May 17, 2015 08:10
Людей вдохновляют люди. Вчера вышла с последней лекции по истории балета в рамках Класса театральной критики "Золотой маски" окрыленная - Анна Галайда удивительно обаятельно рассказала про приход хореографов контемпорари в классические балетные труппы. Обладая огромными знаниями по теме и именем в балетной журналистике, она не пыталась продемонстрировать аудитории свою осведомленность, чем регулярно раздражающе грешат хоть сколько-нибудь насмотренные студенты Класса, не заигрывала с публикой, желая понравиться, а смогла не только выстроить диалог с залом, с готовностью и терпением отвечая на вопросы, возникающие в течение лекции, но и заразить меня невероятным интересом к контемпорари. Браво, Анна, большее впечатление на меня произвела разве что лекция Татьяны Кузнецовой, может еще и потому, что удалось немного пообщаться после вне пределов учебного класса.
Мысль, которая меня поразила, на самом деле довольно проста, но не приходила мне в голову самостоятельно- почему нашим танцовщикам не удается выглядеть в контемпорари органично? Демонстрировал это замечательный балет "Квартира" Эка, который я посмотрела в феврале в БТ, не сомневаюсь, что тщательно выученные и много раз отрепетированные движения, в телах почти идеальных солдат балетного фронта -танцовщиков БТ, тем не менее выглядели вымученными, запертыми в клетку классической выучки, т.е. несвободными. Эта пресловутая свобода и есть камень преткновения. Дело даже не теле, а в разуме и ментальной различности российской и западной культур. Только тот факт, что у нас в балет отдают бедных детей, а на западе это привилегия богатых, и тот, что балетная карьера, часто так натужно продлевающаяся из-за страха сойти с дистанции в никуда здесь, совершенно иначе воспринимается там - как 10-15 лет удовольствия и полной физической самоотдачи, а после колледж и новая интересная профессия в любой области, а не лямка преподавателя ритмики в детсаду или хореографа в школе фигурного катания в счастливом случае. Сюда же споры о желании Осиповой вносить собственные правки в классические партии и ее же более чем удачные выступления в контемпорари. Свобода в голове. Классические танцовщики неохотно идут на эксперименты с современным танцем даже не потому, что это иная работа тела, грозящая травмами (при правильной выучке и распределении нагрузок их не будет), а потому, что они не знают как понравится публике в новом амплуа, а нравится публике - это то, зачем они выходят на сцену, что собственно тоже отличается от целей танцовщиков на западе, которые не боятся декларировать со сцены идеи и задавать вопросы. Примером был приведен случай с Владимиром Васильевым и Григом, который на репетиции Грозного ходил со сломаным указательным пальцем, а перед премьерой спросил Васильева, зачем он свой палец в танце так крючит, и получил ответ - Вы же так показывали. А задавать вопросы и задаваться вопросами они были не приучены.
На вопрос мой, что же делать, не танцевать нашим контемпорари, Анна ответила, что наоборот, пробовать и репетировать, бытие определяет сознание. Ждем нового сезона, в БТ, говорят, будет ставить Пол Лайфут.
В целом за время обучения я дважды сходила с Классом в театр (на спектакли, которые ни за что бы не оценила собственным рублем) балеты Баланчина в исполнении пермской труппы и на "На грани" Вишневой, получила невообразимой концентрации инф-цию о балете, и главное, смогла пообщаться с людьми, чьи имена для меня когда-то были недосягаемой высоты подписью под газетными статьями. Спасибо, было круто.