Невидимый единорог Переславля-Залесского

Mar 02, 2015 21:47




Была много раз в Переславле-Залесском, и в Горицком монастыре...  И не знала, что в этом заповедном месте водятся единороги.
Успенский Горицкий Монастырь возвышается над городом, парит над ним. С московской дороги Горицы выглядят вот так - но это не тот, поворот. где нужно сворачивать, чтобы проехать к воротам монастыря.


Издали, от озера, монастырь похож на большой корабль из нездешнего мира.


И, как водится, стены его хранят немало загадок, особенно если учесть, что все архивы погибли в пожарах...


Не обращала внимание на Проездные ворота этого монастыря,


а если бы и обратила - вряд ли бы что заметила: ну, красивые ворота и два коника по бокам...


Но когда моя замечательная подруга из Переславля Елена Шадунц обнаружила рисунок с натуры этих самых ворот со львом и единорогом в книге Ф. Ф. Рихтера «Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах и разрезах замечательнейшими деталями каменной высечки и живописи» (1851-1856) . Вот этот рисунок, любезно предоставленный Еленой.


А я аж ущипнула себя ... и заволновалась за зверушек, особенно, конечно, за единорога было переживательно - не каждый день такое на улице встретишь, тут как у всех типовых блондинок - 50 на 50...
Вот и персонажи в современном виде (фото Елены Шадунц) - вы только скроллер вправо двигайте - большая картинка, чтобы не 50 на 50, а наверняка, и вы встретились с единорогом, вернее, с тем, что от него осталось.


Вот уже почти месяц я пытаюсь что-нибудь разузнать. Проблема эта уже весьма плодотворно обсуждалась тут , и у меня сложилась своя версия русского единорога %).

История русского единорога начинается во времена Ивана III, дедушки Ивана IV Грозного. Для тех, кто подзабыл русскую историю дам

небольшую табличку царей, лишней не будет, да и писать меньше) Так вот, при Иване III уже насобиралось достаточно русских земель, Византия погибла, и Москва становилась не просто столицей княжества, а центром, не побоюсь этого слова, империи. И как раз необходимо было выбрать всякие символы, гербы, легенды и все дела. Тогда же начала формироваться теория «Москва - Третий Рим». Теория эта послужила идеологической основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья, притязавшие начиная с Ивана III на царский титул, полагались преемниками римских и византийских императоров. Да что там преемниками - просто родственниками! Дело в том, что русские князья вели свою родословную от Рюрика, а Рюрик в рамках этой теории был представлен как потомок ни больше, ни меньше - римских императоров, а конкретно - Октавиана Августа, а если точнее - его брата Пруса.
Сакральный смысл такого родства трудно было переоценить, ведь римский политик из рода Цезарей - ровесник самого Христа... Семейная эмблематическая зверюшка Августов - рыбокозел, то есть козерог, он же - единорог. Герметическая традиция говорит, что по зодиаку и Христос - Козерог-Единорог. Не буду утомлять средневековой эзотерикой, но даже в Повести временных лет Единорог нарисован на полях как иллюстрация к Козерогу, знаку зодиака. Октавиан Август много воевал, и большая часть его легионов носила боевую эмблему Единорога, и на монетах семьи этот зверь был...
Короче, Единорог перенесся на русские просторы как символ, несомненно, благородный, мистический и воинский. Увлечение распространившейся в те времена астрологией и алхимией не чуждо было и русскому сознанию, мистика и магия проникали на Русь вместе с ересью жидовствующих, но не будем отвлекаться, отмечу только, что в алхимических категориях единорог символизирует Меркурий, ртуть; а лев - серу, считается, что их взаимодействие должно привести к обретению высшего смысла. Этот сюжет украшал Васильевские врата Софийского собора в Новгороде Великом.
Вот штандарты римских легионов - и среди них - Августа, с единорогом.


Вот монетки римские, Октавиана Августа.


Иван Грозный тоже много воевал, и из Новгорода, который он взял огнём и мечом, он перенёс эти ворота в Александровскую слободу, совсем рядом с Переславлем. Во "Временнике Ивана Тимофеева"  "единорог", или "инорог", является образом храброго и непобедимого человека. "Инорогом" Тимофеев называет деда Ивана Грозного - великого князя Ивана III, "бывшего инорогом в битвах". Но зверюшка эта римская была очень нужна и для идеологических войн.
Свое превосходство в Ливонии Иван IV подкрепил литературным демаршем. Летом и осенью 1577 г. он отправил письма А.И. Полубенскому, А.М. Курбскому, Т.И. Тетерину, Я.И. Ходкевичу и Стефану Баторию. В послании от 9 июля 1577 г., отправленном старосте вольмарскому и зегевольдскому кн. А.И. Полубенскому еще из Пскова, царь возвел свою власть к сотворению мира, а правление Цезаря Августа изобразил как спасительное для вселенной и прославленное Богом: "якоже божественным своим рожеством Августа кесаря прославив в его же кесарьство родитися благоизволи, и его и тем вспрослави и распространи его царство, дарова ему не токмо римскою властию, но и всею вселенною владети, и Готфы, и Савроматы, и Италия, вся Далматия и Натолия и Макидония и ино бо - Ази и Асия и Сирия и Междоречье и Египет и Еросалим, и даже до предел Перских. И сице обладающу Августу всею вселенною и посади брата своего Пруса во град глаголемый Малборок и Торун и Хвойницу и преславный Гданеск по реке глаголемую Неман, яже течет в море Варяжское. Господу же нашему Исусу Христу смотрения тайну совершившу, посла божественныя своя ученики в весь мир просветити вселенную". Ого!)
Иван Грозный сильно напугал всю Европу, все польско-литовские интеллектуалы встали на уши, когда царь в своих письмах заявил о наследственных владениях. Особенно, конечно, переживала Пруссия. В идеологическом обосновании самодержавия Прус был неотъемлемым звеном, фигурой, объединяющей в единой хронологической последовательности дохристианские империи с империями христианской эпохи и «последними временами». Согласно московской легенде, потомки Пруса правят в Пруссии, названной так от его имени, до тех пор пока одного из них, Рюрика, новгородцы не приглашают к себе на великое княжение.
Сигизмунд наш фон Герберштейн в своих записках отмечал "Вследствие столь многочисленных походов и славных деяний имя московитов стало предметом великих страхов для всех соседних народов и даже в немецких землях, так что возникает опасение, что господь по великим нашим грехам и преступлениям, если не обратимся к нему с искренним раскаянием, подвергнет нас тяжким испытаниям от московитов, турок или каких-либо других великих монархов и строго покарает нас."
Стоит отметить, что некоторой инфернальности в восприятии единорогу добавила широко тогда распространенная

«Притча о единороге» (или «О сладости мира сего»): человек, убегая от единорога (инорога), символизирующего смерть, падает в ров, но хватается за дерево, корень которого подтачивают белая и черная мыши. На дне рва его подстерегают змей и аспид, а с ветвей дерева падают редкие капли меда. (Прорись угличской псалтыри)
Ров знаменует собой весь мир, дерево - человеческую жизнь, белая и черная мыши - день и ночь, змей и аспид - ад, капли меда - сладость мира сего, наслаждаясь которой человек забывает о скоротечности земной жизни и грозящих ему вечных муках...Свидетельством популярности сюжета может служить проникновение его мотивов в декоративно-прикладное искусство, большинство "народных" единорожиков - иллюстрации к этой притче. Да уж, от Единорога не убежишь...
Вот еще более поздний, зато тоже с древом жизни - "Древо жизни, лев, единорог и символическая стража сундука. Подъголовникъ Никиты Савиновича Потапова. Северная Двина. Район Борка. 1688 год"


А вот прям такой декоративный - из Борисоглеба, да, Ростовского.


Между прочим, в XVII веке еще верили, что животные существуют, и уверенность в этом была настолько велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворовых книг (1655 год), соглашался за три таких рога заплатить десять тысяч рублей соболями и мягкой рухлядью (мехами). Громадные деньги)
Итак, общеизвестно, что единорог на Руси изображался на золотых российских монетах начиная со времен великого князя Московского Иоанна III, вот его тн "корабельник"


и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах).  С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой.


Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года),


также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем. Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного. Единорог также изображен на знамени Ермака - вот уж истинный легионер


спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых,Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шуваловых, как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых,Лорис-Меликовых.
Еще в 1577 г. Иван Грозный утвердил артиллерийское орудие, на котором был выбит единорог. Но широчайшее распространение этих орудий (их так и звали - инрогами, индриками) произошло при непосредственном участии Петра Шувалова уже при Петре. Единорогу предстояла еще долгая боевая жизнь, не был он забыт и в масонстве. Но это уже совсем другая история.
А что же Переславль-Залесский? В "инроговы времена", то есть от Ивана III до Алексея Михайловича единороги были не редкостью в архитектурном декоре. До настоящего времени сохранились ещё два единорога в лепном декоре храмов.
Лепной декор с единорогом в Костроме, церковь Воскресенская, что на Дебре.


Лепной декор с фигурами единорога и грифона на фасаде Троицкой церкви в Дединове Луховицкого района Московской области.


Может быть, дело в том, что еще в 1667 году в числе приказов (министерств) правительства двора государя Алексея Михайловича существовал Корабельный приказ, то есть, «морское министерство» Московской Руси XVII века, ведь Петр I совсем не был отцом русского флота - это точно. В 1696 году, когда якобы "родился" русский флот, "новорожденный" отправлял каждую навигацию не менее 50 торговых судов в Стокгольм, Амстердам, Ревель, Ригу. В столице Швеции, по настоянию Ордин-Нащокина, к 1696 году был отстроен русский торговый дом, включающий более 80 оптовых и розничных магазинов. А экономический итог реформ Петра I, как известно, неутешительный.
Так вот, точно известно, что и в Переславле-Залесском, и в Дединове,  и, по всей вероятности, в Костроме (очень уж удобное там место) находились старинные, еще допетровские судостроительные верфи. Интересно, но не факт, хотя очень может быть, что единорог проявил себя и на флоте. Очень хочется поискать единорогов в Воронеже, который тоже колыбель флота).
Вот такая моя версия русских единорожиков.

единорог, индрик, переславль-залесский, Иван Грозный, архетип, православие, архитектура, инрог

Previous post Next post
Up