Приложение № 2 Закрытый сектор: Ясин - ч.15

Mar 15, 2013 21:27

Закрытый сектор: «комиссия Абалкина» - ч.15

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И Слушания по ИНТЕГРАЦИИ
от 1-3 марта 1990,

П.О. Авен, С. С. Шаталин, Ф. Шмидт-Блеек

Июль 1990 CP-90-4

Настоящие документы сообщают о работе, которая не была выполнена исключительно в Международном Институте Примененного Анализа Систем и которая получила только ограниченный обзор. Представления или мнения, выраженные здесь, не обязательно представляют точку зрения Института, его Национальных членских Организаций, или других организаций, поддерживающих работу.

Международный Институт Примененного Анализа Систем □ A-2361 Laxenburg □ Австрия Телефон: (0 22 36) 715 21*0 □ Телекс: 079137iiasaa □ Телефакс: (0 22 36) 71313

Резюме
Введение

I - Общие проблемы Экономической реформы

Современные Учреждения Рынка и проблемы Экономической реформы в СССР E. Yasin





Евгений Григорьевич Ясин

(род. 7 мая 1934, Одесса, СССР) - российский экономист и общественный деятель, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

1989-1991 был заведующим отделом Государственной Комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе («комиссия Абалкина»)

подробнее биография

из доклада Ясина

Сущность радикальной экономической реформы в СССР - переход от системы управлять-и-командовать к рыночной экономике. Это - трудный процесс, потому что каждая из этих двух экономических систем формирует целое, является внутренне последовательной и, в результате несовместимой с другой. Поэтому, говоря в общем, не вдаваясь в подробности, невозможно взять элементы старой системы, чтобы развить новые или, наоборот, получить новую систему, заменяя некоторые структуры в старом.

В этом случае, однако, решительная и довольно болезненная политика неизбежна,.... Необходимо ли такое радикальное реструктурирование, вопрос не о выборе стратегии перехода, но должна ли Россия осущствить переход к рыночной экономике. Дебаты по этому предмету все еще продолжаются в стране, и было бы странно, если бы это было иначе. Однако, для меня и большинства экспертов ответ - однозначный.

Когда эта экономическая система исчерпала свой потенциал, и ее развитие привело советскую экономику к кризису, еще раз утверждалось, что единственная вероятная альтернатива для того, чтобы вынуть страну из кризисного сотояния и гарантировать её нормальное развитие в семье цивилизованных стран может быть современный рынок в СССР.

Во всех отношениях структуры советской экономики не только отличаются от тех, которые необходимы для функционирования рынка, но, в некотором смысле, настроены против них.

Подавляющее большинство предприятий принадлежит государству. Они подчинены в административных сроках министерствам и другим государственным органам, и должны выполнить свои заказы.

Рыночная экономика - экономика договора, экономика соглашений между равноправными партнерами, с развитой системой горизонтальных связей, основанная на инфраструктуре рынка - оптовые предприятия, фондовые биржи, банки, страховые компании, другие финансовые учреждения, разитое законодательство, регулирующее отношения между участниками на рынка, и т.д.

В принципе, почти все эти элементы существуют в СССР, но, можно было бы сказать, в выродившейся форме, иссушаемой живучести и реального содержания. В частности отношения среди партнеров обычно формализуются в договорах, но до сих пор они имеют вторичное значение. В значительной степени их содержание определено государственными заказами, лимитами на материальные ресурсы, регулирование, установленное государственными органами между потребителями и поставщиками, и ценами, которыми центрально управляют.

В СССР система цен, которой центрально управляют, основанная на стоимости, развилась десятилетия. Это характеризуется глубокими деформациями и расхождениями с мировыми рыночными ценами. В результате всего этого предприятия стали дезориентированными; они часто используют независимость, которую им предоставили в ущерб обществу, потому что их интересы и интересы потребителей отклоняются и иногда могут сверяться только через административное вмешательство. Нет никакой цены на землю и другие природные ресурсы с получающимися искаженными затратами и интенсивной ресурсами экономикой, характеризуемой бедным управлением основными ресурсами.

Другая важная характерная особенность советской ценовой системы касается непропорциональности в корреляциях розничных цен - бесплатном жилье, огромных продовольственных субсидиях - и, в то же самое время, высокими налогами с оборота на других товарах народного потребления. Это привело к серьезной и устойчивой нестабильности в структуре потребительского спроса и сформировало определенное предпочтение потребителей.

Низкие цены, гарантируемые государством, считаются само собой разумеющимся. Повышения цен, неизбежные во время перехода к рынку, будут восприняты всеми как нарушение принятых обязательств.

Переход к свободным ценам в СССР также повлечет трудности, следующие из структуры производства в советской экономике, ее разводе от структуры эффективного требования и большей фракции производства основных ресурсов и меньшей фракции производства товаров народного потребления. По этой причине так же как результат высокой степени монополизации, чтобы оставить ценовое регулирование повлечет за собой высокий показатель инфляции в течение долгого времени пока структура производства не принесена в соответствии со структурой спроса.

В некотором смысле советская отрасль напоминает машину, которая является комбинацией уникальных совокупностей, и все дублирование было устранено, чтобы произвести максимальный эффект от сбережений в масштабе производства. Другая аналогия также возможна, хорошо организованная административная система, вовлекающая очень ясное подразделение функций среди отдела. Никакое разнообразия нет вообще! В пределах такой системы конкуренция просто невообразима по технологическим причинам.

Выход из такой ситуации является очень трудным, потому что это вовлекло бы радикальное реструктурирование всего производственного потенциала. Принять передачу и разбивание существующих предприятий неизбежно и резко увеличит расходы в результате деспециализации.

В настоящее время правительство рассматривает варианты, на которых можно создать современную двухъярусную банковскую систему и направить операции Госбанка СССР к руководящим кредитам и денежной массе, применяя экономические рычаги.

Механизм рынка только тогда эффективен, когда экономика функционирует на принципах рынка. В условиях Советского Союза, это означает что нужно будет создавать финансовый рынок труда наряду с товарными рынками.

Один отличительный признак советского рынка труда - низкая мобильность рабочей силы, особенно в Средней Азии и Кавказе, который является в значительной степени вследствие определенной ситуации в регионах. Однако, есть другие факторы также, которые в большой степени ограничивают трудовую мобильность.

Рынок труда в его нормальных формах требует эффективной системы направления на работу и введения пособий по безработице, которые защитили бы работающих людей от превратностей рынка и освободят предприятия потребности иметь дело с соответствующими общественными заданиями. В Советском Союзе те учреждения также находятся в скрытом государстве. Система направления на работу там, но это неэффективно и нуждается в радикальном реструктурировании. Нет никаких пособий по безработице, и их введение в условиях огромного бюджетного дефицита, вероятно, будет слишком большим бременем на бюджете. Даже сегодня безработица существует на Кавказе, Средней Азии и некоторых других регионах. Введение пособий по безработице немедленно потребовало бы, чтобы главные распределения выплатили пособия тем, кто является уже безработным в это время.

Наконец, это - предприятия, которые в настоящее время должны иметь дело с главными общественными заданиями, включая задачу поддержания резервов трудовых ресурсов. Вызывание изменений в существующей ситуации вовлекло бы существенные социальные проблемы.

Мы планируем поддержать учреждение финансовых и рынков труда с соответствующим законодательством, пересмотром системы заработной платы и зарплат и программы социальной поддержки населения. Последний предусматривает исследование проблемы занятости, пособий по безработице и системы индексации дохода населения, которая, главным образом, нацелена на улучшение адаптации населения, и во-первых людей с низкими доходами, к условиям рыночной экономики, и гподготовть почву для введения свободных цен.

Переход к новой экономической системе неизбежно вовлек бы трудности, и вероятно снижение производства, тогда как особенно необходимо поддержать рынок потребительских товаров и уменьшить социальную напряженность. Неоценимым фактором смещения в этом отношении мог быть импорт товаров народного потребления и прямая помощь промышленно развитыми странами - особенно в то время, когда будут введены свободные цены. Люди могли жить с более высокими ценами, если они видят товары в запасе на следующий день.

В нашей стране противники рыночной экономики часто утверждают, что защитники реформ предлагают, чтобы Россия возвратилась в 19-ому и даже 18-ое столетие и пережила стадию первоначального капиталистического накопления со всеми сопровождающими социальными клеймами. Они утверждают, что в его начальных стадиях наш рынок будет столь нецивилизованным, чтобы поднять сомнение, стоит ли представить общество всем тем испытаниям. Прискорбно, есть некоторая правда в утверждении.

Однако, таких событий можно было избежать, прежде всего, полагаясь на мировой опыт и давая приоритет в развитии рыночных отношений к секторам экономики, которая может лучше всего ассимилировать тот опыт.

Рынок - социальное учреждение, которое требует определенных правил поведения от людей. “Экономическому человеку” с его врожденным рациональным поведением, сильно мотивированным соображениями личной прибыли, вычислением, которое стимулирует дух предприятия, готового рисковать и принимать личную ответственность за его действия, нужно дать общественное признание. Одинаково общество должно признать существенные различия в уровне жизни.

Модель, которая в настоящее время распространена в Советском Союзе, является моделью “административного человека”, чтобы использовать термин Г. Саймона - хотя в несколько различном смысле. Он обычно используется к подчинению и предоставлению заказов, к проживанию в структуре преобладающих вертикальных связей.

В его зависимой роли он, вероятно, покажет ориентировочное повиновение, он терпит к нарушения его гражданских прав, но с другой стороны он является склонным, чтобы стащить неконтролируемое превращение к действиям без правил. В роли супервизора он считал бы нормальным использовать свою власть и позицию - и не только в интересах выполнения его пошлины.

Более низкие страты иерархии ожидают, что верхние страты защитят их в большинстве отношений с внешним миром, признавая социальный патернализм нормой. Предпринимательские отношения далеки от того, чтобы быть общепринятым и, если и когда преследующийся, часто проявляйтесь в искаженных формах. Эгалитарные отношения широко распространены. Популярный ум рассматривает социальную справедливость прежде всего как равное потребление, а не равные возможности.
Чтобы усложнить ситуацию, существенная часть населения живет на краю бедности, делающей эгалитарное распределение, время от времени жизненно важное, тогда как почти невозможно дифференцировать фактические доходы и накопиться без предубеждения минимальному уровню жизни.

Точно те факторы определяют отрицательное отношение обширных страт населения к первым результатам начинающихся рыночных отношений и в особенности к кооперативам и частным предпринимателям.

По вышеупомянутым причинам формированию рынка и демонтированию управления - система команды будет неизбежно иметь тенденцию ухудшать политические проблемы и не заставлять небольшую часть людей поддержать консервативные политические взгляды и программы. Это было бы оправдано, чтобы сказать что согласие по национальному масштабу относительно реформ, консолидации большинства людей в защите перестройки, уверенности в правительстве и способности последнего продолжить вдохновлять ту уверенность через гибкие политики на основании долгосрочной программы, те факторы составляют политическую предпосылку для спроектированных изменений в условиях демократизации и гласности.

Все вышеупомянутое приводит нас к заключению, что процесс формирования рынка и его врожденных учреждений в Советском Союзе вовлечет большие проблемы. Лидеры страны и советские ученые и специалисты знают об этом. Меры принимаются, чтобы иметь те проблемы, последовательно имел дело с. С этой целью правовая основа устанавливается для рыночной экономики, и ряд программ составляются, который взятый вместе должен вызвать переход к рыночной экономике. Как на это указали, такие программы включают тех для устойчивых финансов, децентрализация экономики, социальной поддержки населения, антимонопольных мер и развития малого бизнеса. Интегрированная государственная программа формирования рынка в настоящее время разрабатывается.

Ключевой вопрос состоит в том, будет ли нам требоваться время для того, чтобы иметь дело со всеми вышеупомянутыми проблемами последовательным и интегрированным способом. Ухудшающаяся экономическая ситуация и рост социальных напряженных отношений, объединенных с дестабилизацией политической системы, могут требовать использования чрезвычайных мер, в особенности те, которые могут быть очень болезненными. В нашей работе есть все еще много недостатков. Однако, мы уверены, что выбрали правильное руководство и подготовлены преследовать нашу цель с определением и настойчивостью, требуемой ситуацией.

другие темы:

Закрытый сектор
Открытый сектор

Экстремальная политика
Операция - Преемник 2.0.
Психотехнологии на службе СЕКты
Заговор Коржакова
Операция - Преемник
материалы по ЭТЦ
Ельцинизм
The Tragedy of Russia's Reforms

кгб, гвишиани, римский клуб

Previous post Next post
Up