057. Второй разряд контрапункта - две ноты против одной

Jun 08, 2012 19:50

.
Первая нота, находящаяся на сильной доле такта всегда должна быть консонансом, вторая может быть консонансом или же диссонансом, употреблённом в качестве проходящей или вспомогательной ноты.

Проходящая нота - диссонанс на слабой доле такта который, при движении голоса по ступеням вверх или вниз, заполняет (звуковысотное) пространство между двумя консонансами.

Вспомогательная нота - диссонанс, находящийся между повторениями одной и той же ступени и отстоящий от неё на секунду вверх, или на секунду вниз.

Движение должно быть непрерывным, но дозволяется начинать первый такт контрапункта паузой. Также дозволяется в виде исключения употреблять в каденции контрапункт ноты против ноты. Везде, где возможно, следует удерживать в каденции движение двух нот против одной. На последнем такте пишется нота против ноты. Во избежание тритона между VI ступенью и Cf восходящую эолийскую каденцию в контрапункте дозволяется строить в виде: повышенная VI, повышенная VII, верхняя тоника (звукоряд мелодического минора).


21. Находящиеся на сильных частях такта неправильные последования (параллельные примы, квинты и октавы, прямое движение к совершенному консонансу) не оправдывается проходящими нотами.

22. Неправильные последования точно также не оправдываются и скачком на терцию.

23. Скачки больше чем на терцию, также не оправдывают параллелизмов квинт и октав, находящихся на сильных частях такта.

24. Но прямое движение (не параллельное!) к совершенному консонансу допускается при скачке на интервал больше терции.
UPD: Скачок должен быть в такую сторону чтобы движение со слабой доли такта на сильную было в правильном, не прямом направлении!

25. Прямое движение к совершенному консонансу запрещается также и в таком случае, когда первый звук есть вспомогательная нота. (Это правило есть одно из самых трудных в строгом стиле). Не очень понятно, поэтому нотный пример из книжки:



Что в этом особо сложного пока тоже непонятно.

Вообще к этому разряду контрапункта прилагаются все правила одноголосого и двухголосого склада. Запрещается также повторение одного и того же звука.

Из преведённых правил кое-что не вполне ясно. Допустим ноты Cp. на сильных долях двух соседних тактов находятся в противоположенном движении по отношению к Cf. Причём нота на сильной доле второго такта является совершенным консонансом. Допускается ли прямое движение от консонанса на слабой доле первого такта к совершенному консонансу на сильной доле второго такта? Похоже что нет. Ни в одном из шести примеров у Бусслера такая ситуация не встречается.

PS ещё добавлю что свойства совершенных и несовершенных консонансов на слабой доле не отличаются
PPS и судя по примерам консонанс на слабой доле вполне может быть применён в качестве проходящей. Насчёт вспомогательной не уверен пока.

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

music_theory, 12tet

Previous post Next post
Up