.
UPD: С появлением Salierius V4.32 (
141) сама идея пополняемого списка ладов стала неактуальной, т.к. навигация при помощи программы удобнее навигации по списку. И программа позволяет экспортировать список ладов в файл.
Обновление от 28.12.2014 г. Исправлены мелкие ошибки. Общее количество ладов: 2049.
Список 12-TET ладов (2014_12_28).doc ~475 кБ (Яндекс.Диск)
Данный список является итогом почти четырёхлетней работы по изучению, поиску и классификации 12-TET ладов1. В качестве источников информации о структурах и названиях ладов использовалось как огромное количество академической литературы, так и неакадемические источники (информация с различных сайтов или из музыкального программного обеспечения).
Названия большинства ладов следует воспринимать как в значительной мере условные. Так, в списке присутствует множество ладов с названиями индийских раг и других этнических музыкальных структур, для которых вряд ли можно подобрать полноценный аналог в равномерно-темперированном двенадцатиступенном строе. Тем не менее, некоторые источники в интернете дают такое соответствие (
http://pianoencyclopedia.com/scales/). Полностью отдавая себе отчёт в условности таких соответствий, я всё же решил включить эти лады в список.
Названия многих ладов получены описанием преобразований, проведённых над другими ладами, например: "Лад Шостаковича без 5 ступени" или "Ультра локрийский с добавлением большой септимы".
Для каждого лада указана структура в виде hex-кода2 и предлагаемое название. Лады сгруппированы по количеству ступеней и семействам3.
Все приведённые лады включены в последнюю версию программы Salierius (
118).
В последней версии списка общее количество ладов достигло 2049. Это является теоретическим пределом для 12-TET ладов октавной периодичности: 2049=211+1, где 211 - количество всех возможных комбинаций из 11 звуков, не являющихся тоникой, плюс ещё один дополнительный лад, представляющий собой вырожденный случай: лад не содержащий звуков вообще, так называемая «Гамма Джона Кейджа».
В дальнейшем список ладов будет уточняться и пополняться новыми названиями, ведь большинство ладов имеют по несколько названий.
1) Здесь лад понимается в узком смысле, как структура звукоряда, построенного от некоего основного звука (тоники). В такой формулировке натуральный ионийский неотличим от натурального мажора, а эолийский от минора. Подразумевается, что структура звукоряда повторяется на каждой октаве.
2) hex-код - краткое обозначение структуры лада в виде шестнадцатиричного числа. Например, для Натурального ионийского: AD5. В двоичном виде: 101011010101. Это шаблон, выбирая по которому звуки из хроматического 12-TET звукоряда, получаем структуру соответствующего лада. Самая первая единица обозначает тонику.
3) Семейство ладов - набор ладов отличающихся друг от друга циклическим сдвигом структуры.
Типичный фрагмент списка:
--- Семиступенные лады:
--- Семейство Натурального мажора:
AD5 Натуральный мажор (Натуральный ионийский, Древнегреческий лидийский)
B56 Натуральный дорийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)дорийский, Древнегреческий фригийский)
D5A Натуральный фригийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)фригийский, Древнегреческий дорийский)
AB5 Натуральный лидийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)лидийский, Древнегреческий гиполидийский)
AD6 Натуральный миксолидийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)миксолидийский, Древнегреч. гипофригийский)
B5A Натуральный минор (Натуральный эолийский, Древнегреческий гиподорийский)
D6A Натуральный локрийский (Древнегреческий миксолидийский, Фригийский с уменьшенной квинтой)
--- Семейство Мелодического мажора и минора:
ADA Мелодический мажор (Эолийский с повышенной 3 ступенью, Миксолидийский с пониженной 6; Hindu scale)
B6A Эолийский с уменьшенной квинтой (Локрийский с повышенной 2 ступенью, Half diminished scale)
DAA Супер локрийский (Лад Равеля; Локрийский с пониженной 4 ступенью, Pomeroy scale)
B55 Мелодический минор (Ионийский с пониженной 3 ступенью)
D56 Дорийский с пониженной 2 ступенью (Фригийский с повышенной 6, Яванский лад)
AAD Лидийский увеличенный (Лидийский с увеличенной квинтой)
AB6 Лидийский доминантный (Лид. с пон. 7 ст., Миксолид. с пов. 4, Гамма Бартока, Overtone scale, Acoustic scale, Подгалянский лад)
--- Семейство Гармонического мажора:
AD9 Гармонический мажор
B66 Семинотный блюзовый лад (Дорийский с уменьшенной квинтой, Локрийский с повышенными 2 и 6 ступенями)
D9A Супер фригийский (Фригийский с пониженной 4 ступенью)
B35 Лидийский с пониженной 3 ступенью (Мелодический минор с повышенной 4 ступенью)
CD6 Миксолидийский с пониженной 2 ступенью (Цыганский лад)
9AD Лидийский с повышенными 2 и 5 ступенями
D6C Локрийский с пониженной 7 ступенью
Ещё раз напомню, что все лады поддерживаются последней версией программы Salierius (
118)
Оглавление Словарь Словарь МТ