Иван Грозный vs Иван Васильев

Apr 18, 2015 20:43

14 апреля  на «стадионе» Исторической сцены БТ  состоялось первое публичное сражение Ивана Васильева с ролью Ивана в Грозного в одноимённом балете Григоровича.  Трибуны были полны разгоряченной (в том числе скандалом с отказом от роли в Майерлинге ради роли в Грозном) публики, от клакеров до светских девушек, кажется еще до начала спектакля готовых запостить в инсте фоточку с подписью «гениальный #иванвасильев».
«Счастливой» случайностью  явилось выбывание заявленных на игру солистов основного состава - Лантратова и Волчкова по причине нездоровья,  она и позволила Васильеву встать со скамейки запасных раньше, чем это планировалась. Не знаю уместно ли назвать дебют преждевременным, но работать определённо еще есть над чем.
Поначалу разглядеть в гимнасте с крестом на груди фигуру Ивана Грозного - пусть в расцвете сил иссушенного не столько телом, сколько духом, никак не получалось.  Борзоватый щенок, полный злобного задора огрызался на заматеревших «соратников по партии», недовольных тем, что шапка Мономаха греет не их уши.  Прыжковая часть была выполнена Васильевым  безукоризненно, казалось, что еще немного и он перемахнет рекорд Сергея Бубки. Медаль на шею вместо креста достается Ивану совершенно заслуженно. Скорость, напор, сила - в вихре битвы за взятие Казани приглашенный солист был, полагаю, технически непобедим ни одним другим Грозным, ну так прыгать с мечом в руке ему не в нове. Ожидания Васильев оправдал, а вот поразить не получилось. Образ деспота и тирана, больше всего на свете жаждущего власти, и только в сто десятую очередь  страдающего от потери отравленной любимой, ему не удался. Поклонники сколь угодно усердно могут убеждать себя и более критично настроенного зрителя, что «есмь царь», но, (возможно, пока) органичнее всего Ивану удались сцены в скоморошьей маске. Прекрасная пластика, полностью передающая характер  - мнительный, лукавый, злобный, скрывающий за маской коварный замысел. Так к концу спектакля (на прыжках с прогибом)  я поверила, что роль Грозного для Васильева может стать такой же знаковой как Спартак , если он сможет прибавить драматически.
Курбский в исполнении Овчаренко, наоборот, приятно удивил -  прекрасные длинные прыжки, богатырский  образ из русских былин, без обычной для Артема слащавости.
Анастасия Мария Виноградова - истинно молодая русская царица, на образ покорно любящей (а как иначе с таким царем) работала даже ее сдержанность, а какие у нее великолепные руки!  Правда, в дуэтах резала глаз разница в росте,  присутствовали поддержки на полусогнутых руках, да и химии особенной не случилось, может быть сказалось двойное перенапряжение от ответственности первого спектакля с Иваном, с которым  у нее дуэт не только на сцене.
Кордабалет  знал, что спектакль все равно сочтут гениальным, и в громе финальных  аплодисментов (шторм 6 баллов из 12, и ну никак не больше, пены и брызг из-за которых теряется видимость и остается одно упоение разбушевавшейся стихией, не было, по крайней мере с моего места в бельетаже) потонут и их скромные потуги - натянутого нерва, как были натянуты колокольные веревки, в звонарях не чувствовалось, один «холоп» из корды словно только с копьем на заднике прежде стоял, и как назло за него все время цеплялся взгляд, впрочем, хороша была шестерка бояр и опричники воздействовали на восприятие убедительно.
И все же даже при схематичной балетной драматурги осталось не понятным - о чем этот спектакль? О властелине,  который потерял любимую и озлобился? О предательстве окружения? О великом царе -завоевателе? Чья это трагедия в итоге - царя или страны? Невнятно было сыграно «диссидентсво» Курбского его любовь к Анастасии. Получился раздерганный на эффектные сцены спектакль одного атлета, но искренний в своем старании доказать, что он «право имеет» на Ивана Васильевича, Иван Васильев прыгнуть выше головы все-таки не смог.

искусствоЕд

Previous post Next post
Up