031. Холопов о теории терцового строения аккорда

Mar 02, 2011 20:11

.
"...сущностью аккорда (не исключая и диссонирующие) следует признать не его терцовость, а его консонантно-трезвучную природу (в диссонирующих - природу их функциональной основы). Став на такую точку зрения, мы получим принцип, не имеющий отступлений и противоположных трактовок. Принцип состоит (упрощенно говоря) не в терцовости, а в трезвучности. Всякий аккорд есть либо трезвучие (консонирующее), либо модифицированное трезвучие - с прибавленными септимой или секстой, с пропуском или консонантным замещением тонов (см. пример 12), причем модификация делается также с помощью средств, почерпнутых в самом трезвучии (добавлением сексты как мягкого консонанса к основному тону - см. пример 12А; добавлением сексты вместо квинты - см. пример 12В; добавлением интервала, энгармоничного мягкому диссонансу, - см. пример 12Б).
Но прибавление к трезвучию септимы, сексты, другие модификации трезвучности дают терцовый ряд. Поэтому почти все аккорды можно представить в виде терцовых наслоений (не только сверху, но также и снизу). Отсюда и закономерная живучесть теории терцового принципа. (Тем не менее абсолютизация его и механическое применение приводят к ошибочным результатам.)"

Собственно, камень в мой огород. Как раз механическим применением терцового принципа я и занимался в последней версии Salierius. Мне то всё нравится, таблица аккордов стала похожа на таблицу Менделеева. Непонятно какие такие "ошибочные результаты" мне грозят. Ох уж эта музыкальная теория, помесь философии и математики :) Кстати, выложу скоро бета-версию Salierius, в альфа-версии обнаружились кое-какие косяки в интерфейсной части.

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

music_theory, salierius, 12tet

Previous post Next post
Up