Рассказ в формате дневника о том, как мы 6 дней в Европах отдыхали. Надеюсь, будет вам полезен как в плане выбора нового, а то и первого места для катания, так и в плане понимания цен. Далее 30 фото, много текста и 4 коротких видео.
День -N. Подготовка
Похрустывая котлетой новогодней премии решил: "Пора!". Пора заменить служившие верой и правдой без пяти минут спортивные Atomic SL9 - короткие, жесткие, быстрые, для частых поворотов, на что-нибудь более новое и более подходящее для типичных условий катания. Мысль зрела ещё с 2011 года, с Кировска, в ту поездку я впервые попробовал фрирайд. Понимающие люди на этом месте уже усмехнуться, для тех, кто не в теме поясню: слаломные лыжи - это наименее подходящий для пухлого снега вид снаряда. Они короткие, узкие, жёсткие и по свежему снегу не катят, а практически сразу зарываются (а лыжник при этом летит головой в снег). Схожие проблемы я испытал в 2016 году в Красной Поляне, в конце февраля в горы ВНЕЗАПНО нагрянула весна, и кататься приходилось либо в дождь, либо в жару. Снег в таких условиях раскисает до кашеобразного состояния, быстрый/комфортный спуск на рассчитанных на укатанный холодный снег лыжах невозможен.
Исходя из вышесказанного, а так же трезво оценивая свои навыки катания как по склонам, так и вне их, выбрал себе "универсальные" лыжи Dynastar Powertrack 79. Они шире и длиннее (больше площадь = меньше давления на снег), а также загнуты в обе стороны, что позволяет уже сносно ехать по рыхлому/мягкому снегу. Изрядно волновался насчет того, как оно будет ехать по сравнению со старыми снарядами, поэтому перед отпуском сгонял на тестово-разминочный заезд в Игору, это горнолыжный курорт в 50км от Петербурга. Лыжи показали себя с лучшей стороны, я успокоился и стал собираться в поездку.
Игрушечные трассы Игоры
День -1. Перелёт
Большая часть "обычных" отелей, гестхаузов и пансионов в горнолыжный сезон работает по недельному принципу - отпускают в субботу с утра одну партию туристов и сразу же заселяют на неделю-две следующую. Такая маятниковая миграция сказывается на цене авиабилетов, рейсы на выходные дороже, чем если лететь в среду-четверг. В 2017 году авиабилетныбог был совсем суров, и билеты Петербург-Мюнхен с учетом горнолыжного снаряжения выходили около 22 тыс рублей при "обычной" цене в 15+-3 тыс. Поэтому мы нашей большой компанией посоветовались и решили прилететь на день раньше, в пятницу, 3 марта. Посмотреть окрестности Мюнхена, попить пива, выспаться и неспешно ехать на прокатной машине (около 700 евро за 10-местный минивэн на 9 дней) в горы на следующий день. Почти вся экономия на билетах (пятничные стоили 18К) ушла на пиво и гостиницу, но зато выспались, посмотрели новый город и в адекватном состоянии добрались до гор. Сразу после самолета ехать ещё 4-5 часов до северной Италии даже пассажиром физически тяжело, приезжаешь поздно и совсем измочаленным.
Наш транспорт. На большую компанию цена аренды авто, даже с топливом в пересчете на пассажира заметно ниже стоимости трансфера аэропорт-горы
День 0. Прогулка по Эрдингу и дорога в горы
После Петербурга в центральной Европе очень легко просыпаться! Играет роль даже не более свежий горный воздух и солнце, а банальная разница во времени в два часа. В 7 часов по-местному уже бодрячком, можно бежать на завтрак и гулять по городу! Мы переночевали в Эрдинге, выбрали его, потому что а) 15 минут на машине от аэропорта б) там варят то самое пиво Erdinger. Пиво пили в предыдущий вечер, оно по-немецки хорошее и не имело с утра никаких неприятных последствий. Рекомендую! Сам город почти ничем не примечателен, для себя отметил только застройку. Похоже, что город капитально во Вторую Мировую разбомбили, а позже отстроили заново. Причем, аккуратно воссоздали почти как было, а не стали проводить архитектурные эксперименты, типа советских в Калиниграде. Выглядит всё аккуратно, мило, но как-то бездушно. Наверное, такой архитектуре нужно дать настояться, и лет через сто снова будет красота.
Погуляли до 11, заправились кофе и блинчиками с нутеллой и поехали в горы. Ехать от Мюнхена до нашей горной деревни Санта Кристины (в Грёдене) около 300 километров, со всеми пробками-остановками-заправками дорога заняла у нас около 6 часов. Если бы обедали еще неторопливее и закупались в супермаркете ещё дольше, то имели все шансы не успеть к заселению в забронированные апартаменты. Звучит странно? Наш апарт-отель
Residence Casa Metz вообще оказался со странностями. Выглядит, как приличное заведение - четырёхэтажное здание почти в центре курорта с собственным паркингом и рестораном. Но стойка администрации работает только 3 часа в день, по полтора утром и вечером. А карточки, и наличные (!!!) к оплате не принимают, вся оплата заранее и только через банк. Дикие люди! Но номера оказались уютными, мне достался с шикарным видом на курорт, которого, правда, из-за начавшегося вечером снегопада совсем не было видно. С другой стороны, пятый раз уже в этих краях, ну чего я тут не видел?
По пути в горы. В Германии уже весна...
... а в Австрии ещё зима!
Двухместные апартаменты обошлись нам в 780 евро на неделю, для курортной деревни с подъемниками и трассами это средняя цена. Более дешёвые, но сопоставимые по комфорту предложения уходят ещё осенью. Способ сэкономить - поселиться чуть дальше от основной зоны катания, например в соседнем Ортизее, где мы несколько лет назад снимали апартаменты уже за 600+ евро на неделю, или ещё более дальних деревнях. Но это уже ежедневные временные расходы на трансфер к зоне катания.
День 1. Умственно сложный
В первый день катания традиционно приходится больше всего думать: найти и приобрести скипассы (280 евро на человека на 6 дней катания), записаться в горнолыжную школу (Саша - умница, понимает свой уровень катания и то, что его нужно прокачивать; 5 дней школы -230 евро) понять логику трасс и навигации, сообразить, как лучше всего из гор спуститься в поселок, а после - добраться от трасс до отеля. А в случае нашей большой компании из девяти человек ещё и подстроиться друг к другу - собрать проспавших, опоздавших и потерявшихся. Собрались, закупились билетами на подъёмники и поехали наверх. Пока в зону катания с относительно легкими склонами, ведь начинать первый день активно с "чёрных" трасс - плохая примета :)
Вид с балкончика на заснеженную Санта Кристину
Гора Саслонг, "Длинный Камень". Дала название одноименной горнолыжной трассе
У всех членов нашей группы первые спуски проходят слегка неуверенно, что и понятно. Профессионалов среди нас нет, всем нужно время, чтобы ноги размялись и "вспомнили" нужные движения, а голова перестала бояться высоты и того, что ноги вдруг подведут и не вспомнят. Но после первых спусков видно и первые проблемы - Саша начинает отставать, хотя видно, что не тормозит, едет более-менее технично и не боится первого дня. Виню её древние любительские Династары, которые уже явно не соответствуют уровню катания. Лыжи для новичков простят вам все ошибки, но вот разогнаться и держать высокую скорость на них не получится. Что тоже своего рода защита от ошибок... Принимаем решение отделиться от группы, вернутся в деревню и взять в прокат что-нибудь посерьезнее. Получаем новую пару лыж (115 евро на 6 дней) и разделяемся уже с Сашей, она отправляется на первое занятие в школу, а я возвращаюсь на трассы и докатываю в гордом одиночестве этот сумбурный день.
День 2. Горнопляжный
С утра ясная солнечная погода! Настолько солнечная, что весь свежевыпавший снег в нашей деревне расстаял! Решаем не ехать в основную зону катания, а пораскатывать "домашний" курорт. Тут надо дать некоторые пояснения относительно устройства курорта в месте нашего проживания. В самом центре находится здоровенный массив Селла, со всех сторон окруженный долинами и деревнями в них. В каждой долине есть одна или несколько зон катания, а так же все зоны соединены друг с другом канатными дорогами и/или трассам. Можно приобрести скипасс только на одну зону катания, это более дешевый вариант, для туристов выходного дня и местных жителей. Большинство же берёт универсальный проездной Dolomiti Superski на все зоны. Это влияет на распределение лыжников по курорту - вокруг Селлы их всегда больше, большой транзитный трафик + популярный маршрут Sella Ronda, о нём ниже.
Во второй половине дня солнце спряталось, но с утра успело растопить снег, а потом и высушить асфальт
Альпийский горный кот
Зная это, решили во второй день не соваться в толпы, а продолжить разминку. Тем более, что на северных склонах нашей долины Грёден (Val Gardena) есть шикарная, широкая и длинная, около 10 км, красная трасса, спускающаяся с горы Сечеда до самого Ортизея.
Click to view
День 3-4. Исследуя долины
Почувствовали себя достаточно вкатавшимися для выезда в соседние долины. В третий день, 7 марта сделали примерно треть маршрута Sella Ronda до соседней долины Фасcа (Val di Fassa), там, на относительно простых сине-красных трассах и провели большую часть дня.
Вид на деревню Волькенштайн
Click to view
8 марта решили отметить кругом вокруг Селлы. Маршруты Sella Ronda - одна из главных фишек этого региона катания. Маршрутов два, горный массив можно объехать как по, так и против часовой стрелки. Трассы и подъемники сделаны так, чтобы максимально сократить время вне трассы/подъемника. Сейчас на всем маршруте остался только один участок в деревне Санта Кристина, где нужно снять лыжи и пройти с ними пешком около 300 метров. На всех остальных пересадках конец трассы совпадает с посадкой на подъемник к следующей. Удобно! Маршрут, как в одну, так и в другую сторону, у уверенного лыжника занимает около 3-4 часов "чистого" времени. При желании, можно за один катальный день сделать два круга (а рекорд - 4!), как по, так и против часовой стрелки. Но это не отвлекаясь на соседние трассы и не задерживаясь слишком долго у точек с глинтвейном. Мы, как и большинство катальщиков, ограничились одним кругом, с заездами на примыкающие горы и питстопами на чай-кофе-винишко. Отлично покатались, вот только под конец дня умудрились потерять друг друга и добирались в деревню не все вместе, а маленькими группами :).
Вид на Селлу с ресторана Col Pradat
Вид с той же точки на гору Мармолада. С неё тоже есть трасса, подъемник на неё включен в скипасс Dolomiti Superski
Не употребляю спиртное на горе, даже в 8 марта! И вам не советую.
Click to view
По поводу праздника решили выбраться в ресторанчик. Тут стоит отметить, что в местных горнолыжных деревнях с вечерне-ночной жизнью всё очень скудно и просто, это вам не Красная Поляна. В Санта Кристине ресторанов всего штук пять, и это по местным меркам неплохо, есть из чего выбирать! Шиканули, пошли в самый дорогой, стейк хаус la Tambra. Стейки меня там заказывать жаба задушила, поэтому отведал, наверное, самый дорогой в своей жизни бургер за 20 евро. Он был чертовски хорош, но 20 евро!
День 5. Мокрый
Саша посчитала, что всему чему можно научиться в горнолыжный школе, она научилась, и поэтому последний день занятий решила прогулять и покататься вместе со мной. Чертовски приятно было видеть её прогресс!
Со снегом в 2017 было не очень... Хорошо, что трассы надежно прикрыты снежными пушками!
Погода была так себе, плотная облачность, мокрый снег, поэтому катались недалеко, недолго и лениво. Закончили рано и поехали в Ортизей, соседнюю и самую крупную деревню Грёдена. Ортизей находится на 200м ниже Санта Кристины, и это сразу заметно - в нашей деревне шёл мокрый снег, а там - уже дождь, хорошо хоть не сильный. Погуляли по городку, поудивлялись обилию русской речи среди туристов, пофотографировали, поностальгировали, закупились местными лакомствами, да поехали обратно.
День 6. Ветреный
Последний день катания выдался солнечным, но уж очень ветреным! Из-за ветра были закрыты верхние точки большей части подъемников, что сильно сократило наши возможности катания. С Сашей решили съездить на Сечеду, но и там из-за ветра часть трасс была недоступна. Александра после пары спусков в компании с мощным ветром прямо в лицо, заявила, что ей в этом сезоне катания хватило, и вернулась в деревню, гулять по окрестностям и снимать красоты. А я решил от последнего дня катания взять по максимуму и поехал на свои любимые черно-красные трассы, к подъемнику Dantercepies. Вдоволь накатавшись там, спустил остатки сил на нелюбимых трассах Саслонг. Трассы-то хорошие, но беда в том, что оно являются единственным быстрым путём для жителей Санта Кристины вернутся на лыжах в свою деревню. На подъемнике спускаться неспортивно, а на лыжах - страшно... А ещё Саслонг - известная спортивная трасса, притягивающая wannabe гонщиков со всех концов курорта. В итоге, к концу дня Саслонг, что красный, что черный, приходят в весьма плачевное состояние. Правда, конкретно в тот день катальщиков было сильно меньше, многие так и остались из-за ветра в своих долинах. Поэтому мне повезло, и даже от Саслонга я смог кайфануть!
"Красный" Саслонг убивают быстрее, но зато проезжаешь по пути красивый замок!
Я улыбаюсь, но удовольствиея от езды по "бетону", да с ветром в лицо не очень много
Click to view
Примерно в такое состояние обычно приходят сложные участки Саслонга во второй половине дня
Саслонг, финиш
Ну а после финальных кругов на Саслонге - сборы, сдача инвентаря, обсуждения итогов за кружкой пива в барчике...
День 7. Домой!
...Последняя ночь, ранний подъем, сдача номера и дорога в аэропорт! Путь неблизкий, ближе к Мюнхену просыпается недюжинный аппетит, который уже почти традиционно удовлетворяем в аэропортовской
"Воздушной Пивоварне". Пиво вкусное, цены, по аэропортовским меркам, гуманные, что ещё нужно уставшему путешественнику перед дорогой домой? В душевнейшем настроении загружаемся в самолёт и возвращаемся в Петербург. До новых встреч, Альпы!
Дополнительное чтение:
Официальный сайт курорта Dolomiti Superski -
https://www.dolomitisuperski.comПро Ортизей -
https://aleksorama.livejournal.com/77424.htmlСубъективная попытка сравнить Альпы и Красную Поляну -
https://aleksorama.livejournal.com/124656.html