Солдат Империи
Тема: Локальные конфликты в Советском Союзе А.ПРОХАНОВ:
Я приехал в Карабах (по-моему, я трижды там был), у меня там была интересная встреча. ...
Удивительной была встреча у меня там с моим прошлым, с моим прапрошлым, с моим родовым преданием, с моими предками. Я веду свою родословную от молокан.
Молокане - это русские сектанты, все русские бунтари, которые в 18, в начале 19 века бежали с насиженных мест. Мои уходили из Тамбовщины. Они на телеги посадили своих детей, жен, отнесли свои иконы и божественные книги священнику и ночью бежали на Кавказ, на тихие воды. Одна их них (молокан) осела в Армении, другая в Грузии, но большая часть там, в Азербайджане. Там были русские деревни (Ивановка, Степановка) и там была деревня Русские Борисы. И мне представилась возможность там побывать. Мне командующий дал, тот же самый Варенников, который командовал этими подразделениями, он мне дал вертолет боевой и я отправился в эти Русские Борисы. Русские Борисы находятся в центре Азербайджана, где уже бушуют все эти страсти националистические, уже выдавливают инородцев, уже катится волна, уже русские в осаде находятся. Вертолет в тумане опустился на горе, на горке, под горой находилось население. Я в сопровождении своих товарищей стал спускаться вниз по снегу. Я увидел стоящих людей в тревоге: кто это, десант, враги? Сейчас начнут стрелять, выгонять?
Я был поражен и умилен - на меня смотрели лица, те же самые, которые находились в моем родовом фамильном альбоме. Те же лица, те же выражения глаз, те же костюмы молоканские, те же головные уборы, похожие чуть ли не кики народные, те же шарфики. И они поняли, что это не враг. Я рассказал о своей родословной, они меня вели по своей деревне, кормили своей молоканской лапшой, которую делала бабушка в деревне.
И это была поразительная, среди этой войны, среди этой драмы, среди этой бойни встреча с моим мистическим прошлым.
Субботники из городка Высокий СУББОТНИКИ название секты иудействующих, возникшей на рубеже 17-18 вв. в центральных районах России в среде помещичьих крестьян. Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с ересью 15-16 вв., отсутствуют. Первые документальные сведения о субботниках относятся лишь к началу 18 в. Субботники (под разными названиями) упоминаются в письмах 1700-х гг. публициста и экономиста И. Посошкова и в «Розыске о раскольничьей барынской вере...» (написан в 1709 г., опубликован в 1745 г.) митрополита Дмитрия Ростовского, который писал о сектантах-щельниках (на Дону): «... иже субботу постят». Конкретно о субботниках сообщалось лишь то, что они в религиозных целях празднуют не воскресенье, а субботу и отвергают почитание икон.
В 1770-80-е гг., как и во весь период царствования Екатерины II, благоприятный для сектантства, отмечается особенное распространение субботничества. Первые официальные данные о субботниках относятся к концу 18 в. Так, донской казак Косяков в 1797 г., находясь на службе, «принял иудейскую веру» от местного учителя - субботника Филиппа Донского и по возвращении на Дон стал распространять новое вероучение. Вместе с братом он обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном исповедании своей веры (результаты неизвестны).
В начале 19 в. многие жители города Александрова на Кавказской линии (позже город Александровская Станция Ставропольской губернии) из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день (позже все население города было зачислено в Хоперский казачий полк). Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением. Когда в начале 19 в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. В Воронежской губернии в 1806 г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты (по официальным данным, в 1818 г. в Воронежской губернии было 503 субботника, в 1823 г. - 3771, в 1889 г. - 903). Обнаруженные в 1811 г. в Тульской губернии (Каширский уезд) субботники заявили, что веру свою «содержат издревле». Еще в 1805 г. субботники появились в Броницком уезде Московской губернии, в 1814 г. возникло дело о субботниках в Орловской губернии (в городе Елец община субботников существовала с 1801 г.), в 1818 г.- в Бессарабской губернии (город Бендеры). В 1820 г. решением кабинета министров пропагандисты из числа субботников города Бендеры были переселены в Кавказскую губернию, куда в том же году были высланы с семьями субботники Екатеринослава.
Положение субботников ухудшилось с вступлением на престол Николая I (указ от 18 декабря 1826 г. о присоединенных к православию и снова предавшихся ереси). Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в северное предгорье Кавказа, Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858 г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. В 1842 г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли. В 1850-х гг. секта получила широкое распространение в Кубанской области. Трудолюбие и предприимчивость субботников, основавших процветающие деревни, способствовавших оживлению торговой жизни Закавказья, привели к тому, что они преуспели в распространении своей веры среди русских колонистов, чаще всего таких же, как и они, сосланных сектантов.
На прежних местах жительства также осталось немало скрытых субботников. После воцарения Александра II, когда репрессивные законы против всех сектантов применялись мало, большая часть субботников в центральной России (особенно в местах концентрации - Воронежской, Тамбовской и других губерниях) перестали скрывать свою веру.
С конца 1880-х - начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль, и они целыми семьями (Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы и др.) селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, главным образом в Галилее, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения.
На начальном этапе субботничество развивалось как типичное радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять библейские предписания (обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение в разных губерниях имело свои специфические особенности, и как свидетельствует синодский указ от 1825 г., «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой». Этим объясняется усилившееся, особенно со второй половины 19 в., стремление субботников заимствовать формы учения непосредственно у евреев. В субботничестве сложились различные и часто несовместимые толки. Их возникновению способствовал ряд причин: отсутствовали постоянные контакты субботников с евреями (не имевшими права жительства вне черты оседлости); субботники проживали разбросанно, связь между ними была затруднена; группы субботников появились в разное время и имели разный генезис. Все эти толки можно разделить на две группы: собственно субботники (то есть иудействующие или перешедшие в иудаизм по Галахе) и христианские секты, празднующие субботу, соблюдающие некоторые предписания и обряды иудаизма.
К христианским толкам субботников относятся:
Субботники-молокане, представляют один из толков в молоканстве. Еще в ранний период в молоканстве, основанном С. Уклеиным в 18 в., было заметно сильное влияние иудаизма. Однако Уклеин из-за трудности исполнения законов и запретов иудаизма не решился предписать их исполнение всей общине, хотя наиболее близкие его ученики стали их соблюдать. Его преемник Сундуков (Саратовская губерния) выступил за более решительное сближение с иудаизмом, чем вызвал раскол в секте. Последователи Сундукова получили название субботники-молокане, они ввели в обычай празднование субботы и др. иудейских праздников и придерживались ветхозаветных пищевых запретов, хотя признавали и Евангелие. На 1 января 1912 г. субботников-молокан насчитывалось 4423 человек. По сути, субботники-молокане представляли собой секту, промежуточную между христианством и субботничеством (иудействующими).
В другом молоканском толке - прыгунов - в 1860-70-х гг. возникло движение за принятие Закона Моисеева, появились библейские имена, отмечались суббота и некоторые ветхозаветные праздники и велись споры о необходимости обрезания. Как отмечал Н. Дингельштадт («Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту», СПб., 1885), многие прыгуны «серьезно подумывают о переходе в субботники, признавая их веру более правою и согласною с Писанием». Многие из субботников-молокан и прыгунов впоследствии переходили в иудейское субботничество и даже становились герами.
Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Согласно их учению они: - признают поклонение Богу только «в духе и истине» (Иоан. 4:23),
- не признают видимых икон и креста,
- не признают почитание святых,
- отрицают необходимость священнической иерархии, клира,
- не совершают крестного знамения,
- считают греховным употребление в пищу свинины
Антонина Фильчагова в ульпане
МЫ НЕ ВАШЕГО СТАДА ОВЦЫ Почему русские в воронежском селе считают себя евреями?
Час самолетом до Воронежа, потом 160 км по вполне приличному шоссе до райцентра Таловая, потом еще 6 км по дороге чуть хуже, мимо брошенного клуба до села Высокое. Налево - три сотни деревянных одноэтажных домов, направо грунтовка ведет к черноземной колее. Колея упирается в кладбище с ярко-голубыми воротами, по углам - две звезды Давида. На могильных камнях под той же звездой - фотографии абсолютно русских лиц с именами Нойма, Исаак, Сара, Рахиль и т.д. Это предки тех, кто и сегодня живет в Высоком «по закону Моисея и Израиля». Почему?
«Что вы говорите, что мы не знаем традиции? Зачем вы именуете нас какими-то субботниками? - кипятился Елизар Яковлевич Кончаков, отчего его южнорусский говор с «гхы» только усиливался. - Мы - евреи! Отец мой по этому молился, и его отец», - тут дед шмякнул по столу старым молитвенником, на титуле которого было написано: «Еврейский Молитвословъ, Вильно, 1880».
- «У меня вот талес домотканый, ему 100 лет», - и он достал из все того же черного пластикового пакета пожелтевший, грубой ткани талит. Большими, разбитыми земляным трудом руками, с темными обводками на пальцах у ногтей, он привычным жестом перекинул талит, не задев кепки, через голову на плечи и потом подобрал, как делал тысячи раз: каждый понедельник, и в субботу, и в праздники тоже.Антонина Ивановна - одна из немногих здесь женщин, кто может произнести молитву - что на хлеб, что на вино, что на яблоко - на иврите (женщины здесь не молятся), а на вопрос приезжего раввина, что говорится в 12-м принципе иудаизма, не раздумывая, отвечает: «Верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его». (Какой московский еврей, из тех, кто не посещает ежедневно синагогу, может ответить на этот вопрос?) И что в 11-м
- отвечает, не перепутав, тоже. В глазах Антонины Ивановны читается: «Ну что ты, дед, честное слово, гости с самой Москвы, целый раввинский суд, а ты…» И Лидии Яковлевне Гридневой, носительнице одной из самых известных субботнических фамилий, директору местной школы, на протяжении последних 40 лет («у меня 40 медалистов: а - что, я им (в районе) говорю, это умная нация») выступление Елизара Яковлевича тоже заметно не по душе, и она качает головой, но молчит - ни слова неодобрения вслух. В Высоком (или, как здесь говорят, «на Высоком») раввина до прошлой осени не было, деды и есть главные авторитеты в общине.
«Почему вы сомневаетесь в моей вере?», - спрашивает дед Елизар, обращаясь к Пинхасу Гольдшмидту, главному раввину Москвы (а с недавних пор и президенту совета раввинов Европы), который аккурат полчаса назад начал свое выступление перед высочанами так: «Братья и сестры, я потрясен тем, что я здесь увидел…» И становится совсем уже невозможно поверить, что за стенами этой убогонькой столовой, где справляют свадьбы, поминки, а по осени Новый год, - обычная деревня, улица Ленина, улица Мира, Комсомольская, Гагарина, ряды одноэтажных деревянных домов, в пристройках - коровы, куры, утки, за околицей засаженная картофелем (20-40 соток на семью) земля, возделываемая вручную - техника, что была в здешнем колхозе имени Карла Маркса, давно развалилась, а на новую денег нет. И что живут здесь этнические русские, называющие себя евреями, потому что 250 с лишним лет назад, в середине XVIII, века их предки решили соблюдать субботу, не есть свинину и следовать другим законам Ветхого Завета, а от Нового - отказались. «Мы другого не знаем», - сказал дед Елизар.
Истоки
«У нас чего тут только не встретишь, - смеется Светлана Дубовая, заместитель главы районной администрации. - Было еще одно еврейское село, Ильинка, но там два двора осталось, все остальные уехали в Израиль. Кругом них православные села, а в Тишанах, например, - старообрядцы - «федоровцы»: они ни паспортов не оформляют, ни свидетельств о рождении детей. И не голосуют», - уже совсем без смеха, как о больном, говорит она.
Как в междуречье Битюга и Хопра появились старообрядцы - историкам более или менее понятно. А вот откуда здесь, в Воронежской губернии, равно как в Тамбовской и Астраханской, образовались целые поселения последователей Моисеева закона - мистика, говорит культуролог Людмила Жукова из Центра по изучению религий РГГУ. Сообщества субботников возникли до того, как в Российскую империю после разделов Польши влилось ее еврейское население: как минимум, в 1765 году субботники уже были - в этом году в Воронежской духовной консистории начались допросы «отступников» из Бобровского уезда, которые, как показало следствие, «свиных мяс не едят /…/ в воскресенье и праздничные дни работают, но субботу почитают», - говорилось в следственных записях, которые приводит в своей монографии историк Александр Львов. «Как мы узнаем в России о появлении диссидентов, религиозных в том числе? Против них начинается следствие и суд», - замечает он.
Движение субботников возникло за пределами Черты оседлости, где по приказу императрицы Екатерины Великой предписывалось жить иудеям. Другими словами, субботники не были завербованы или обращены в другую веру под воздействием внешних сил: они пришли к ней сами. Почему? И почему уже два с половиной века следуют ей?
Цена
Крестьяне Высокого на последний вопрос отвечают односложно: «А как иначе?» Или: «Так верили наши родители, тому же мы учим и детей». Простая рациональность меж тем говорит, что следовало бы как раз иначе. В XVIII и XIX веках, особенно при Николае I, «отступников» сажали в деревянные клетки и сжигали, заковывали в кандалы, у матерей отбирали детей, насильно крестили, высылали на окраины империи, на Кавказ, отправляли в Сибирь - так поселение субботников образовалось, например, в Иркутской области, в поселке Зима; при советской власти обращали в атеисты, заставляли работать в субботу. «А мы машины ломали, чтобы на работу не выходить», - рассказывал Михаил Исаевич Бочарников, теперь водитель грузовика и частный предприниматель. «Ой, чего только не было: и стенка на стенку с другими (то есть не субботниками) мужики сходились, и в партию не принимали, и парней в угол зажимали и салом губы мазали», - вздыхает директор школы Лидия Гриднева.
И все же - почему крестьяне (а субботники - это именно крестьянское движение) царской России середины XVIII века решили покинуть лоно официальной церкви? На то есть две, как минимум, версии. Первая - очевидная: по той же причине, по какой рождался протест, а за ним и раскол в других государственных религиях: коррупция, казнокрадство, деспотизм, неотъемлемые черты абсолютистской формы правления переносились и на институт церкви. «Папы лишили итальянцев веры», - написал когда-то Никколо Макиавелли. Из протеста родилось реформаторство и Лютера, и Кальвина: хотелось нормы, писаного и соблюдаемого всеми закона.
Другая версия отсылает к реформам Петра Iв области просвещения народа, когда царь инициировал массовый выпуск религиозной литературы. «До и после Петра чтение Библии не поощрялось, - говорит Людмила Жукова, - дабы простые люди «не впали в прелесть», то есть неправильно что-то могли понять. Предпочтение отдавалось проповедям священников и Житиям святых. А тут Библию можно стало читать по-русски». Образованные крестьяне стали сравнивать библейские тексты со словами и делами религиозных и светских властей и выбирали текст, в котором четко было прописано: это можно, а это - нельзя. Написано: соблюдайте субботу - значит, надо соблюдать именно субботу, а не воскресенье.
Сказано: не есть свинины, рыбу только с плавниками и чешуей - все, значит, осетра и белугу уже нельзя. Сказано: делать обрезание - значит, так тому и быть. Сегодня мы бы сказали, что люди выбрали писаные правила и нормы как защиту от жизни по понятиям, которые сегодня - одни, завтра - иные. Так и появились различные группы «отступников» - духоборы, молокане, субботники, которые, как раньше старообрядцы, заложили традицию русского диссидентства, сделав его лозунгом на века фразу «мы не вашего стада овцы», - говорит Александр Львов.
Исход
В 1920 году субботники, жившие в селе Озерки Бобровского уезда (там была улица Еврейский порядок), решили отделиться: написали прошение в воронежский губернский Совет, с тем, чтобы им позволили заселить пустующий участок в степи в 6 км южнее Таловой. Первую зиму пережили в землянках, на следующий год перевезли мельницу, построили саманные дома. Так и появилось село Высокое: в 1925 году здесь было уже 53 двора и больше 300 жителей. Чужих не пускали, жили закрыто от внешнего взгляда (и так до недавнего времени): каждый новый житель должен был получить разрешение всего схода. Неподалеку - в селе Ильинка - образовался колхоз «Еврейский крестьянин». В 1928-м 22 молодых человека из Высокого отправили в Харьков и Конотоп - изучать еврейскую традицию. В 1929-м был голод - кое-кто перебрался на Кубань, оттуда писали: «Видели белый хлеб». Возвращались обратно. Пережили войну: 164 человека ушли на фронт, 76 не вернулись. Немцы до Высокого не дошли, хотя были в 30 км от него.
В начале XX века евреи собирали деньги на выкуп земель в Палестине. Эта облигация 1902 года сохранилась в семье Лидии Гридневой, когда ее род жил еще в поселке Озерки.
Ну а дальше - свадьбы играли по еврейским обычаям - под хупой, брачные контракты составляли, мацу пекли, был в деревне и «резак» - тот, кто знает, как правильно разделать говяжью тушу в соответствии с правилами кашрута, был и другой, что делал обрезание. Были свитки Торы, которые переносили из дома в дом, был и раввин из польских евреев, который учил народ ивриту. В горницах и сейчас - ханукии, на косяках дверных рам - мезузы. Правда, Песах именовали и именуют Пасхой, Шавуот - Троицей, в поминальный день - Лаг ба-омер - ходят на кладбище, стучат по могильным камням и говорят: «Помни имя свое», чего в традиционной иудейской практике нет.
Астраханские субботники в день 9 ава раскладывают на могилах яблоки: в православной традиции так празднуют Яблочный Спас - Преображение Господне. «Влияние православия на обрядовые практики субботников очевидно», - говорит Людмила Жукова. Но свинины («в отличие от советских евреев» - подчеркивают) не ели и белье стирали в воскресенье, еду с вечера пятницы ставили хранить в русскую печь, чтобы в субботу, когда ортодоксальным евреям запрещено зажигать огонь, пища была теплой. Ну, и, конечно, работали не покладая рук - субботники всегда жили зажиточно: в Высокое провели газ, телефон, водопровод, в хатах - местная канализация. Алкоголизм - редкость, наркоманов нет. Впрочем, сегодняшнее Высокое богатым не назовешь: работы мало, зарплаты мизерные. Молодые ребята, пройдя армию и окончив университеты, на чем родители настаивают, все на заработках - кто в Воронеже, кто еще где. Многие подумывают о том, чтобы уехать в Израиль.
Но с этим проблема: когда после смерти Сталина деревенским выдавали паспорта, жителей Высокого записали русскими, тогда как субботников Ильинки - евреями. Ильинка почти вся и уехала. Потому в Высокое и поехал раввинский суд из Москвы: предлагать варианты решения. Например, пройти гиюр. Вот это деда Елизара и не устраивает. Он знает, кто он. И не хочет, чтобы другие решали, насколько он соответствует правилам, принятым в еврейском законе. Так круг замкнулся: выбрав в XVIII веке писаные правила, в XXI жители Высокого уперлись именно в них. И снова подтвердилось: любой выбор имеет свою цену. Несправедливую - в том числе.
Евгения Альбац , newtimes.ru хорошая серия статей + достаточно информативные комментарии
Молокане в Армении
http://markgrigorian.livejournal.com/488463.html пс
"Комсомольская правда" - о каббале
Каббалист Михаэль Лайтман: "Миру нужен настоящий коммунизм"
Зачем Россию пытаются научить каббале
http://www.laitman.ru/kongressy-sobytiya/46423.html http://www.kp.ru/daily/25708.3/907839/ случайна ли подобная опечатка?