путешествие в христианскую Аланию

Sep 29, 2011 10:41

Продолжу рассказ о своих северо-кавказских путешествиях. Я реально окунулась в прошлое. Лик Христа на скале, древние храмы 9-10 века и потрясающей красоты природа. Алания.
Историческая справка. В IX-XIII вв. от Р.Х. на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, а также некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания. По горным перевалам и хребтам Алании тянулись караваны Великого Шелкового пути. На его маршрутах возникали небольшие поселения и крупные города. Одно из таких городищ сложилось на территории Карачаево-Черкесии предположительно в IX-XIII вв. в долине реки Большой Зеленчук - Архызе. Историки убеждены, что именно здесь находился культурный и религиозный центр Алании. По одной из версий, Архыз являлся тем самым Магасом (Ма-асом) - столицей Алании, о которой пишет арабский автор Масуди.


Это средний храм из комплекса крестово-купольного типа. Был восстановлен в 19 веке монахами и до 1924 года здесь находился Александро-Афонский монастырь, который в годы советской власти был превращен в пионерский лагерь. Говорят, что именно в этом храме в 916 году крестили аланцев. Интересно, что все храмы не стоят строго на Восток, а каждый под небольшим углом. Многолетние наблюдения за освещением - когда именно наиболее полно через окна апсид солнце освещает подкупольное пространство и в целом нефы храмов. В итоге стало ясно, что средний храм посвящен Преображению Господню, или Спасу. Храму давалось название по дню его закладки, а в разное время года солнце по-разному освещает храм.


Это южный храм. Самый маленький из древнейших действующих христианских храмов в России. Храм Ильи Пророка, так почитаемого на Кавказе. Изображения Ильи Пророка, а особенно Георгия Победоносца можно увидеть буквально в каждом селении. Специально сфотографировала не центральную часть, а стену, в которой когда-то была галерея, ведущая прямо в кельи монахов. Когда туда поселили пионеров, то галерею разрушили. Остатки прохода хорошо видны на стене. В 100 шагах от храма родник с вкуснейшей ледяной водой.

Определить, в честь какого святого был освящен храм, удалось астрономам, которые находятся совсем рядом, в знаменитой Зеленчукской обсерватории. Они взяли направление оси храма и нашли точку пересечения этой воображаемой линии с горизонтом. С определенной поправкой (на тысячелетние нутации планеты) точка пересечения с горизонтом совпала с восходом солнца 2 августа по новому стилю, что соответствует в церковном календаре дню Ильи Пророка. Напрашивается вывод, что храм, некогда бывший домовой церковью аланских царей, освящен в честь этого святого. Вместе со св. Георгием Победоносцем, Илья Пророк являлся здесь особо чтимым святым. Переименовывать церковь не стали, и при  последнем освящении в 1991 году его имя - Ильинский - было сохранено.

Самый дальний - северный храм. Очень красивый. Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными  византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций.  С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.


Там нашли интересный саркофаг, в котором была захоронена девушка. Очень необычно для христиан современных. Останки мумифицировались и хорошо сохранились, но после вскрытия саркофага быстро испортились, если так можно выразиться. Так пока и осталось загадкой, кто эта девушка и почему она была захоронена в церкви. Очень необычно для христиан современных.
Но это была Алания. И был 10 век. Рядом гора и горная река. Ничего не напоминает? :)




А вот в таких ванночках аланцы купали своих детей.


Впервые это городище описывал еще Татищев. Потом майор Потемкин увидел и описал эти развалины, продвигаясь с разведывательной экспедицией на юг. Городище датируется 8 веком и первые его жители были язычниками, сохранились жертвенные камни. Христианство пришло сюда в начале 10 века. В 14-15 веке жители ушли. То ли набеги варваров, то ли эпидемии. Что их заставило уйти и оставить такие места? Еще в 18 веке здесь были найдены развалины более 400 строений, много захоронений, - ходить осторожно надо и сейчас, чтобы не наступить на могильник. Тогда же были обнаружены в горах и ущельях более 20 одноапсидных церквушек, каменные изваяния христианского воина, надписи на греческом языке, многочисленные кованные и нательные кресты. Христианство здесь приняли на 72 года раньше, чем в Киевской Руси.

На входе в городище сидит орел Гриша и просит денег на мясо. Почему-то у меня фото Гриши не сохранилось:) Места там необычайно красивые. И удивительно умиротворенные. Дорога к храму...



Аланцы были красивыми, высокими (около 2-х метров), светловолосыми и голубоглазыми. Может быть, это были аТланТы, которые потеряли букву Т? ;) Знаете, как называется эта долина? Хадырь мыва - долина окаменевших трупов. Здесь уникальные климатические условия: это очень сухое, солнечное и прогреваемой место. В горах масса древних погребений, где сохранились мумифицированные останки некогда живших здесь людей, утвари и даже одежды. Именно эти мумии, сохравнишиеся благодаря такому мягкому климату, и дали название долине.

А моя дорога после городища пролегла строго на запад, туда, откуда смотрит огромными глазами на долину Лик Христа (продолжение http://zmeykaz.livejournal.com/177597.html)

история, путешествия

Previous post Next post
Up