В дополнение к посту про физиологию ночного пищеварения [
Физиология позднего приема пищи: еда, сон и ЖКТ ...], информация о скорости метаболических реакций по ночному усвоению пищи.
Если обобщить имеющиеся научные данные, то можно сказать, что скорость метаболических реакций связанных с метаболизмом поступивших в организм нутриентов, совокупно во время всех фаз сна примерно соответствует скорости метаболических реакций в период бодрствования. Да, в некоторые фазы сна, скорость метаболических реакций ниже, но в фазы быстрого сна, наоборот выше чем в периоды бодрствования, т.е. в итоге ночной метаболизм в усредненных показателях выравнивается (т.к. он складывается из периодов падения скорости метаболических реакций и их возрастания в период сна).
График ниже как раз отражает общую динамику изменения скорости указанных метаболических реакций в течении сна
Seale JL, Conway JM.
Relationship between overnight energy expenditure and BMR measured in a room-sized calorimeter. Eur J Clin Nutr. 1999 Feb;53(2):107-11.
А вот на этих графиках можно увидеть энергетические затраты на усвоение и метаболизм тех или иных нутриентов в течение сна
*(PEE1, PEE2, PEE3, PEE4, PEEt - уровень метаболизма после приема пищи (1 - первый час, 2 - второй и тд., t - общее значение))
*(DIT -
индуцированный пищей термогенез; RQ - дыхательный коэффициент - для сжигания углеводов RQ (он же RER) равен 1.0. (т.е. на каждую молекулу углекислого газа сжигается одна молекула кислорода); для жиров, при их стопроцентном использовании, RQ равен 0.7 (а точнее 0.707); для белка в районе 0,86; значения RQ в пределах 0.7-1.0 будет означать комбинированное использование нутриентов, приближение к нижней границе говорит о большем окислении жиров по сравнению с углеводами, а приближение к верхней указывает на увеличении вклада углеводов)
Weststrate JA1, Weys PJ, Poortvliet EJ, Deurenberg P, Hautvast JG.
Diurnal variation in postabsorptive resting metabolic rate and diet-induced thermogenesis. Am J Clin Nutr. 1989 Nov;50(5):908-14.
Есть еще данные
о некоем эксперименте проведенном доктором Rika Yokoyama в 2010 году (об этом эксперименте было рассказано на конференции Obesity 2010: The Obesity Society 28th Annual Scientific Meeting. Poster 202-P. Presented October 12, 2010). Согласно этому эксперименту (проведенному среди 10 японских здоровых мужчин, где в течение 10 дней сравнивали как изменяется скорость обмена веществ при ночных/ поздневечерних ужинах) скорость метаболизма в ночное время падает на 50 ккал ... несмотря на то, что до настоящего времени результаты этого эксперимента так и не были оформлены в виде самостоятельного исследования (ну по крайней мере на PubMed я не смог найти этого исследования, хотя
другие работы доктора Rika Yokoyama там представлены в немалом кол-ве), даже если принять во внимание эти данные (т.е. выдвигаем предположение что они были получены корректно), то 50 ккал для человека ведущего активный образ жизни, скорее всего не значат ровным счетом ничего ... т.е. это та погрешность которой можно пренебречь, ну или встанете лишние пару раз со своего офисного стула и пройдетесь быстрым шагом до кулера и обратно )))
В общем, как видно из представленных данных ничего там во время сна кардинально не замедляется в плане метаболических реакций связанных в том числе с усвоением пищи, собственно как и пищеварение и гормональная система вокруг пищеварения работает достаточно бодро. А наличествующая регулярная физическая активность в течение дня/ недели и контроль за входящими нутриентами и целевой калорийностью позволяют еще более благоприятно воздействовать все эти процессы и расход энергетической калорийности. Это я так не тонко намекаю, что если вы диванноофисный овощ который ест с немалым профицитом, то безусловно для него не будет являться полезным поглощение такой несбалансированной высококалорийной продуктовой корзины, причем независимо от того когда этот профицит будет собран воедино, бОльшим приемом еды перед сном или несколькими совокупно в течение дня.