.
В 19-TET тоже есть квинтовый круг. Поскольку 19 - простое число, то не только квинта, но и вообще любой интервал (кроме целого числа октав, разумеется) годится для того чтобы обойти весь 19-TET звукоряд по кругу. Но самый интересный с практической точки зрения круг, всё-таки квинтовый, как и в 12-TET. Последовательность нот в нём выглядит так:
Фа До Со Ре Ля Ми Си Фат Док Соп Реф Ляб Миф Сид Тус Ку По Фи Би (Фа и дальше всё повторяется)
Структура натуральных ладов тоже квинтовая, поэтому звукоряды конкретных ладотональностей - это нарезка из квинтовой последовательности. Всё то же самое что и в 12-TET (
091), только нот больше.
В большом размере То же самое, но строки упорядочены хроматически:
В большом размере По первой таблице легко оценивать близость звукорядов при модуляции из одной ладотональности в другую. Здесь кроется очень важное отличие 19-TET от 12-TET. В 12-TET даже максимально удалённые друг от друга ладотональности имеют общие ноты. Например, До-ионийский и Ту-ионийский имеют общие ноты Си и Фа. В 19-TET всё не так. Здесь полно ладотональностей не имеющих друг с другом ни одной общей ноты! Например, тот же До-ионийский не имеет ничего общего с 6 ионийскими ладотональностями от следующих тоник: Док, Соп, Реф, Ляб, Миф, Сид.
Тут возникает вопрос, на который у меня пока нет ответа. Можно ли считать что До-ионийский сильнее удалён от Соп-ионийского, чем от Док-ионийского, если ни с тем, ни с другим нет ни одной общей ноты? Критерий "удалённости", очевидно определяемый в 12-TET как количество несовпадающих нот в звукорядах, здесь нужно пересмотреть.
Оглавление Словарь Словарь МТ