О самоподрывах - без табу и лукавства

Jun 04, 2012 06:56


Время от времени мне пишут сотрудники спецслужб, притворяющиеся моими сестрами по вере. Шахидские операции у них любимая тема. Видимо, я очень похожа на человека, который вот так пойдет и взорвется в центре Москвы.

Иногда я люблю поддаваться на провокации. Возьму сейчас и напишу статью на самую табуированную тему - о шахидских операциях, о самоподрывах, в частности, женских. Четко и ясно, и без вранья.

Почему самую табуированную, ведь об этом пишут все, кто ни попадя?
Потому что мы, и вайнахи, и мусульмане в целом, очень не любим признаваться в наличии того, чего быть не должно. В данном случае я о разногласиях. Не существует, наверное, другого вопроса, по которому исламские ученые и простые мусульмане имели бы настолько противоположное мнение.

Одни со всей решимостью заявляют, что самоподрывы, особенно в толпе мирных жителей, являются запретным деянием, а совершившие это попадут в ад. Сражаться с теми, кто непосредственно не сражается против мусульман, категорически запрещено и т.д.
Другие - что это истишхад, самопожертвование, величайший акт, который может совершить муджахид в этой дунья - земном мире.

А еще вокруг темы смертников и особенно смертниц накручено столько лживых пропагандистских измышлений, что - надо писать.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШАРИАТА

О дозволенности или запретности этих действий по Шариату от себя я, конечно, писать не могу. Не имею права - я не ученый. Тем более, что авторитетных источников в интернете полно, и каждый может ознакомиться с ними.
Вот, например, обширная подборка мнений авторитетных исламских ученых, считающих самоподрывы тягчайшим грехом и, безусловно, запрещенным действием. Вот наоборот - фетва шейха Сулеймана Аль-Ульвана, дозволяющая и одобряющая шахидские операции. И таких фетв достаточное количество.
Сильнее и ярче всех вторую точку зрения представил, конечно же, Саид абу Саад (Саид Бурятский) (видеолекция). Ему как лектору и проповеднику вообще нет равных.


Для тех, у кого нет времени или желания глубоко изучать эту тему, я коротко перескажу главное.

Противники "шахидских операций" ссылаются на аяты из Корана: "И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд! А кто делает это по вражде и несправедливости, того Мы сожжем в огне. Это для Аллаха легко!" (сура "Женщины", аяты 29-30). Кстати, это перевод смыслов Крачковского. В других переводах "самих себя" звучит как "друг друга". И, учитывая, что там фигурируют "вражда и несправедливость" (в других переводах - "склонность к насилию"), то мне кажется, что в данных аятах речь вообще идет не о самоубийствах, а о запрете мусульманам убивать мусульман по причине личной вражды.

Более четкие доводы запрета самоубийств приведены в хадисах:

"Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, саллалахи алейхи ва саллям, сказал: "Кто сбросится с горы и убьет себя, тот будет низвергаться в огне Ада, где пребудет вечно. Кто убьет себя, хлебнув яда, тот будет держать свой яд в руке и хлебать его в огне Ада, где пребудет вечно. Кто убьет себя куском железа, тот будет держать его в руке, ударяя себя в живот в огне Ада, где пребудет вечно". (Аль-Бухари и Муслим).


"Пророк, саллалахи алейхи ва саллям, сказал: "Среди тех, кто жил до вас, был человек, у которого была рана. Не проявив терпения, он взял нож и перерезал себе руку. Началось кровотечение, которое не прекращалось до тех пор, пока он не умер. И тогда Аллах Всевышний сказал: "Раб Мой опередил Меня, лишив себя жизни, и Я запрещаю для него Рай". (Аль-Бухари).

Сторонники самоподрывов ссылаются на примеры из жизни сподвижников Пророка (с.а.с.), которые врывались с мечом во вражеские ряды и рубились, пока их не убивали (хотя очевидно, что это совсем другое: у такого воина есть шанс выжить - например, он может раненый попасть в плен, а потом свои выкупят). И на хадис Муслима о верующем юноше, которого по воле Аллаха злому царю-кафиру не удавалось убить, и юноша сам подсказал царю, как это можно сделать, чтобы царь и все видевшие смерть юноши уверовали в Аллаха.
Они заявляют, что самоподрыв нельзя называть самоубийством. Самоубийство - акт, совершаемый от слабости, уныния, неверия и нежелания жить. А операции истишхад имеют своей целью совсем другое - убить как можно больше врагов Аллаха. Саид Бурятский добавляет, кстати, что можно не только взрывать себя в гуще врагов, но и кончать с собой в случае попадания в плен, чтобы не выдать братьев под пытками или просто избежать смерти куда более мучительной и унизительной.

На все эти аргументы противники самоподрывов отвечают, что отдельные вылазки против врага, приносящие больше вреда, чем пользы, мусульманской общине, вообще не являются Джихадом.


Что касается участия в вооруженном Джихаде женщин, тут мнения большинства ученых схожи: Джихад с оружием в руках не является ни обязательным (фард-айн), ни желательным для женщины - пока враг не нападет на земли мусульман, не начнет проводить зачистки и т.д., и не потребуется помощь всех, способных держать оружие. Но и тогда предпочтительнее, чтобы женщины выступали в роли "мирных участниц Джихада" - поварих, медсестер и т.д.

ПОЧЕМУ НА ЭТО ИДУТ?

Обычно называют несколько растиражированных пропагандой причин: гипноз, зомбирование, накачивание наркотиками, усталость от тягостей подпольной жизни (эти три причины перечислил и высмеял в своей статье тот же Саид Бурятский). В случае с женщинами добавляются еще "групповые изнасилования братьями-ваххабитами", после которых женщина навсегда опозорена и вернуть себе и своей семье доброе имя, если верить пропагандистам, может, только став террористкой-смертницей.


Есть еще разнообразные "локальные версии" (возможно, они и применимы к одному конкретному случаю, но делать по ним выводы нельзя). Это, например, случай Заремы Мужахоевой, которая, по официальной версии, решила стать смертницей потому, что не могла вернуть родственникам украденные у них деньги.

Говорят еще о выпадении вдов из социума, вследствие чего их подбирают опытные вербовщики-кукловоды и делают игрушками в своих руках (но все, кто хоть чем-то активно занимается - выпавшие из социума) - много чего говорят. Единственное из популярных в СМИ объяснений, более или менее близкое к правде - это месть за убитых мужей и братьев. Остальное - ложь.

Ни гипноза, ни наркотиков в джамаатах не было и нет. "Вербовок" и "зомбирования" как таковых - тоже. Есть общение в своем кругу. В этом кругу другой язык, другая модель поведения, другие ценности, другие герои. Другие сайты, с которых берут информацию. И максимально возможное самоотторжение от всего, что этому противоречит или хотя бы сформулировано в других терминах.
Но никто там никого специально не зомбирует. Если человек заявит, что хочет совершить истишхад, его почти наверняка попытаются отговорить - тем более, если это женщина, тем более, если у нее дети. Это решение человек принимает сам. И сам отвечает за него перед Аллахом, как и за любое другое решение.


Усталость от трудностей Джихада - да, есть, и огромная. Высмеивая "зомби-версии", Саид Бурятский отрицает и эту причину, пишет, что на истишхад шли многие, чья подпольная деятельность еще не была раскрыта и им вообще не приходилось уходить из городов в лес. Но штука в том, что быть подпольщиком, осознающим, что в любую минуту его могут арестовать, психологически труднее, чем партизаном в лесу. Через несколько месяцев такой жизни хочется - если не на истишхад, то в лес, где ты свободен, пока тебя не убьют.
Но если бы ТОЛЬКО усталость - вперед в Европу. Это не очень просто, но реально, если сильно захотеть.

На операции истишхад идут потому, что не боятся смерти.
Не боятся потому, что твердо верят, что ничего не почувствуют и откроют глаза в Раю, у Аллаха, рядом с любимыми и близкими. Поэтому, говорят, на смерть часто идут с улыбкой.
Ненависть к врагу, желание мести - очень сильный мотив, но даже его в себе иногда стараются приглушить, чтобы "очистить намерение" - все должно быть только ради Аллаха. А о том, что хотят встретиться с погибшими близкими, в предсмертных записях вообще никогда не говорят. Но причина эта - одна из главных.

Бывают психологические состояния, когда человеку больше не хочется жить. Со слабыми людьми это может произойти от чего угодно, с сильными - когда вследствие пережитого снижается инстинкт самосохранения до точки, когда желание убивать врагов перевешивает желание выжить. И не нужны никакие вербовщики, никакие узкоспециализированные психологи, гипнотизеры и спецы по НЛП. Обычные менты, двух слов связать не умеющие, справятся с этой задачей куда лучше.


Есть еще кое-что, что я вряд ли сумею объяснить, потому что пишу сейчас на светском языке, не позволяющем глубокое проникновение в тему. А чтобы понять, надо проникнуться. "Мы вышли на Джихад фисабилиЛлах, чтобы убивать и быть убитыми, мы продали наши души Аллаху в обмен на лучший удел, и цель наша - получить шахаду на пути Аллаха..."

ПОЧЕМУ НА ЭТО ШЛИ КОНКРЕТНЫЕ ЛЮДИ?

Хотелось бы разобрать по отдельности все известные случаи самоподрывов женщин на Кавказе и в России - в смысле мотивов, но не рискну. Во-первых, не могу заглянуть этим девушкам в душу, во-вторых, слишком большой процент информации о них сфальсифицирован. Очевидно, например, что 17-летняя Дженнет Абдурахманова, взорвавшая себя в московском метро в марте 2010 года, должна была мстить за убитого мужа - амира Дагестана Аль-Бару, и хотела встретиться с ним в Раю. Многочисленные фото с оружием в руках как бы подтверждают ее радикальные взгляды (хотя у кого, тем более, в ее возрасте, не было таких фото?). Но как утверждать это стопроцентно, если есть вероятность, что вообще весь теракт организован спецслужбами, а девушки подброшены в метро уже убитыми? Погуглите - об этом достаточно много написано. Нестыковки в этом деле, в частности, подробно, еще тогда, разбирал Аркадий Бабченко. А знакомые девушек утверждали, что видели их дома живыми в то время, когда они не могли уже успеть доехать до Москвы на автобусе.


В сети есть предсмертные обращения этих двух сестер. Но показательная анонимность, к которой стремятся джамаатовцы, сильно вредит их делу (вернее, части их дела - относящейся к этой дунья). Обе девушки сидят с полностью закрытыми лицами (даже глаз не видно) и не называют даже своих имен. Понятно, что "свои" всегда знают, кто это и что - вплоть до того, что узнают сестер по голосам. Но, извините, как серьезный человек в такой ситуации я не могу безоговорочно утверждать, что на этих видео именно Дженнет Абдурахманова и Марьям Шарипова.

Из тех, о ком мы знаем точно, что они добровольно пошли на истишхад, и знаем достаточно, чтобы хоть немного судить об их мотивах:
- Хава Бараева с Луизой Магомадовой - на грузовике, начиненном взрывчаткой, врезались в военную базу. Оставили видеозапись, в которой призвали сестер не выходить замуж за тех, кто не совершает Джихад, потому что сыновья от них не будут настоящими мужчинами. Скорее всего, девушки просто убивали оккупантов доступным им способом. Но из-за того, что Хава была родственницей знаменитого Арби Бараева, вокруг этой истории накрутили слишком много лжи, в которой сложно разобраться.
- Айза Газуева - взорвала вместе с собой генерала Гейдара Гаджиева, военного коменданта Урус-Мартана, который перед тем у нее на глазах зверски убил ее мужа. Мотивы понятны, и все нормальные женщины восхищаются поступком Айзы.
- Зулихан Элихаджиева - взорвала себя на стадионе в Тушино. Сохранились ее дневники - судя по всему, не подделка. Пошла на это, потому что считала, что так искупит свой и любимого человека грех (жили вместе без брака, будучи вдобавок братом и сестрой по отцу), и оба попадут в рай.


Были и другие девушки - например, Муслимат Алиева, которая вместе с родным братом Ризваном взорвала себя 3 мая 2012 года в Махачкале у поста ДПС "Аляска-30". Но их не так много, как гласит пропаганда - с той и с другой стороны. Потому что сестер из "Норд-Оста", например, я бы не стала записывать в террористки-смертницы. Когда пустили газ и начался штурм, ни одна из них не взорвала себя - значит, взрывчатка на них была ненастоящей.
Эффектные женщины в черном с пистолетами и "поясами шахида" нужны были для телекартинки, для пропагандистского эффекта, а не для того, чтобы в действительности кого-то взрывать.
Эти девушки понимали, что идут на смертельный риск, но подрывать себя все-таки не собирались.

САМОПОДРЫВ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Погибнуть - легко. Убить врага - гораздо сложнее. Наличие человека, не боящегося смерти, еще не означает урон врагу. Воевать - сложно. Воевать надо уметь.
Враги не подпускают к себе на расстояние, с которого человек, которому вчера показали, как пользоваться автоматом Калашникова, сумеет в них попасть. И посмотрела бы я, например, на стандартного "клавиатурного ковбоя" во время марш-броска с полной выкладкой.


Как мне кажется, шахидами на пути Аллаха - не теми шахидами, которые стали жертвами болезней, несчастных случаев или случайных бандитов, а сознательно погибшими за веру, становятся две категории людей: мирные проповедники и просто соблюдающие мусульмане, убитые кафирами, как сейчас принято говорить, по религиозному признаку - и воины, которые вели вооруженный Джихад на пути Аллаха.
В Исламе намерение часто значит больше, чем реально совершенные дела. Но все равно напрашивается простая мысль, что если в Рай берут за то, что ты был воином - значит, ты должен быть хорошим воином. Как говорил парень, бывший у нас обычно имамом во время молитвы: "Хорошего намерения недостаточно, нужен хороший результат". Результат воина - убитые враги и спасенные соотечественники. Другого критерия нет.

К сожалению, многие, мечтающие вести Джихад фисабилиЛлах, совершенно об этом не думают. Они считают, что главное - атаковать врага (неважно, с каким результатом), чтобы он тебя уничтожил и ты попал в рай.


Смотрела кадры из тренировочного лагеря для палестинских женщин. Это кошмар. Они там "штурмуют" какую-то высотку - по команде все вместе, не пригибаясь и не прикрывая друг друга, бегут к этой высотке, стреляя из автоматов. Я даже не говорю, что было бы, если бы у защитников высотки был пулемет - парочка автоматчиков с крепкими нервами уничтожили бы всех этих женщин за несколько секунд. И в чем смысл их самопожертвования?

16-летняя бедуинка Басма Ауад ан-Набари, умница и отличница, оставила в своем дневнике запись: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Сегодня я стану шахидкой, и прошу Тебя помочь мне дойти до цели". Подошла к израильской военной базе и открыла по солдату огонь из пистолета. Ни в кого не попала - пистолет не снайперская винтовка, и попасть из него, если не в упор, тяжело. Ее застрелили на месте.


А еще я читала, как четверо искренних фанатичных братьев из Казахстана приехали на Кавказ, чтобы принять участие в Джихаде. Искали связи с муджахидами, но не нашли. Тогда они подъехали к посту ГАИ и начали швыряться в ментов камнями. Надеясь, что менты откроют огонь и они попадут в рай. Их скрутили, конечно. Не знаю, но догадываюсь, чем это окончилось.

Абу Хамид аль-Газали сказал: "Мусульманину дозволяется сражаться с врагами до тех пор, пока он не будет убит... Но если человек знает, что его нападение на врагов никак не повредит им (например, когда на врагов бросается слепой или калека), то совершение подобного запрещено".

Об этом же, со своей стороны, говорит и Саид Бурятский: что, мол, не дело пожертвовать собой и в результате ранить одного мента.

Так вот, самоподрыв - это возможность для нетренированного человека убить и ранить значительное количество врагов. Сделать это в бою такой человек объективно неспособен. Но отомстить врагам, попасть в рай и встретиться там со своими близкими он хочет не меньше, чем полноценный воин.
Кроме того, это легкая, щадящая, мгновенная смерть. Кто-нибудь представляет себе, как это - когда тебя протыкает пулей или осколком? Как это - умирать от ран? Кроме того, можно ведь попасть в плен - а это хуже смерти.
Кроме того, в бою нужна мгновенная реакция - физическая и психическая, способность быстро принимать решения, которая есть не у всех. А тут надо решиться только один раз.

...И С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА


Захлебывающаяся ненависть общества к террористам-смертникам вызывана двумя причинами. Первая - что целью их атак очень часто становятся мирные жители. Вот это как раз недопустимо. Какими бы сволочами ни были враги - нельзя опускаться до их уровня.
Человеку, пришедшему с войны, обыватели и их заботы обычно омерзительны. Но трогать их нельзя. Это такое правило игры, нарушив которое, ты перестаешь быть человеком.

Но главная причина этой ненависти - страх, вызванный тем, что непонятно, как с этим явлением бороться.
У любого политика или олигарха есть много врагов, мечтающих о его смерти. И если подавляющее большинство этих власть имущих до сих пор живы - это только потому, что большинство планируемых покушений обламываются на этапе, когда организаторы видят, что подойти и убить не проблема - да только уйти не получится. Сила террориста-смертника - в том, что он не собирается уходить.

Что в Ахирате будет считаться запретным убийством и самоубийством, а что - необходимой жертвой на пути Аллаха - это только Аллаху ведомо. Поэтому мы и говорим о каждом погибшем мусульманине - "шахид иншаАллах". А здесь, в этом мире, шахидские операции стоит сравнивать с обычными операциями партизан. Стандартная ситуация во время любой войны: командир отправляет часть своих людей на верную смерть, не сообщая им об этом. Шахидские операции в этом смысле честнее - на них человек решается сам.

война, Ислам, сопротивление, мусульманка

Up