Радиационная авария в Гоянии (1987)

Nov 01, 2022 12:55


ОПУБЛИКОВАНО 30.10.2022
МАГАТЭ
ЧАСТЬ 2
( НАЧАЛО)
35 ЛЕТ НАЗАД, ОСЕНЬЮ 1987 ГОДА, В ГОРОДЕ ГОЯНИЯ (БРАЗИЛИЯ)
ПРОИЗОШЛА РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ ВСЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ИСТОЧНИКОМ ИЗЛУЧЕНИЯ, НЕ НАХОДИВШЕМСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ
СИСТЕМЫ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ.

Мы публикуем резюмирующую часть доклада МАГАТЭ, выпущенного в 1989 году по итогам работы совместного (МАГАТЭ - Бразилия) совещания, разбиравшего этот инцидент.

Полный текст доклада доступен на сайте МАГАТЭ. Также он скопирован в телеграм-канале RealAtomInfo





Часть III.
Радиоактивное загрязнение окружающей среды:
оценка и меры по его ликвидации.

В результате инцидента произошло сильное радиоактивное загрязнение окружающей среды. Действия, предпринятые для ликвидации загрязнения, можно разделить на две стадии.

К первой стадии относятся неотложные меры, необходимые для взятия под контроль всех возможных источников радиоактивного загрязнения; эта стадия была в основном завершена к 3 октября, однако некоторые элементы ее сохранились до рождества 1987 года: к этому сроку были учтены все основные места радиоактивного загрязнения.

Вторая стадия, которая может рассматриваться как стадия ликвидации последствий инцидента и восстановления нормальных жизненных условий, продолжалась до марта 1988 года.

Срочные меры были направлены на решение следующих основных задач:

• предотвращение высоких доз облучения, способных привести к нестохастическим эффектам;

• выявление основных районов радиоактивного загрязнения:

• установление контроля над этими районами.

В качестве начальной реакции на инцидент, были предприняты действия, имевшие целью взять под контроль источники излучения, на что потребовалось три дня.

Первые измерения уровня радиоактивности и загрязнения проводились пешими дозиметристами в местах радиоактивного загрязнения. Были выявлены семь основных очагов загрязнения, включая соответствующие склады утиля, причем мощность дозы в некоторых из них достигала 2 Зв×ч-1 на высоте 1 м от поверхности земли.

Измерения, проведённые с помощью специально оборудованного вертолёта, показали, что не был пропущен ни один из основных районов радиоактивного загрязнения.

В течение двух дней был проведен радиационный контроль всей городской территории Гоянии общей площадью более 67 квадратных километров. Сведения об уровне излучения в семи основных известных очагах радиоактивного загрязнения подтвердились; был обнаружен один ранее неизвестный небольшой район, где мощность дозы составляла 21 мЗв×ч-1 на высоте 1 м от поверхности земли.

При обследовании небольшие участки радиоактивного загрязнения, в частности места, прилегающие к районам с высокой плотностью радиоактивного загрязнения вокруг основных очагов загрязнения, могли остаться незамеченными.

В действие была введена дополнительная система радиационного контроля, охватившая большие пространства (однако лишь в пределах дорог). С помощью установленных на автомашинах детекторов было взято под контроль 80% дорожной сети Гоянии протяжённостью свыше 200 км.

Основными очагами радиоактивного загрязнения явились склады утиля и жилые помещения, где была разобрана капсула с радиоактивным источником; общая площадь этих районов составила примерно 1 км2.

На этой начальной стадии были установлены контрольные уровни, требующие принятия мер:

• для контроля доступа (10 мкЗв×ч-1);

• для эвакуации населения и установления запретных зон (2,5 мкЗв×ч-1, а позже - 10 мкЗв×ч-1 для зданий и 150 мкЗв×ч-1 для незаселённых районов);

• а также для сотрудников, принимавших участие в работах по устранению последствий инцидента (пределы доз и соответствующие мощности дозы в сутки, в неделю и в месяц).

Всего было обнаружено 85 домов с высоким уровнем радиоактивного загрязнения, причём из 41 такого дома было эвакуировано 200 жителей. Через две недели 30 домов были готовы вновь принять жителей.

Следует подчеркнуть, что эти уровни, которые примерно соответствуют наименьшим значениям уровней вмешательства, рекомендованным Международной комиссией по радиологической защите и МАГАТЭ (уровни, не требующие принятия мер), были чрезвычайно строгими под давлением политических и общественных кругов.

В дальнейшем была проведена оценка распространения радиоактивного загрязнения на весь район и гидрографический бассейн. В Гоянии была создана лаборатория для измерения содержания цезия в почве, грунтовых водах, донных осаждениях и речной воде, в питьевой воде, в воздухе и пищевых продуктах.

Меры защиты потребовались, однако, лишь в отношении почвы и фруктов в пределах зоны радиусом 50 метров от основных очагов.

В ходе дальнейших действий, включавших главным образом восстановительные работы, возникли различные трудности с обследованием городских районов и речного бассейна.

Ситуация осложнилась тем, что в период с 21 по 28 сентября прошли ливневые дожди, которые способствовали дальнейшему распространению цезия в окружающей среде.

Вопреки надеждам на то, что радиоактивные вещества будут вымываться дождём, они осаждались на крышах домов, что серьёзно сказалось на уровнях мощности дозы в зданиях.

Уровень загрязнения питьевой воды был очень низок. Грунтовые воды также оказались незагрязнёнными, за исключением нескольких источников вблизи от основных очагов загрязнения; концентрация цезия в них едва превышала порог чувствительности приборов.

Основные контрмеры, принятые на стадии восстановления, заключались в дезактивации основных загрязнённых районов (включая районы, не входящие в главные очаги поражения), зданий, общественных мест, транспорта и т.п.

Для проведения дезактивации в основных очагах загрязнения требовалась тяжелая техника для разрушения зданий и удаления больших количеств почвы. Необходимо было также соорудить большое количество различных вместилищ для отходов.

Кроме того, нужно было спроектировать и построить временное хранилище отходов. Это было сделано к середине ноября, и с этого времени до конца декабря 1987 года осуществлялась дезактивация основных очагов и остальных районов радиоактивного загрязнения.

Выбранные уровни исследования, которые требовали принятия мер, соответствовали дозе 5 мЗв в течение первого года и долгосрочной прогнозируемой дозе 1 мЗв в год в последующие годы.

Предстоящие работы включали разрушение (и удаление) семи домов и удаление почвы. Поверхности, с которых удалялась почва, были залиты бетоном или покрыты слоем земли.

В менее загрязнённых местах основным источником излучения была радиоактивная пыль, осевшая на почву; после удаления в необходимых случаях слоев почвы обнажившаяся поверхность покрывалась чистой почвой.

Из 159 обследованных домов 42 нуждались в дезактивации. Дезактивация производилась путём вакуумной чистки внутренних помещений зданий и промывки внешних поверхностей струями воды под большим напором.

Эффективными оказались различные методики химической дезактивации, каждая из которых подбиралась для конкретных условий, материалов и уровней радиоактивности.

Уровни вмешательства для принятия восстановительных мер выбирались под сильным давлением со стороны политических и общественных кругов.

Установленные уровни были существенно ниже тех, которые были бы получены в результате процесса оптимизации. В большинстве случаев они могли рассматриваться скорее как относящиеся к нормальной ситуации, чем к стадии ликвидации последствий аварии.

После рождественских праздников в декабре 1987 года были дезактивированы районы с меньшей мощностью дозы вокруг основных очагов радиоактивного загрязнения. Тяжёлая техника не требовалась, были разработаны и приняты процедуры оптимизации. Эта стадия продолжалась до марта 1988 года.

С самого начала в результате действий по устранению последствий инцидента образовалось большое количество радиоактивных отходов. Место для их временного хранения было выбрано в 20 км от Гоянии.

Отходы классифицировались как нерадиоактивиые (ниже 74 кБк×кг-1), низкоактивные (ниже 2 мЗв×ч-1) и среднеактивные (от 2 до 20 мЗв×ч-1).

В зависимости от степени радиоактивного загрязнения применялись различные типы упаковок. Для упаковки отходов потребовалось 3800 металлических бочек (200 л), 1400 металлических ящиков (5 т), 10 транспортных контейнеров (32 м3) и 6 комплектов бетонных ёмкостей.

Временное хранилище было спроектировано для объёма отходов 4000-5000 м3, упакованных приблизительно в 12500 бочек и 1470 ящиков.

Окончательный общий объём всех отходов составил 3500 м3, или 275 полных загрузок грузового автомобиля. Столь большой объём следует прямо отнести на счёт низких установленных уровней вмешательства как для чрезвычайного, так и для восстановительного периодов.

Экономические последствия выбора такого уровня, особенно на более поздней стадии, весьма значительны.

В местах хранения отходов была создана система отбора проб для радиационного контроля стоков с платформы размещения отходов (включая дождевую воду).

По наиболее объективным оценкам, общее количество радиоактивного вещества в загрязнениях составляло приблизительно 44 ТБк (1200 Ки), причем известно, что до инцидента активность цезиевого источника была равна 50,9 ТБк (1375 Ки).

Решение о месте окончательного захоронения отходов до сих пор не принято.

Часть IV.
Замечания и рекомендации.

Очень часто обзоры радиационных аварий служат лишь для того, чтобы ещё раз привлечь внимание к хорошо известным фактам. Обзор аварии в Гоянии дал возможность выработать множество замечаний и рекомендаций. Однако приводимые здесь замечания не ограничиваются специфическими условиями данной аварии.

Основной вывод, который следует сделать с учётом возможности возникновения подобных аварий, заключается в том, что никакие обстоятельства не могут снижать ответственности того лица, которому поручен контроль безопасности источника ионизирующего излучения.

Источники излучения, которые перемещаются из мест, утверждённых в процессе регистрации и оформления лицензии, могут представлять собой значительную опасность.

Поэтому лицо, несущее ответственность за источник ионизирующего излучения, должно обеспечить меры по недопущению подобной небрежности, причем эти меры должны включать процедуры проверки и надлежащую систему обеспечения безопасности.

Хотя система регулирования обеспечивает контроль эффективности работы специалистов и системы управления, следует подчеркнуть, что регламентационный и правовой контроль не может и не должен снижать уровня ответственности руководства.

Чтобы облегчить осуществление ответственности лица, в чьём ведении находится источник ионизирующего излучения, требования регламентационного контроля должны быть конкретными, простыми и осуществимыми в принудительном порядке.

В частности, необходима самая тесная связь между всеми лицами и органами, ведающими вопросами осуществления и обязательного выполнения требований радиационной защиты.

Важным фактором снижения вероятности радиационных аварий и инцидентов является осознание населением потенциальной опасности источников излучения. Необходимо уделять должное внимание системе маркировки источников радиационной опасности, которая была бы понятна широкой публике.

Очень большое значение в области радиационных аварий имеют физические и химические свойства источников излучения. Их необходимо учитывать при выдаче лицензий на производство таких источников ввиду потенциального влияния этих свойств на последствия аварий и инцидентов, связанных с источниками излучения и неправильным обращением с ними.

Если же несмотря на все меры предосторожности всё-таки произойдёт авария и предвидится радиационная опасность, необходима чётко понимаемая всеми система информации и управления.

В этом отношении уместно упомянуть, что подготовка к принятию мер на случай радиационных аварийных ситуаций должна охватывать не только ядерные аварии, но и весь диапазон возможных инцидентов, влекущих за собой облучение людей.

С медицинской точки зрения, приобретённый в Гоянии опыт в целом подтвердил адекватность имеющихся в настоящее время диагностических процедур, антибиотиков, методов сепарации и трансфузии тромбоцитов.

Кроме того, он продемонстрировал пользу цитогенетических оценок доз и замечательную эффективность берлинской лазури в выведении цезия-137 из организма пострадавших.

Лечение пострадавших при радиационных авариях и инцидентах чрезвычайно разнообразно и сложно.

Оно должно осуществляться в условиях стационара персоналом, который постоянно занимается гематологическим, химиотерапевтическим, радиотерапевтическим и хирургическим лечением пациентов, подвергающихся опасности заболевания раком, подавления иммунной системы и возникновения патологических изменений крови.

Как правило, медицинский персонал и средства ухода за пострадавшими не подготовлены для лечения радиационных поражений и действий в условиях чрезвычайной радиологической ситуации.

При разработке планов действий на случай чрезвычайной радиационной обстановки необходимо предусматривать оказание неотложной помощи специалистами-медиками, прошедшими специальную подготовку в области лечения такихпациентов.

Однако распознание характера радиационных поражений зависит от обучения работников, не связанных с ядерными установками, причём вся их подготовка зависит от широкого распространения образовательных программ.

Что касается мер в связи с аварийным загрязнением окружающей среды, то уместно остановиться на проблеме принятия решений об уровнях вмешательства.

Как правило, имеется искушение установить чрезвычайно строгие критерии принятия мер по восстановлению нормального положения, что обычно происходит под влиянием политических и социальных соображений.

Однако такие критерии налагают значительное экономическое и социальное бремя, не говоря уже о том бремени, которое проистекает из самой аварии или инцидента, а это не всегда оправданно.

И наконец, следует отметить, что надо начинать документирование хода развития инцидента как можно раньше, так как с течением времени факты, как правило, стираются из памяти.

Особо важное значение имеет распространение информации среди средств массовой информации, населения и, разумеется, среди бригад реагирования. В частности, таким бригадам должна быть обеспечена поддержка по линии администрации и общественной информации, соответствующая масштабам инцидента или аварии.

Серьёзные инциденты требуют организации немедленной поддержки на местах в области административных мер и общественной информации.

Все лица, которые могут быть привлечены к деятельности в условиях чрезвычайной радиационной обстановки, должны пройти подготовку в виде как формального обучения, так и тренировок, которая соответствовала бы кругу их возможных обязанностей.

via

ИЗОТОПЫ, БЕЗОПАСНОСТЬ, МАГАТЭ, В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БРАЗИЛИЯ, ГРЯЗНАЯ БОМБА

Previous post Next post
Up