ОПУБЛИКОВАНО 30.10.2022
МАГАТЭ
ЧАСТЬ 1
35 ЛЕТ НАЗАД, ОСЕНЬЮ 1987 ГОДА, В ГОРОДЕ ГОЯНИЯ (БРАЗИЛИЯ)
ПРОИЗОШЛА РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ ВСЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ИСТОЧНИКОМ ИЗЛУЧЕНИЯ, НЕ НАХОДИВШЕМСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ
СИСТЕМЫ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ.
Мы публикуем резюмирующую часть доклада МАГАТЭ, выпущенного в 1989 году по итогам работы совместного (МАГАТЭ - Бразилия) совещания, разбиравшего этот инцидент.
Полный текст доклада доступен
на сайте МАГАТЭ. Также он скопирован
в телеграм-канале RealAtomInfo Часть I.
Авария.
Сейчас известно, что приблизительно в конце 1985 г. частный институт радиотерапии (Гоянийский институт лучевой терапии, Гояния, Бразилия), переезжая в новые помещения, забрал с собой установку для дистанционной лучевой терапии, работающую на кобальте-60, и оставил на старом месте аналогичную установку, в которой использовался цезий-137, не уведомив об этом лицензионный орган, как это требуется условиями выданной институту лицензии.
Позже старые строения были частично разрушены. В результате установка с цезием-137 стала представлять собой крайнюю опасность.
Два человека вошли в помещение, не зная, что собой представляет установка, и полагая, что её можно использовать как металлолом, извлекли блок с радиоактивным источником из радиационной головки установки. Они принесли этот блок домой и попытались его разобрать.
Эти попытки привели к разрушению капсулы, в которой помещался источник. Этот источник радиоактивности представлял собой хорошо растворимую и легко рассеивающуюся соль - хлорид цезия.
Последовало загрязнение окружающей среды, одним из результатов которого стало внешнее и внутреннее облучение ряда лиц. Так начался один из серьёзнейших радиационных инцидентов, из всех когда-либо имевших место.
После разрушения капсулы с источником остатки блока, в котором помещался источник, были проданы владельцу склада утиля.
Он заметил, что в темноте от вещества исходит голубое свечение. Это зрелище привлекло внимание нескольких человек, и в течение ряда дней посмотреть на необычное явление приезжали их друзья и родственники. Частички радиоактивного вещества размером с рисовое зерно разошлись по нескольким семьям.
Это продолжалось в течение пяти дней; по истечении этого времени у многих людей вследствие облучения возникли симптомы желудочно-кишечных заболеваний.
Вначале эти симптомы не были распознаны как следствие облучения. Однако один из облучённых связал эти заболевания с радиоактивной капсулой и отвёз её остатки в городское санитарное управление. Это и привело к цепи событий, в результате которых выяснилась суть происшедшего.
Один местный физик был первым, кто, замерив уровень излучения, осознал масштабы инцидента и по собственной инициативе принял меры по эвакуации людей из двух районов.
В то же время о случившемся были проинформированы органы власти, реакция которых оказалась поразительно быстрой и эффективной.
Вскоре был установлен ещё ряд районов с существенным радиоактивным загрязнением, и жители этих районов были эвакуированы.
Часть II.
Последствия, затрагивающие человека:
помощь пострадавшим.
Вскоре после того, как стало понятно, что произошла крупная радиационная авария, на место происшествия в Гоянию были отправлены специалисты из Рио- де-Жанейро и Сан-Паулу, в т.ч. физики и врачи.
По прибытии они обнаружили, что для временного сбора и проверки людей использовался стадион, где можно было выявить лиц, с радиоактивным загрязнением и/или лучевым поражением.
Была проведена медицинская сортировка пострадавших, в ходе которой выяснилось, что 20 человек нуждаются в госпитализации. Четырнадцать из них в дальнейшем были помешены в военно-морской госпиталь Марсилио Диас в Рио-де-Жанейро.
Заботу об остальных шести пациентах взяла на себя Центральная больница Гоянии. Здесь был установлен счётчик излучения всего тела, что содействовало осуществлению программы мониторинга внутреннего облучения и контроля за эффективностью воздействия лекарственного препарата берлинская лазурь, применявшегося в обоих лечебных заведениях для ускорения выведения цезия из организма.
Для отделения тяжело облучённых от тех, кто подвергся менее значительному облучению и не нуждался в интенсивной терапии, успешно применялся цитогенетический анализ.
Основные трудности ухода за пациентами заключались в дезактивации кожи пациентов, противодействии десквамации поражённых облучением участков и обработке загрязнённых выделений организма.
Ежедневные гематологические и медицинские исследования, хороший уход за пострадавшими и биологическое тестирование гемокультур способствовали раннему выявлению и лечению локальных системных инфекций.
Четверо пострадавших умерли в течение четырёх недель с момента госпитализации. При аутопсии были обнаружены геморрагические и септические осложнения, свойственные острому лучевому синдрому. Наиболее точные оценки доз облучения, полученных этими четырьмя лицами, были сделаны с помощью цитогенетического анализа; значения доз колеблются от 4,5 до более 6 Гр.
Два пациента, получившие, согласно оценкам, аналогичные дозы облучения, выжили.
При лечении тяжело облучённых людей использовался новый препарат гормонального типа - фактор стимуляции колоний гранулоцитов-макрофагов (GMCSF), однако результаты такого лечения остаются сомнительными.
В течение двух месяцев все выжившие пациенты возвратились из Рио-де-Жанейро в Центральную больницу Гоянии, где находились до тех пор, пока наблюдения за выведением цезия из организма не показали, что они могут быть выписаны.
Многие лица подверглись как внешнему, так и внутреннему облучению. Всего было обследовано около 112 000 человек, из которых 249 имели либо внутреннее, либо внешнее радиоактивное загрязнение.
У некоторых людей высокий уровень внутреннего и внешнего радиоактивного поражения определялся тем, каким путем осуществлялся контакт с порошком хлорида цезия: люди, например, натирали порошком кожу или ели загрязнёнными руками; происходило загрязнение также от строений, предметов домашнего обихода, утвари, бытовых принадлежностей.
Более 110 проб крови лиц, подвергшихся радиационному воздействию, было исследовано с помощью цитогенетических методов. В культурах лимфоцитов определялась частота хромосомных аберраций, после чего производилась оценка поглощённой дозы по калибровочной кривой, полученной in vitro. Оценка доз дала значения от нуля до 7 Гр.
Статистический анализ пуассонового распределения клеток с хромосомными аберрациями показал, что некоторые люди подверглись неравномерному облучению. Люди, получившие высокие дозы, до сих пор находятся под контролем на предмет выявления лимфоцитов, несущих цитогенетические аберрации.
У лиц, которые подверглись внутреннему загрязнению, брались анализы мочи, и результаты использовались в качестве метода скрининга. У пациентов с внутренними радиоактивными загрязнениями ежедневно брались анализы мочи и кала.
Количества инкорпорированного нуклида и ожидаемые дозы вычислялись с помощью математических моделей с учётом возраста пациента. Эффективность влияния берлинской лазури на выведение цезия из организма оценивалась на основании данных от цезия, выводимого с калом и мочой.
В Гоянии был установлен счетчик радиоактивности всего тела, с помощью которого проводились оценки периода биологического полувыведения цезия из организма пациента от дозировки получаемого им препарата берлинская лазурь.
ПРОДОЛЖЕНИЕ