Фото с марша, источник -
Die Zeit.
В последнее время все чаще появляются публикации, свидетельствующие о
провале мультикультурализма в Европе. После терракта в "Шарли Эбдо" эта проблематика получила новый виток, сыграв на обострении противоречий в и так уже погрязшей в них Европе. На днях в Германии прошел марш PEGIDA (Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes - европейские патриоты против исламизации Старого Света) одновременно с акцией салафитов, не обошлось и без провокаций:
Как сообщает полиция Вупперталя, демонстрации происходили параллельно: в акции салафитов приняли участие около 200 человек, в акции ПЕГИДА - порядка 800 человек, в том числе футбольные фанаты и ультраправые националисты. Они вели себя агрессивно, пытались спровоцировать столкновения с полицией и с исламистами. В результате правоохранители были вынуждены применить слезоточивый газ и досрочно прекратить акцию.
(
источник)
Также, недавно в The American Conservative
появилась статья с разбором эссе политолога Брюса Торнтона на тему все того же мультикультурализма. Если вкратце, то в статье политолог подчеркивает провал политики мультикультурализма и беспокоится о том, что в такой ситуации политические выгоды уходят к радикальным движениям:
"Европейцы это стареющая, уменьшающаяся, исчезающая, вымирающая раса", - пишет издание, отмечая, что из-за низкой рождаемости Европу заполоняют иммигранты-мусульмане, которые презирают свою новую родину и "находят привлекательную альтернативу в религиозной приверженности радикальному исламу".
В связи с этим обретают силу политические партии, требующие ограничений на иммиграцию, такие как "Партия независимости Великобритании", "Национальный фронт" во Франции и "Патриотические европейцы против исламизации Запада" в Германии, пишет издание.
Конечно же, это все происходит неспроста. Торнтон считает так:
В статье отмечается, что Европа строилась на идеях христианства, равенства, политической свободы и прав человека. Однако сегодня "Европа осталась без своего исторического объединяющего принципа", считает Торнтон.
И все вроде бы так, да не так. Принцип мультикультурализма это уже продукт светской Европы, подчеркивающий, что, несмотря на различия, все равны перед законом и имеют равные возможности. Сейчас же, само собой, выясняется, что этот принцип уже не работает, неприязнь к "чужим" просто законом не отрегулировать и красочные мультики да книжицы по толерантности тоже не работают. Учитывая, что поддержка всех культур во всех их многообразии за собой неизбежно тянет недовольство тех народов, которым кажется, что их культуру не слишком-то и уважают в чужой стране (которая, напомню, декларирует равенство). Других объединяющих идей - нет, цели у общества в целом - тоже, осталась только погоня за деньгами и спускание их в потребительском угаре.
Само собой обострение противоречий в таком случае неизбежно, учитывая вседозволенность в рамках современной свободы слова и нетерпимость к "чужим" на обывательском уровне. И когда общество, не скрепленное общей идеей, оказывается раздираемым противоречиями на почве межнациональных и межконфессиональных отношений, неизбежно одна активная часть общества побежит к радикалам одной стороны, а другая часть - к радикалам другой. Третьей же стороны, которая будет осуждать любой радикализм и готовить конструктивную основу для мирного сосуществования людей разных наций, религий и культур - просто нет, а синтез никого не интересует. Существуют только попытки держаться только за рвущуюся ниточку мультикультурализма, что и продемонстрировало вышеупомянутое мероприятие в Германии:
Также в субботу в городе прошла акция "Вуппертальского союза против нацистов" под лозунгом "Против салафитов и нацистов в Вуппертале - за открытый и толерантный город", которая собрала около тысячи человек.
Но при обострении ситуации, та сторона, которая призывает сделать вид, будто противоречий нет и не ищет конструктивного выхода, призывая просто не раскачивать лодку, будет проигрывать. Это и приведет к оформлению крупных радикальных субъектов, о чем уже свидетельствует растущая популярность "Народного фронта" Ле Пен во Франции.
Прямого ответа на тему "Как из этой ситуации выходить?" - нет, в современном мире образцы для подражания, увы, отсутствуют. Но можно искать примеры в истории, как минимум, в советской - там все же был путь дружного существования разных народов, объединенных одной идеей. Этот путь был как раз альтернативой западному пути мультикультурализма, который, судя по всему, уже доживает последнее. И осмысление этого опыта может дать ответ на вызов нарастающего размежевания и радикализации в многонациональных государствах.