Инфляция смыслов

Apr 28, 2013 20:06

Как же так получается?
Всего полторы сотни лет назад какой-нибудь Некрасов вполне мог бы написать что-то вроде

"Мы разошлись на полпути,
  Мы разлучились до разлуки
  И думали: не будет муки
  В последнем роковом "прости",
  Но даже плакать нету силы..."

И над ним никто бы не посмеялся, не назвал это наивным словоблудием, не стал бы рассказывать о банальности темы и избитости образа. А сейчас даже самый старательный поэт напишет "Люблю апрель в начале мая" - и всё, забит тряпками, изруган критиками, закидан помидорами.

Что же изменилось? Почему раньше поэты могли сочинять сотни одинаковых стихотворений об одной и той же любви - и получали тысячи одинаково печальных вздохов и томных взглядов. А сейчас не успеешь сказать "Люб...", как со всех сторон посыпятся: "Старо!", "Скучно!", "Обрюзгло!".

У меня насчёт этого есть гипотеза, которую я скромно и непритязательно назвалгипотезой об инфляции смыслов.

Для начала определение, которое я выпишу просто чтобы не забыть к концу текста что это слово обозначает.
Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары или услуги. Если говорить проще, то деньги обесцениваются. Чтобы купить такой же товар, надо платить больше, чем в прошлый раз.

Раньше чтобы убедить девушку в своей любви достаточно было просто зарубить дракона. Остаток дней можно было лежать на диване перед телевизором и смотреть "средневековые песни о главном".

Во времена менестрелей для доказательства любви нужно было уже сочинять песню, причём желательно чтобы в ней упоминалось слово "любовь", и чем чаще тем лучше. Для многих авторов это было недосягаемой высотой, но в принципе жертвам уже хватало.

Сейчас просто слова "люблю" уже недостаточно. Нужно показать как сильно, эмоционально и метафорично лирический герой любит героиню. Зачастую необходимо также присутствие в тексте миллиона алых роз или хотя бы белого "Ауди".

Стоимость слова "люблю" в лирике сильно обесценилось за последние двести лет. Основной причиной тому стало невероятное количество упоминаний этого слова в лирике. Поисковик радостно выдаст нам почти миллион стихов с упоминанием этого слова на одном только сайте. Неограниченная эмиссия слов при медленно растущих потребностях (стихи рождаются куда чаще женщин, которым стихи посвящены) приводит к резкому обесцениванию каждого отдельного слова.

Кроме того, мифическая, но очень больно бьющая "невидимая рука лирики" строго следит за тем, чтобы при падающем качестве стихов поэты, тем не менее, получали достойное вознаграждение. Этот принцип, выраженный в лозунге "Поэта обидеть может каждый" заставляет относиться с пониманием даже если человек выписал самые лучшие слова на свете, но соединить не сумел.

Авторы всё чаще стремятся найти самые лучшие слова, тем самым уменьшая их и без того невеликую ценность. Реальные же чувства, выражаемые такими словами, распухают и увеличиваются в размере, так что уже не каждое слово способно их описать.



Примерно так всё это выглядит
Это и называется инфяцией образа. Метафоры, образы и эпитеты обесцениваются настолько, что ими уже не отразить реальные чувства и эмоции. Авторам приходится выбирать более понятные, более яркие, более ёмкие и более сильные образы, за счёт чего их общий уровень падает до невозможности.

С другой стороны, инфляцию подгоняет стагнация жанров.
Напомню: стагнация - это застой производства. Новые жанры в литературе появляются примерно раз в сто лет, и раз уж в этом столетии уже отметились "перашки", то ничего нового ждать не приходится. Авторы вынуждены писать одно и то же одинаковыми словами. И с каждым новым стихотворением литература всё глубже проваливается в бездонную яму. Безрадостная картина, верно?

Лично я сейчас, беглым взглядом, могу дать только два способа остановить инфляцию образов.
Первый - запретить поэтам писать стихи. Очень быстро ценность слов вернётся к их первоначальному значению и можно будет начинать писать с чистого листа.
Второй - придумать новый жанр. Стагнация прекращается, появляется невероятно большое количество идей и решений, писателям есть что и о чём писать, все довольны и счастливы.
Конечно, первый вариант сделать намного проще. Как минимум потому что запрещать что-то уже имеющееся всегда проще чем придумывать. Но тогда я останусь без работы. А на второй вариант фантазии у меня не хватит.

А что ещё можно придумать в этой ситуации?
Previous post Next post
Up