Продолжение расследования Виктора Казакова.
"Прошло уже, на мой взгляд, порядочно времени с того дня, как в прокуратуру ЗАТО Новоуральск моим коллегой Геннадием Ломаковым был направлен запрос о правомерности вывоза скального грунта с площадок территории федерального полигона захоронений твёрдых радиоактивных отходов, где в настоящее время ведутся работы по сооружению карт (котлованов) новой очереди захоронений, на площадки, где ведётся строительство городского жилья.
В заявлении на имя прокурора ЗАТО Юрия Шевченко, датированным 12.11. 2018, Ломаков обратился с просьбой "проверить деятельность ФГУП "НО РАО" (национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами), являющегося заказчиком работ по строительству в Новоуральске второй очереди ППЗРО (пункт приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов) и предприятий АО "Элерон" и ООО "Корвет", являющимися соответственно генподрядчиком и субподрядчиком данных работ." "С территории ППЗРО,- говорилось в заявлении, - вывозится, на мой взгляд, незаконно грунт на площадку "Заплотный камень", а далее этот же грунт везут на строительство жилых коттеджей в МКР-13, заказчик МУП "Инвестжилстрой", генподрядчик ООО "Корвет". С целью возможно более подробного ознакомления работниками прокуратуры с сутью изложенного, автор запроса дал ссылки на мои публикации (
https://novikvsluh.blogspot.com/2018/10/ и
https://novikvsluh.blogspot.com/2018/11/blog-post_23.html).
И продолжил: "И если сам факт вывоза грунта с территории ППЗРО на площадку "Заплотного камня" признаётся директором генподрядчика АО "Элерон" А. Зиминым, то факт дальнейшего использования этого грунта при строительстве коттеджей в МКР-13 умалчивается. Например, по версии начальника новоуральского отделения филиала «Северский» ФГУП НО РАО Вячеслава Александрова: "На сегодняшний день этот грунт хранится на двух специально отведённых площадках вне территории города."
Запрос заканчивается словами с требованием о немедленном прекращении вывоза и использования грунта с радионуклидного могильника под городское строительство и привлечения к ответственности всех лиц, причастных к этому.
На сегодняшний день заявитель получил уже два ответа. Первый - из прокуратуры ЗАТО Новоуральск: о том, что прокурором города Ю. Шевченко соответствующий запрос направлен в департамент Росприроднадзора по УрФО, а заместителем прокурора И, Слабуновым - в ФМБА России. Второй ответ был получен из ФМБА России от и.о. руководителя межрегионального управления № 31 М. Манторовой, что ею соответствующий запрос направлен в Ростехнадзор.
Между тем, мой очередной выезд "на натуру" за день до получения мною этого сообщения пока только лишь подтверждает моё мнение о том, что никакой реакции по пресечению использования грунтов ППЗРО на градостроительных объектах Новоуральска, жилищного комплекса, в частности, от надзирающих органов нынешней государственной власти последовать в принципе не может. Тут хоть заорись.
Побывал я снова на объектах. На ППЗРОшной куче-горе карьера "Заплотный Камень" теперь снова один загрузочный пост - тот, который "новый" - но большой, его усилили вторым экскаватором со "старого" поста. Погрузка самосвалов идёт беспрерывно, за исключением, разумеется, перерывов на обед. Выгрузка доставивших грунт с площадок ППЗРО самосвалов - тоже.
Вывоз грунта на спецплощадки УЭХК, о котором говорил начальник ППЗРО Вячеслав Александров, больше не ведётся совсем. Весь ППЗРОшный грунт через перевалочный пункт карьера "Заплотный Камень" направляется в город.
Причём, как обратил внимание, не только под строительство коттеджей в МКР-13. Грунт доставляется также на стройплощадку, расположенную рядом с магазином "Магнит" в Южном микрорайоне. Но, конечно, в микроскопических дозах по сравнению с масштабами доставок под строительство коттеджей.
Решил пока попроведовать главного потребителя ППЗРОшной скалы - обширную заболоченную территорию подвижных почвенных грунтов стройплощадки в Южном. Подвижки здесь очень серьёзные, повсюду горы грунта. Производительность доставки сюда грунта настолько, очевидно, стала велика, что задействованная на площадке техника не может успевать забивать горами привезённой скалы болото. А скалы, тем не менее, судя по сегодняшнему рельефу местности, возить ещё да возить.
Через час вернулся к объекту ПЗРО. Взрывники оцепление уже сняли. Из ворот стройплощадки карт ППЗРО вовсю уже выезжали гружённые самосвалы. Попытался проехать на саму стройплощадку, было страшно интересно заглянуть вовнутрь после взрывов. Нет, совсем внутрь не получится, буду мешаться. Остановился на небольшой площадочке на самой линии условных ворот, здесь возвышение и отсюда тоже всё прекрасно видно, только далеко. Я был ошарашен. Перед глазами, метрах минимум в восьмидесяти от того места, где я остановился - а я остановился ровно на той линии где проходит основной бетонный забор периметра зоны ППЗРО, временно убранный строителями - из обвала скального грунта выпячивался фрагмент какого-то явно не нового железобетонного приповерхностного сооружения.
Неужели "нарвались" на старую карту? Или это всё-таки какой-то технологический экран, устанавливаемый при проведении взрывов? Хотелось бы верить. Но одно точно теперь можно сказать - по поводу того, что весь якобы грунт, вывозимый с площадки, проходит тщательный дозиметрический контроль. Ни черта он не проходит! Собственными глазами увидел. Взорвали - загрузили - вывезли, взорвали - загрузили - вывезли.
Но очень похоже на карты комбинатовского могильника, какая-то одна из девяти, загруженных отходами с 1964 по 2015 годы. И даже примерно можно сказать которая, взглянув на план-схему в томе МОЛов - "Карта 5" или "Карта 7".
А если этот неопознанный объект и в самом деле карты, значит, можно считать вымыслом (или умыслом) то, что "в старину" утилизировали радиоактивные отходы без каких-либо особых заморочек - просто сваливали всё, что "звенит", в вырытую в горе траншею и присыпали грунтом. По крайней мере, какой-то бетонный короб предусмотрен всё-таки был."
Текст: Виктор Казаков.
Фото: Виктор Казаков
Полный текст и фоторепортаж по адресу
https://novikvsluh.blogspot.com/