К бестиарию белокаменной архитектуры - II

Jan 24, 2015 21:59


Этот пост формально - продолжение предыдущего, а по идее - развитие Византийской сказки белокаменной архитектуры



В качестве разминки можете поискать на этой картинке один сюжет, который встречается три раза)



В католической культуре Запада образы зверей в соответствии с дуалистической концепцией вселенной служили олицетворениями христианских добродетелей и пороков; на первый план выступали символические, рассудочные, морализирующие иносказания.

В Византии, т.е. в Православии, где была велика роль античной поэтики и фольклорной традиции, в истолковании звериных мотивов преобладало иносказание поэтическое. То есть католичество и православие - и схизма провела этот водораздел, пошли по разным дорогам: католичество - по разумной, доказательной, юридической, православие - по сердечной, образной, поэтической. И каждая дорога вокруг себя образовала свою цивилизацию, и глупо говорить, что всё это в прошлом... вот скажите - что главнее в человеке - доброта или ум? ну вот, ну вот ))) А, казалось бы, "всего лишь" филиокве, которое вполне вразумительно объясняла тут - http://znichk-a.livejournal.com/60990.html

Утрата большой части византийского искусства, почти всей монументальной живописи, погибшей после разгрома крестоносцами, а потом тщательно зачищенной турецким завоеванием, отчасти может быть восполнена за счет столичных произведений прикладного искусства (слоновая кость, художественный металл, эмали), рассеянных по музеям всего мира (хе-хе, извините, немного побурчу - в основном, итальянским и французским, и пусть не сбивают названия, например, рукописей - Коттоновский (!) Генезис - богато иллюминированная рукопись ветхозаветной книги Бытия на греческом языке, датируемая рубежом V и VI веков. Известно, что в начале XIII века рукопись уже была в Венеции. Её миниатюры использовались в качестве оригиналов для мозаик собора Святого Марка. Венский (!) Генезис - иллюминированная рукопись Книги Бытия, созданная в византийской Сирии в VI веке. Крестоносные варвары не щадили ни церквей, ни дворцов. Для „удобства" раздела добычи они превратили в слитки множество художественных изделий. И в этом случае бессмысленного вандализма драгоценные предметы светского обихода постигла худшая участь. Часть литургической утвари все же была вывезена на Запад, где влилась в ризницы католических храмов. Огромные богатства получили венецианцы, благодаря чему ризница св. Марка превратилась в настоящий музей ювелирного искусства византийской столицы. Расхищение художественных ценностей Константинополя продолжалось и при правителях Латинской империи - вплоть до середины ХШ в. Ну, Бог им судья, а мы попробуем рассмотреть... ну, например, чаши, они достаточно информативные. Найдены в Восточной Европе, и без сомнений, доказано - византийские.



Красивые чаши, а какие сюжеты на них...Нет, на следующей фотографии - не Давид, а Дигенис Акрит.



А вот еще... воин и грифончик.



А вот другая чаша- посмотрите - прямо аркатура - "универсальный романский декор".



Ассоциативно всплывает -



А на донышке - вот такие звери.



таких зверей всяких и у нас как раз есть...



и воины - скачут и скачут)



и такие сюжеты - Самсон или Геракл.



И вот такие листики...



С листиками такими у нас - без проблем. Порезанная фотография v_shkondin



А вот и еще чаша.



У нас тоже так есть - много и меленько.



Здесь св.Георгий Победоносец.



И вот такие человечки и не очень.



И еще такие зверюшки.



Масочки такие у нас тоже имеются



А вот  и еще одна чаша. И тоже византийская.



Ах, и тут зверюшки, всё сплошь покрыто орнаментом. И снова - тоже же орнамент, заросло все листиками.



В XI-XII вв. в искусстве европейских стран получили небывалое распространение звериные мотивы (напомню, что схизма была в 1054, наша белокаменная резьба датируется 1191 г. , а крестоносцы начали грабить Констатинополь - в 1204) Причина популярности звериного стиля коренилась в мировоззрении эпохи, когда символизм, особенно „зоологический", был душой искусства, а естествознания как науки не существовало. Средневековый бестиарий представлял собой неисчерпаемую сокровищницу символов и аллегорий. Человек XII в. не видел существенного различия между реальной и фантастической фауной, так как представители „божьего зверинца" вызывали интерес не сами по себе, а как воплощения отвлеченных идей. Один и тот же образ в зависимости от контекста мог выступать в разных, иногда противоположных, значениях. Множественность смысловых оттенков в искусстве сопровождалась „причудливым разнообразием" форм, „странная безобразная красота" которых поражала даже „медоточивых докторов" средневековья, подобных Бернару Клервосскому (XII в.).

Вчерашним постом старалась показать, что на Западе средневековые сравнения и метафоры, например „зоологические", касались не столько реального сходства, сколько внутренней сущности сравниваемых объектов. Связанные с господствующим мировоззрением своего времени, они носили рассудочный, „идеологический" характер. На миниатюрах IХв . метафоры получают прямое (!), т.е. дословное, по букве, иллюстративное воплощение. Например, фраза: ,,Я был, как тягловое животное" - сопровождается изображением кобылы с жеребенком, слова: „Они окружили меня, как пчелы" - буквально переданы фигурой воина, который отбивается от огромных пчел.

На Востоке не было такой прямолинейности, и поэтому к раскрытию смысла зооморфных мотивов следует подходить конкретно, рассматривая их в тематическом единстве с окружением.

Византийский бестиарий - сложный синтез разнородных элементов. Одни из них восходили к позднеантичным традициям: кентавры, сирены, гиппокампы и другие мифоло­гические существа на костяных ларцах и олифантах X-XII вв.



Другим источником было мусульманское искусство Ближнего и Среднего Востока с его сасанидскими мотивами: звери и птицы по сторонам „древа жизни" на тканях и поливной посуде IX-XII вв.; терзание хищниками травоядных на каменных рельефах IX-XI вв. из Греции и Константинополя, собака-птица Сэнмурв на ларцах.



И тоже с византийской чаши)

О Сасанидах, их военном и культурном влиянии на Византию уже много говорилось, например, http://znichk-a.livejournal.com/88454.html. Усвоению восточных мотивов способствовало то, что многие из них находили параллели в античной художественной культуре, близкой образованным грекам IX-XII вв. Многие заимствования носили формальный характер. Дело ограничивалось внедрением восточных орнаментальных схем (осевые композиции из сдвоенных животных) или повышенной декоративностью трактовки образов, уходящих корнями в дохристианское время.

Вот можно сравнить - всамделишную чашу Сасанидов и византийскую. На византийской почему-то) - св. Дмитрий Солунский.



В результате ассимиляции античных и восточных мотивов, их творческой переработки создавалась новая иконография, проследить истоки которой не всегда возможно. Таковы многочисленные изображения зверей и птиц в заставках рукописей XII в., например в рукописи Слов Григория Назианзина в Парижской Национальной библиотеке ( конец XII в.). Манускрипт был исполнен в одном из провинциальных монастырей в подражание константинопольским образцам.

Кроме того, византийское искусство не было таким догматичным и регламентированным Церковью и государством, как это внушают нам учебники и статьи. Много уже про Грабара говорила и еще раз повторю - в Византии существовало и светское искусство, вполне официальное, поддерживавшее культ императора-воина. Такое искусство рисует нам Византию живую и героическую, отличную от Византии церемониальной и чопорной. В основе изобразительной системы лежит мир эпической поэзии, за которым проглядывает реальный исторический фон.

Путем устойчивых и традиционных сравнений закреплялось символическое значение звериных мотивов, олицетворявших сильную власть и полководческий гений феодальных владык. В мусульманском искусстве ХII -XIII вв. зооморфные мотивы подвергали изощренной орнаментальной разделке. Со временем, под влиянием эстетики ислама, они почти полностью растворяются в густой сети сплетающихся ветвей.



В противовес западной  традиции (не побоюсь сказать - отчасти тамплиерской, катарской), реальных и баснословных зверей византийского бестиария отличает „реализм". В сцене звериного гона на чаше грифоны переданы с тем же правдоподобием, как и кони, которых они преследуют.



Как и в античном искусстве, полиморфные существа, созданные из как будто несовместимых анатомических эле­ментов (сирены, кентавры, грифоны), убеждают в своем существовании. Это достигается тем, что каждая из составляющих их частей передана естественно и все части органически соединены. Если под восточным влиянием фигуры зверей и птиц получали декоративное оформление, то очень умеренное.

В отличие от романском тератологии, в которой область демонологии, связанная с мистическими „откровениями", была особенно обширной, в искусстве Византии звери олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства. Вот поэтому "наши" левики и монстрики такие душевные, говорила об этом тут шесть (!))) лет назад .

Идеалам военно-феодальной верхушки отвечали избранные образы свирепых хищников, которые постепенно становились геральдическими эмблемами. О роли этих знаков сословного отличия в искусстве двора говорят сами памятники (шелковые ткани, печати варварских вождей на службе императора) и свидетельства византийских авторов.



По Константину Багрянородному, войсковые чины во время приема послов были одеты в скарамангии с вышитыми орлами, быками, львами и морскими фигурами. Изображения орлов украшали конскую сбрую и палатку царя. Устрашали неприятеля бутафорские драконы на древках копий греческих войск. По сведениям поэмы „Дигенис Акрит", изображения геральдических животных (грифов и др.) помещали на шатpax, седлах, одежде героев. Орлиные крылья были нарисованы на щите девы-воительгицы Максимо. В искусстве феодальной знати преобладали изображения именно тех зверей и птиц, которые в литературе олицетворяли силу, ярость, отвагу сражающихся воинов. Бойцы сравниваются с драконами, львами, леопардами, волками, орлами и соколами.

Таким образом, можно сделать аж два вывода:

1. Декор белокаменных соборов - византийский.

2. Все украшенные резьбой наши белокаменные храмы - воинские.

Вот, как-то так...

По материалам - Даркевич В.П. "Светское искусство Византии", книжку сейчас можно скачать в сети, отличный pdf, много картинок, рекомендую)

Византия, Дмитриевский собор, белокаменная резьба, православие, белокаменная архитектура

Previous post Next post
Up