). По сведениям, полученным голландскими кругами в Лондоне, недавно в Голландии были расстреляны 72 человека по обвинению в принадлежности к тайной организации, «цель которой состояла в подготовке кампании против германских оккупационных властей».

*****************************************************************************************************************
Заявление советского правительства в американской печати

НЬЮ-ЙОРК 16 октября. (ТАСС). Заявление Советского правительства об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах, - в центре внимания американской печати. Все нью­йоркские газеты публикуют подробное изложение текста заявления Советского правительства.

Газета « Нью-Йорк таймс» опубликовала полный текст заявления Советского правительства на первой странице под заголовком: «Советское правительство требует, чтобы судебные процессы за преступления в войне начались немедленно».

Радиостанции Нью-Йорка, Бостона, Сан-Франциско и других городов США передали полный текст заявления Советского правительства на английском, испанском и других языках.

☆ ☆ ☆

Уэллес о заявлении советского правительства

ВАШИНГТОН, 17 октября. (ТАСС). Комментируя заявление советского правительства о наказании гитлеровских преступников, заместитель государственного секретаря США Уэллес заявил на пресс-­конференции, что он считает необходимым выразить удовлетворение по поводу того, что Соединенные Штаты и Советский Союз всецело сходятся в отношении принципа, предусматривающего предание суду лиц, ответственных за страшные зверства. Уэллес указал также, что процедура организации подобного рода судебных процессов требует рассмотрения и что, вероятно, все заинтересованные страны пожелают в ближайшем будущем принять участие в консультации по этому вопросу.

☆ ☆ ☆

АНГЛИЙСКАЯ ГАЗЕТА О НАКАЗАНИИ ГИТЛЕРОВСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ

ЛОНДОН, 17 октября. (ТАСС). Дипломатический обозреватель газеты «Дейли телеграф энд морнинг пост» пишет, что в процессе проектируемого международного расследования преступлений гитлеровцев и их сообщников преступники, повидимому, будут разбиваться на следующие 4 категории: во-первых, Гитлер, руководители его партии и его сотрудники; во-вторых, германские власти в оккупированных странах; в-третьих, граждане оккупированных стран германского происхождения, активно сотрудничающие с германским правительством; в-­четвертых, подданные оккупированных стран, назначившие себя квислинговскими диктаторами.

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро

# Сводка Совинформбюро за 17 октября 1942 года

На одном из участков Карельского фронта подразделения тт. Амбросова и Соловьева атаковали передний край обороны белофиннов. Наши бойцы прорвались в тыл и захватили опорный пункт противника. Белофинны предприняли ряд контратак, во время которых потеряли только убитыми до 200 солдат и офицеров. К исходу дня, взорвав ДЗОТ'ы и блиндажи, наши подразделения вернулись на исходные позиции. Во время этой операции захвачено 18 пулеметов, 89 карабинов, 27 ящиков мин, 50 ящиков с патронами и различное военное снаряжение.






Пленный унтер-офицер 7 роты 543 немецкого пехотного полка Карл Кайндль рассказал: «В последних боях русские разгромили наш полк. 6 и 7 роты второго батальона были полностью уничтожены. Тяжелые потери понес и первый батальон. Из строя выбыло очень большое количество офицеров. Мой товарищ Иосиф Гайдль недавно сказал мне: «Если и дальше дело так пойдет, то в германской армии скоро станет слишком мало солдат, чтобы продолжать войну».



Перешедший на сторону Красной Армии солдат 16 немецкой мотодивизии Алоис Т. рассказал: «Мне пришлось быть свидетелем издевательств и зверств немецких солдат над пленными красноармейцами и мирными советскими гражданами. По дороге в Курск я проезжал деревни Софиевка, Дмитриевка, Михайловка и другие. В каждой деревне на деревьях висели трупы мужчин и женщин. Я расспрашивал жителей, что это за люди. Мне ответили, что это местные крестьяне».



Недалеко от города Морез (Франция) на неоккупированную территорию перешла большая группа бежавших из Германии французских военнопленных. На границе пленные напали на немецкий патруль и перебили 18 гитлеровцев. Пробравшиеся на родину военнопленные вынуждены скрываться от французской полиции.



В районе Моздока противник после артиллерийской подготовки силами пехоты и танков два раза атаковал наши оборонительные рубежи. Наши бойцы отбили атаки гитлеровцев. Подбито 5 немецких танков и уничтожено более 200 солдат и офицеров противника. На другом участке бойцы под командованием т. Королева уничтожили 6 орудий, 11 автомашин и истребили до роты немецкой пехоты.

В течение дня советские летчики в воздушных боях сбили 5 самолетов противника.



Летчики-штурмовики Краснознаменного Балтийского флота потопили две самоходные баржи противника. Шесть немецких истребителей атаковали два советских бомбардировщика. Стрелки сержант Быков и старшина Пукашев сбили 2 и подбили 1 самолет противника. Наши самолеты вернулись на свой аэродром.






Взятый в плен на Ленинградском фронте солдат 11 роты голландского легиона «Нидерланды» Вальтер Адреану Ван-Брук сообщил: «Когда легион прибыл на фронт, в нем насчитывалось 2.100 человек. Сейчас осталось всего лишь 700 солдат, хотя за это время легион несколько раз получал пополнение. Особенно пострадала одиннадцатая рота. В ней осталось лишь 20 солдат, годных к несению строевой службы».



На сторону Красной Армии перелетел немецкий летчик унтер-офицер Роберт Б. Пленный сделал следующее заявление: «Я пришел к убеждению, что Германия проиграет войну. В стране почти не осталось мужчин, способных носить оружие. Все уже призваны в армию. Немецкие войска несут огромные потери. Официальным цифрам германского командования о потерях в России не верят ни на фронте, ни в тылу. Солдаты особенно боятся надвигающейся русской зимы».



Учитель средней школы Герасименко П.Д., бежавший из оккупированного немцами гор. Днепропетровска, рассказал: «В сентябре немцы насильно угнали на каторгу в Германию несколько тысяч жителей. Гитлеровцы буквально охотятся и силой тащат людей на вокзал. Немецкие бандиты недавно об’явили, что на товарной станции будет производиться продажа соли населению. У склада собралась большая толпа. Солдаты окружили собравшихся, загнали их в товарные вагоны и увезли. Полагают, что эшелон ушел во Львов, а оттуда в Германию. 27 человек, пытавшихся выскочить из вагона, были расстреляны во дворе товарной станции». // Совинформбюро.

________________________________________________
Фашистский солдат ("Правда", СССР)
И.Эренбург: Олухи ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фрицы о фрицах ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Изысканный фриц ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Судьба колбасника ("Красная звезда", СССР)
Д.Заславский: Облик фашистской армии* ("Красная звезда", СССР)
Венерические болезни в немецкой армии ("Красная звезда", СССР)
Солдат блицкрига - был да весь вышел? ("The New York Times", США)
Система оболванивания в германской армии ("Красная звезда", СССР)
Моральное состояние гитлеровского солдата* ("Красная звезда", СССР)
О моральном облике гитлеровского офицера* ("Красная звезда", СССР)
Документы о кровожадности фашистских мерзавцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №246 (5310), 18 октября 1942 года

Совинформбюро, Илья Эренбург, осень 1942, октябрь 1942, дружба народов СССР, газета «Красная звезда», 1942

Previous post Next post
Up