Хороший вопрос. Почему Пабло Пикассо - великий художник?

Jan 21, 2023 10:18

15 февраля 2019 г.
Евгения Сидельникова

ЧАСТЬ 3
( НАЧАЛО)

В сети довольно часто можно встретить сравнение работ Пабло Пикассо из разных периодов его творчества с комментариями о деградации, о том, что он «разучился» рисовать или попросту издевался над зрителями, вынуждая их покупать каракули, подписанные его именем. Конечно, чувства юмора художнику было не занимать, но можно ли его назвать всего лишь умело
распиаренным выскочкой? Или на самом деле всё не так просто? Давайте разбираться





Пикассо был не слишком хорошим человеком, но и это стало частью его творчества

Сейчас, в эпоху движения #MeToo и третьей волны феминизма, стали часто говорить об отношении Пикассо к женщинам. Высказываются предположения о том, что у художника было нарциссическое расстройство личности, из-за которого он «загорался» женщиной, идеализировал ее (возможно, даже каждый раз верил, что новая любовь - на всю жизнь), но довольно быстро разочаровывался и превращал ее жизнь в кошмар. Спорить здесь, в общем-то, не с чем: Пикассо психологически искалечил почти всех своих возлюбленных за несколькими счастливыми исключениями. Он и сам говорил, что каждый раз, заводя отношения с новой женщиной, уничтожает ее предшественницу. Однако, несмотря на то, что подобное отношение к любому человеку невозможно ничем оправдать, ставить диагнозы - не наша задача. А вот, что говорит об этом журналист и искусствовед Майлз Ангер, автор книги «Пикассо и картина, которая потрясла мир»:

«Пикассо родился в очень патриархальной семье в той части мира, где женщины в то время должны были сидеть дома и заботиться о своих мужьях и детях. Вся общественная жизнь вращалась вокруг мужчин. Они были собеседниками и собутыльниками. Для секса они ходили в бордель и иногда возвращались домой к своим женам. Так что, я думаю, как любовник и муж Пикассо был ужасен.

Некоторые люди, говоря о таких художниках, как Пикассо, признают, что он был великим художником и при этом - ужасным человеком, но утверждают, что эти двое не имеют ничего общего друг с другом. Мне кажется, это ошибка, особенно в случае Пикассо, поскольку его отношение к женщинам было частью его искусства. Если вы посмотрите на «Авиньонских девиц», то увидите, как эта картина наполнена яростью и противоречивыми чувствами к женщинам. Это не значит, что мы должны простить его отношение к реальным женщинам. Но при этом стоит признать, что искусство часто рождается в очень темных уголках души. Точно так же, как искусство Матисса рождалось в радостных, чувственных и светлых ее частях".

Пикассо умел себя продавать, но с презрением относился к славе

Пабло Пикассо однажды сказал: «Художник - это человек, который рисует то, что можно продать. Хороший художник продает то, что рисует». И уж в одном этому скандальному испанцу точно не откажешь - он всегда оставался верен себе. Популярность и востребованность пришла к Пикассо далеко не сразу. Он несколько раз приезжал «покорять Париж»: проваливался, разочаровывался, сдавался, уезжал, но потом предпринимал новую попытку. Да, художнику благоволил Амбруаз Воллар, а со временем у него появились влиятельные покровители - Гертруда и Лео Стайны, но по большей части Пикассо приходилось пробиваться самостоятельно. И при этом он не старался стать таким, каким его хотела видеть публика, и писать «приятные» картины. А, добившись популярности, не боялся продолжать творческие поиски и экспериментировать.

Пикассо кардинально менял стиль своих работ несколько раз за долгую творческую карьеру. Возможно, это тоже стало частью его секрета «вечной молодости». Вот что говорит о приобретении художником узнаваемой манеры философ Лев Шестов: «Всякий ценитель искусства доволен, если узнает в новом произведении „манеру“ художника, и мало кто догадывается, что приобретение манеры знаменует собой начало конца. Художники это хорошо понимают и рады бы отвязаться от своей манеры, которая уже им представляется шаблоном. Но это требует слишком большого напряжения сил, новых мук, сомнений, неизвестности - кто однажды пережил „восторги творчества“, другой раз добровольно ими не соблазнится. Он предпочитает „работать“ по прежде созданному шаблону, лишь бы быть спокойным и твердо уверенным в результатах - благо, кроме него никто не знает, что он уже больше не творец».

Однако, несмотря на то, что Пикассо всеми силами стремился к популярности, отношения с собственной славой у него были противоречивые. Майлз Ангер говорит, что художник ненавидел подхалимов и лицемеров, которые приезжали к нему, как на паломничество, чтобы «поцеловать перстень гения». Любого, кто называл его Мастером, Пикассо с криками выставлял за дверь, а однажды ему настолько надоели потоки льстивых речей, что он выхватил револьвер и начал палить в воздух. Он ценил разговоры об искусстве и о своих картинах, но не терпел бездумного и слепого благоговения.

Пикассо был безжалостен к самому себе

В 1952 году, давая интервью писателю Джованни Папини, Пикассо сказал: «Сегодня, как вы знаете, я знаменит, я богат. Но когда я наедине с собой, у меня не хватает смелости считать себя художником в древнем смысле этого слова. Великие художники - такие люди, как Джотто, Тициан, Рембрандт, Гойя. Я всего лишь публичный артист, который понимает свое время и использует в своих интересах глупость, тщеславие и жадность современников. Мое признание горькое, более болезненное, чем может показаться, но оно искренне».

Арт-критик Джонатан Джонс писал в The Guardian о том, что абсолютно каждая работа Пабло Пикассо - это иллюстрация определенного эпизода его биографии. Иногда - совершенно очевидная, как портреты жен, любовниц и друзей. Иногда - зашифрованная или символическая. Его искусство всегда было саморазоблачительным, часто даже самообличающим. Пикассо не льстил себе и не пытался выставить себя в более выгодном свете. Вся его жизнь предстает перед зрителем как на ладони - страсти и страхи, любовь и ненависть, восхищение и зависть. Пожалуй, особенно показательны в этом отношении самые поздние работы художника. В последние годы жизни он часто рисовал самого себя: не почтенного седовласого мудреца, а маленького гротескного старичка, рядящегося в костюм мушкетера в комичных попытках играть привычную роль дамского угодника.

via

ЖИВОПИСЬ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО, #metoo, ИСТОРИЯ

Previous post Next post
Up