15 февраля 2019 г.
Евгения Сидельникова
ЧАСТЬ 2
(
НАЧАЛО)
В сети довольно часто можно встретить сравнение работ Пабло Пикассо из разных периодов его творчества с комментариями о деградации, о том, что он «разучился» рисовать или попросту издевался над зрителями, вынуждая их покупать каракули, подписанные его именем. Конечно, чувства юмора художнику было не занимать, но можно ли его назвать всего лишь умело
распиаренным выскочкой? Или на самом деле всё не так просто? Давайте разбираться
Пикассо искал источники вдохновения всегда и во всем
Как минимум в одном Пикассо соответствовал общепринятым представлениям о художниках: во всех его студиях всегда царил жуткий беспорядок. Это была часть творческого процесса. Художника окружали африканские скульптуры, бронзовые статуи, керамика, музыкальные инструменты с порванными струнами и, конечно, картины - свои и чужие. Друзья и знакомые говорили, что он ничего не выбрасывает, он хранил чеки, этикетки от бутылок и пришедшие в негодность вещи. Несмотря на славу и богатство, Пикассо был довольно неприхотлив в бытовых вопросах и весьма прижимист. Вероятно, сказывалась нищенская парижская юность в продуваемой всеми ветрами «Плавучей прачечной», где Пабло приходилось ютиться в крошечной грязной комнатушке и любыми правдами и неправдами добывать деньги на еду и краски.
Однажды Пикассо спросили о выборе цветов для его картин голубого периода. Он ответил, что у него просто не было других красок. Конечно, сейчас уже невозможно определить, говорил ли художник правду или просто кокетничал. Тем не менее способность творить, пользуясь очень ограниченным набором материалов - ценное качество. А вот в сюжетах у Пикассо недостатка никогда не было. Он бесконечно впитывал все, что можно было «переплавить» в творчество: идеи и разговоры, подсмотренные сцены и интересные типажи, эмоции и фантазии.
Пикассо работал очень быстро. Обычно ему хватало краткого проблеска идеи, чтобы написать картину. Но иногда, в особенности когда дело касалось очень важных для него полотен, работа над ними могла растягиваться на долгие месяцы. Так было с «
Герникой» и «
Авиньонскими девицами». На написание последних его, можно сказать, вдохновил Анри Матисс и его «
Радость жизни» (1906). Эта работа имела ошеломляющий успех, и Пикассо стал думать о том, что же он может противопоставить подобному шедевру. Он хотел создать нечто столь же впечатляющее, как картина Матисса, но при этом такое, чему нет аналогов в искусстве. В попытке переосмыслить западные живописные методы, Пикассо заполнял зарисовками один блокнот за другим. Он решил обратиться к самым истокам, к примитивному искусству. Африканские скульптуры и работы коренных американцев, которые он увидел в парижском этнографическом музее, поразили его совершенно иным подходом к форме. Это были не попытки воссоздать окружающий нас мир, а символическое, почти шаманское его видение.
Авиньонские девицы
Пабло Пикассо
• Живопись, 1907, 243.9×233.7 см
Плачущая женщина с платком. Дора Маар
Пабло Пикассо
• Живопись, 1937, 40×26 см
Старый гитарист
Пабло Пикассо
• Живопись, 1904, 123×83 см
Стеклянная посуда
Пабло Пикассо
• Живопись, 1906, 38.5×55.5 см
Королева Изабо
Пабло Пикассо
• Живопись, 1909, 92×73 см
Столик в кафе (Бутылка Перно)
Пабло Пикассо
• Живопись, 1912, 45.5×32.5 см
Арлекин с зеркалом
Пабло Пикассо
• Живопись, 1923, 100×81 см
Мечтательница
Пабло Пикассо
• Живопись, 1932, 101.3×93.3 см
Человек с леденцом
Пабло Пикассо
• Живопись, 1938, 68.3×45.4 см
Портрет художника, подражание Эль Греко
Пабло Пикассо
• Живопись, 1950, 100.5×81 см
Фигура Рембрандта и Эрос
Пабло Пикассо
• Живопись, 1969
Пикассо в ковбойской шляпе и с пистолетом Гэри Купера. Фото: Рене Бурри, 1957 г.
Сидящий старик
Пабло Пикассо
• Живопись, 1970, 145.5×114 см
Спустя долгих восемь месяцев работы Пикассо все-таки написал свой «контр-шедевр» - пугающую, давящую на зрителя угловатыми неправильными формами, вызывающую картину «Авиньонские девицы». На тот момент полотно было все же чересчур провокационным. Пикассо показал его лишь нескольким друзьям, и оно так сильно их шокировало, что художник спрятал его от посторонних глаз. «Девицы» впервые были представлены публике почти через 10 лет после создания. За это время в живописи успела произойти настоящая революция. Революция, которая состоялась во многом благодаря этому «контр-шедевру».
ПРОДОЛЖЕНИЕ