Закончила давно обещанную статью про смертниц. Материал написан исключительно с ознакомительной целью. Чтобы прочесть подписи к фото, наведите мышку
Одна из самых острых тем, связанных с противостоянием на Кавказе - женщины-смертницы. Сложно вспомнить другую тему, вокруг которой было бы накручено столько сознательной пропагандистской лжи и просто домыслов, имеющих мало общего с реальностью.
О женщинах, совершающих самоподрывы в людных местах - то в метро, то возле милицейских постов, слышали все. Когда-то я уже писала о них - в статье
"О самоподрывах - без табу и лукавства". Но смертницы - это не только бомбистки. Немногие знают, что есть мусульманки, и сейчас их становится все больше, которые, оказавшись в заблокированном силовиками доме вместе с мужчинами-муджахидами (чаще всего это их мужья), отказываются выходить и гибнут во время штурма. При этом очень многие из них вплоть до момента гибели ничего "такого" не совершили, и в случае, если бы они сдались, по закону их ждал бы максимум условный срок за пособничество (покупала мужу продукты и лекарства). Тем не менее, они сознательно выбирают смерть.
Эта статья о том, почему это происходит. Как получается, что девушка, которая была "просто мусульманкой", а иногда и "просто этнической мусульманкой" (это уроженки исламских регионов, не соблюдающие предписаний Ислама) пришла к тому, что отказалась выйти из заблокированного дома или даже совершила самоподрыв.
Саламат Исрапилова и Динара Дайдиева, Марьям Магомедгиреева, Марина Евлоева, Написат Мусаева, Замира Тутушева,Загра Кадимагомедова, Динара Бутдаева, Саидат Юсупова, Эльмира Курбанова - подборку информации об этих и других погибших сестрах, их фото и видео о них вы можете посмотреть здесь:
http://zulikhan.livejournal.com/165998.html. А я попытаюсь рассказать, почему так получается.
ЧТО ИМИ ДВИЖЕТ?
Фанатичная вера, желание попасть в Рай? Да, несомненно. Любой мусульманин знает, что если погибнешь в бою, убивая врагов Аллаха - станешь шахидом и попадешь в Рай. Более того, если праведного мусульманина просто убьют каким-либо жестоким способом - он тоже станет шахидом и попадет в Рай. Но при этом большинство мусульман, даже строго соблюдающие, вовсе не стремятся как можно скорее погибнуть.
Желание отомстить за погибших мужей и братьев? О той, что идет на операцию истишхад (самоподрыв) еще можно сказать, что она мстит (просто не всегда верно выбирает объект мести). Но те, что погибают в заблокированных домах, не имея возможности причинить силовикам вред, часто даже оружия не имея - как и кому они мстят?
Стремление погибнуть вместе с любимым мужем? И такое бывает. Но случается, что женщина перед штурмом отказывается покидать мужа, который у нее третий или четвертый по счету. Предыдущие тоже были муджахидами и погибли, и в прошлые разы, если женщина попадала в окружение вместе с мужем, она выходила из дома и выживала. Именно третий или четвертый самый любимый, дороже для нее, чем предыдущие? Наивно.
Набор примитивной лжи вы знаете: наркотики, зомбирование, "в Астрахани массово вербуют девушек в смертницы","девушку "пускают по кругу", после чего она опозорена и не может вернуться домой", "безвольная игрушка в руках мужчин", "пять раз побывала замужем за боевиками, истаскалась, уже ни на что не годится, и на нее надевают "пояс шахида", "она хотела сдаться, но боевики не выпустили ее из дома" и т.д. Все это бред, яйца выеденного не стоящий.
Люди, склонные к анализу, но не вполне в теме, упоминают ограниченность кругозора, отсутствие образования и перспектив в жизни, на что накладывается промывка мозгов, приводящая к религиозному фанатизму. Но аудио и видео, остающиеся после смертниц, свидетельствуют, что в умственном плане они самые обычные женщины, ничуть не глупее большинства своих соотечественниц, и совершенно вменяемы.
Но это все предисловие, пора начинать рассказ о жизненном пути, приводящем девушку к сознательному решению стать шахидом на пути Аллаха.
НЕВЕСТА МУДЖАХИДА
Точкой отсчета или, правильнее, "развилкой" можно считать момент, когда молодая девушка становится женой муджахида.
Как это происходит?
Бывает по-разному, но чаще всего девушка сначала выходит замуж, а потом муж уходит "в лес". На момент свадьбы он - либо обычный более или менее соблюдающий парень, либо "сочувствующий", либо "легальный" (находясь на легальном положении, тайно помогает муджахидам). После того, как он "спалился", он "выселяется", то есть, переходит на нелегальное положение.
"Нелегальному" крайне сложно жениться на девушке, еще не бывшей замужем, потому что для этого необходимо разрешение ее опекуна. Обычно это отец, если нет отца - дедушка, дядя или брат. Мало какой отец, даже если сам сочувствует муджахидам, согласится выдать за одного из них свою дочь. Случается, что "умельцы" обходят эти запреты. Например, если родственники девушки - обычные этнические мусульмане (не соблюдающие), то они объявляются вышедшими из Ислама, и роль опекуна играет амир группы. Или находят родственника менее близкого, чем отец или дядя, но "не вышедшего из Ислама", и он дает согласие на брак. Если же родители девушки изначально немусульмане, их согласия вообще можно не спрашивать. Но такие ситуации - скорее исключения, чем правило.
Именно поэтому молодому человеку, который планирует выйти на Джихад, советуют сначала жениться. Потом это будет крайне сложно, и если парень "выселился", не успев обзавестись семьей, он женится, скорее всего, на вдове муджахида, которой не требуется ничье разрешение для выхода замуж.
"Легальные" для Джихада во многом ценнее, чем "лесные". Они могут помогать самыми разнообразными способами, у них широкое пространство для маневра, потому что они не в розыске. И самое главное - они могут сами себя обеспечивать, еще и, если есть возможность, материально помогать "лесным". Кто не вполне ориентируется, каково это - прокормить в лесу отряд из десяти мужиков, может поверить мне на слово - это очень сложно.
Девушка на момент свадьбы чаще всего тайно сочувствует Джихаду (почему? А почему мы в детстве мечтали воевать с фашистами?), но от реального участия в нем далека.
Также за салафитов часто выходят разведенные женщины, имевшие в прошлом неудачный опыт с мужьями-пьяницами и гуляками. Понятно, что на их фоне любой соблюдающий мусульманин выглядит ангелом.
На Кавказе муж обычно не посвящает жену в подробности своих занятий, но - можете не сомневаться - если он муджахид, она прекрасно это знает. Если он "выселился", она не думает, что уехал на заработки и т.д. Она единомышленница мужа (иначе сразу бы ушла, заподозрив неладное) и знает, что он зарабатывает для себя и для нее место в Раю. Когда он "выселяется", бывает, что она месяцами не получает от него весточки. Но чаще она сама становится "легальной", обеспечивая ему прикрытие. Пока это возможно, она делает вид, что муж по-прежнему живет в семье, когда его отсутствие становится слишком долгим и заметным - говорит, что он уехал на заработки, или развелся с ней, или... Иногда они тайно встречаются, она передает продукты, лекарства. Она растит детей и стоически переносит все трудности жизни одинокой женщины. Но у нее есть сестры-единомышленницы, а ее саму распирает от гордости, что ее муж - муджахид, и часто, к сожалению, бывает, что длинные женские языки становятся причиной того, что муджахида накрывают во время тайного визита к близким. Практически все силовики великолепно натренированы блокировать городские дома и расстреливать их из танков, а потом зачищать руины. И очень мало подразделений, умеющих (и, главное, желающих) работать в лесу.
ЖЕНА ШАХИДА
Вторая развилка ее жизни - когда мужа убивают. Это может произойти как где-то далеко, так и буквально при ней, в ее доме (или в чьем-то доме, где они тайно встречались). Дженнет Абдурахманова после этого взорвала себя в метро. Но большинство вдов муджахидов все-таки так не поступают. Они выходят вместе с детьми из окруженного дома, оплакивают мужа-шахида (если муж стал шахидом, положено радоваться, но вдовы все равно плачут) и начинают жить дальше. Аллах сказал: "Не говори о них "мертвы"...", поэтому вдовы муджахидов называют себя женами шахидов...
Как она живет дальше?
Ее жизнь меняется, и не только в том смысле, как меняется она у любой женщины, потерявшей мужа. Если каким-то чудом силовики не заинтересовались ею при жизни мужа, после его смерти они гарантированно заинтересуются ею всерьез и надолго. По сути, навсегда. Ее ждут унизительные обыски и допросы (кто думает, что это ерунда, отвечу - смотря в сравнении с чем), и разнообразные издевательства. Но самое главное - она попадает под колпак как "потенциальная смертница" и находится под практически непрерывным и достаточно навязчивым наблюдением.
Часто информация об этих женщинах попадает в СМИ. Несколько лет назад центральные российские газеты опубликовали список "потенциальных террористок-смертниц" - женщин, засветившихся связями с "бандподпольем", с их фотографиями. Женщины обижались, возмущались, кто-то даже собирался судиться. Они говорили журналистам, что они совершенно мирные люди, не собираются никому мстить, никого взрывать и т.д. На сегодняшний день многих из этого списка уже нет - погибли во время штурмов.
Как пример можно взять дагестанку Саидат Юсупову (Айшу) - женщину за 30, мать четверых детей. Первый муж - пьяница, второй, отец ее последнего ребенка - соблюдающий мусульманин, салафит, сочувствующий муджахидам. После первого ареста мужа силовики превратили их жизнь в ад - обыски, слежка, попытки незаконных арестов. В конце концов муж вроде как развелся с женой и ушел в лес (в начале 2012 года он погиб), а жена забрала детей из общеобразовательной школы, потому что там нельзя носить платок и на переменах играют лезгинку. Ее данные в качестве потенциальной смертницы напечатали в "Комсомолке", после чего Саидат окончательно потеряла работу, за ней стали шпионить соседи и не только соседи. Естественно, Саидат все теснее сближалась с "лесными", пускала подпольщиков к себе жить... Во время первой спецоперации силовики разрушили ей полдома и избили 13-летнего сына. Через год, когда случилась вторая спецоперация, Саидат выпустила детей, а сама отказалась выйти из дома и погибла. (По другим данным, все-таки решилась выйти, но ее убили и заявили, что она совершила самоподрыв).
...Мужа убили. Время идет. Многие вдовы не хотят больше выходить замуж, чтобы быть со своим мужем в Раю. Но жизнь - такая штука, что мало кому это удается. Трудно быть одной, еще труднее - одной поднимать детей. Иногда женщина просто не может их прокормить и вынуждена выходить замуж, часто второй-третьей женой.
Причем за мирного ей выйти замуж проблематично. Не каждый возьмет вдову муджахида. Это просто опасно - учитывая ситуацию на Кавказе, после такого брака его запросто могут объявить "лесным" и убить, или подбросить что-то и надолго посадить. Да и ей каково - после мужа-муджахида быть второй-третьей женой мирного, "отсиживающегося", которого она в глубине души может и презирать?
А в подполье много холостых братьев, которые хотят жениться, и которым нужны для брака надежные, проверенные сестры. И выходит она во второй раз за муджахида. И "палит" его, конечно. За ней же следят. Проверяют круг, в котором она общается. И если она вышла замуж - понятно за кого. Можно делать засаду. А если она все еще не научилась в любой ситуации держать язык за зубами - похоронит нового мужа достаточно быстро.
Не забываем еще и о том, как выглядят радикально соблюдающие мусульманки. Насчет хиджаба в Исламе нет послаблений. Конечно, за хиджаб сам по себе в исламских регионах не преследуют, и если ты стопроцентно мирная, и все твои знакомые стопроцентно мирные, носи его сколько хочешь - скорее всего, проверят твои связи и отцепятся. Но Кавказ не так уж велик, а семьи большие, и почти у каждой даже самой мирной мусульманки или ее мужа найдется не вполне мирный родственник. В общем, женам муджахидов из соображений безопасности очень подошел бы платок, из-под которого видна челка. Но нельзя!
ЖИЗНЬ В ПОДПОЛЬЕ
Постепенно у сестры накапливается достаточно большой "противозаконный" багаж. Некоторые успевают отсидеть - чаще всего за хранение оружия. И абсолютно все измочалены постоянной необходимостью соблюдать конспирацию, быть в любой момент готовыми к визиту силовиков, аресту, обыску, допросам...
В какой-то момент, когда сестре реально угрожает тюрьма или у нее просто больше нет сил вести такой образ жизни, она переходит на нелегальное положение. И это уже совсем плохо.
Что означает нелегальное положение для мужчин? Они живут в лесу, иногда пересиживают на специально снятых конспиративных квартирах, где в одной комнате живет куча народа, выходят оттуда на операции и на тайные встречи, и, в общем, такая жизнь продолжается не очень долго.
Женщинам еще сложнее. Жизнь в лесу, особенно зимой - это ад. Это постоянный холод и постоянный голод из-за нехватки продуктов. Женщину приходится кормить, а толку с нее, прошу прощения за цинизм, мало. Как боец она едва ли может заменить мужчину, а в случае внезапного нападения на базу или длительного сложного перехода становится обузой. Женщина в лесном джамаате - постоянный источник фитны из-за возникающего с ее появлением неравенства между братьями (кто-то с женой, а остальные без). Готовит и стирает она чаще всего только своему мужу, а даже если и будет готовить на всех - хозяйственные проблемы мужчины в лесных джамаатах давно научились решать самостоятельно. В крохотных блиндажах не предусмотрены отдельные помещения для супругов...
Если же сестры живут на конспиративных квартирах - это легче в плане быта, но тяжелее психологически. Оттуда нельзя звонить по телефону, практически нельзя выходить. Можно читать литературу, молиться, готовить еду и шить. (Кто, думаете, шьет муджахидам специальные разгрузки, которые можно незаметно носить под одеждой?) Сестры живут там, отрезанные от окружающего мира. Они подолгу не знают, что с их мужьями и детьми, и сами в любой момент могут ожидать штурма.
Если эти сестры беременны, рожать им приходится без медицинской помощи. В принципе, ничего страшного, я тоже не в больнице рожала, но в целом это большой риск.
Главная проблема в том, что муджахиду жена ни в лесу, ни на конспиративной квартире не нужна. Она нужна "на равнине", в качестве "легальной", а то и просто жены - надежного тыла, матери и воспитательницы детей. Но при этом, если она уже "спалилась" как "связанная с бандподпольем", встречи с ней становятся для него смертельно опасны. Не знаю статистики, но думаю, что примерно 8 из 10 муджахидов выслеживают и убивают, когда они выходят на встречи с близкими.
Конечно, не все сестры проходят все стадии этого пути. Не все выходят замуж по три раза, не все уходят на нелегальное положение. Но на каком-то из его этапов они понимают, что смерть шахида - лучше, чем унизительное существование в качестве гонимой подпольщицы. Когда говорят "подпольщик" - подразумевается, что власти не знают о его деятельности. А тут им все известно, изначально - то есть, жизни нет.
И уходят. С таким спокойствием и непоколебимой верой, что диву даешься.
ШАХАДА
Конечно, этому предшествует длительная психологическая самоподготовка. Сестры, да и братья тоже, постоянно разговаривают друг с другом о братьях и сестрах-шахидах, о предстоящем штурме, готовятся к нему - как к главному дню своей жизни. Но если братья зачастую реально не могут сдаться, потому что их ждут огромные тюремные сроки, а многие могут и не дожить до суда - запытают, и главное, немногие готовы променять свободу, которую дает Джихад, на тюремную парашу - то для сестер это решение в гораздо большей степени добровольное.
Они реально радуются этому дню. Радуются тому, что уже сегодня попадут в Рай. Радуются тому, что если с ними любимый муж - другого уже не будет. Что не будет унижений, избиений и издевательств. Не будет изматывающих ожиданий ареста или штурма (поверьте - это ад на земле). И за детей и родственников в Судный день можно будет заступиться.
И когда этот день приходит, сестры почти спокойно совершают последние звонки близким (иногда не отключая телефон вплоть до момента гибели) и - если есть хоть какое-то свободное оружие, берут его в руки и наугад направляют в сторону, откуда по ним стреляют.
Перед штурмом сестер обычно уговаривают сдаться. Ради справедливости - по-настоящему, до конца уговаривают только близкие родственники (родители, дяди, тети). "Товарищи по оружию" больше склонны радоваться за брата или сестру, становящихся шахидами. Они искренне верят в их лучший удел у Аллаха, но есть и земная причина: муджахид в плену - это ТАКИЕ проблемы всем, что... в общем, лучше, чтобы в плен не попадали.
И сама сестра тоже отлично понимает, что если она выйдет, в тюрьму, может, и не посадят, но унижать и издеваться будут, как захотят, и рассказать заставят абсолютно все, что знаешь, и все фото, найденные в домашнем компьютере, прокомментировать заставят: "А это кто? А как часто он приходил?" и т.д. Муж погиб - но братья-то его живы. А если не выйти - некому будет комментировать...
Кроме того, это лотерея. Допустим, жена не знает соратников мужа и не может их выдать. Он остается до конца и погибает, она принимает решение выйти и сдаться. Думая при этом, что раз она просто жена, то инкриминировать ей нечего, и зная, что других сестер в такой ситуации допрашивали и отпускали. А ее возьмут и обвинят в подготовке теракта, и посадят надолго. Или оружие подбросят и за него посадят. Только Аллах знает, какой приказ они получат в каждом конкретном случае.
Кроме того, если жена любит своего мужа, она хочет и там, в Ахирате, быть его женой. Но когда молодые муж и жена прощаются перед штурмом - он остается, она выходит - они понимают, что уже больше не будут вместе, потому что вряд ли она сможет прожить оставшуюся жизнь, не выходя замуж, а сказано, что женщина будет в Раю с последним из своих мужей (если, конечно, он попадет в Рай).
Некоторые сестры не хотят ждать штурма и уходят на истишхад. Почему? Потому что смерть во время штурма, даже для вооруженного мужчины - это смерть жертвы. Когда тебя уже заблокировали, причинить какой-либо вред силовикам практически невозможно.
А тут ты вроде как гибнешь не напрасно, а кого-то забираешь с собой. А что гибнут обычно не те, кто надо - так в их кругу просто многие считают, что это можно. У меня есть табу на убийство мирных, а у них нет. Кроме того, они считают себя в своем праве, потому что сами считают себя мирными, а их преследуют и убивают. Что она сделала - мужу поесть приготовила и одежду постирала? Это делают все женщины. Что муж у нее не в ладах с законом - есть один закон, Шариат Аллаха, который надо устанавливать и которому следовать, а все остальное - законы тагута.
ДРУГОЙ ИСХОД
Конечно, далеко не каждая девушка, вступившая на этот путь, погибнет. Ее никто не заставит ни взорвать себя рядом с отделением полиции, ни до конца отстреливаться из заблокированного дома. Не обязательно и сама она примет решение пожертвовать жизнью. Окончание ее истории может быть разным - от очень печального до вполне благополучного, по меркам этой дунья.
Самая грустная история, наверное - у супругов Бекмагомеда Сайгатова и Айны Сидгалиевой (Сейфуллаха и Ханифы). Им пришлось спуститься из леса на равнину из-за плохого состояния здоровья Айны. Во время ареста в Астрахани, откуда Айна родом, она попыталась подорвать себя "хаттабкой", но была только ранена. Ей дали 13 лет, ее мужу - 14. Их двое детей (младшая дочь родилась в тюрьме) живут с тяжелобольной матерью Айны. Неизвестно, доживут ли супруги до освобождения, но Айна говорит, что принадлежит мужу и после выхода на волю уедет с ним в Чечению.
Иначе, к счастью, сложилась судьба у жительницы Ингушетии Насти Алексеевой. В 18 лет она по большой любви вышла замуж за соседа, Тимура Хаяури. Вскоре он ушел в лес, и Настя ушла с ним. Она год прожила в лесу - летом в палатке, зимой в блиндаже. За это время выносила и родила сына Абдул-Малика. Рожала тайно, у сельской повитухи, для чего им с мужем пришлось спуститься из леса. Через месяц Тимура убили. Настя с ребенком сдалась властям по "программе адаптации" и никакого наказания не получила. "Для меня сейчас только одна цель - вырастить сына, поставить его на ноги. Люблю его безумно. Это моя память о муже. Ребенок - это все, что у меня осталось", - говорит Настя. Она не скрывает, что продолжает любить покойного мужа. Даже жаль, что ей в ее возрасте, скорее всего, не удастся больше не выходить замуж.
Есть еще отдельные случаи, когда муджахид оставляет Джихад и уезжает вместе с семьей. Вроде как самый благополучный исход, но хорошей жизни не получается - спокойствия все равно нет, а пустота есть.
Как ни крути, получается плохо. Войну легче начать, чем окончить. Пока что это проблема руководства России и его ставленников, которую они решают привычными им методами - убивать и сажать.