В "Онежской экспедиции" нам невероятно везло с местами остановок, ночевок и фото-стопов. Что ни локация, то двухсотлетняя и невероятно фактурная старина, с древними церквями и погостами. Именно такой оказалась деревня Сторожно - с двухсотлетней историей, старым погостом, церковью и маяком на Стороженском мысу. Именно здесь мы вкусили первые радости походной жизни - шашлыки, свежие овощи в большой миске да пара, припасенных специально для этого дела, муксунов. Приятным бонусом стала возможность преодолеть 399 ступеней винтовой лестницы и оказаться на вершине самого высокого на Ладоге, а по заверениям местных и в Европе, маяка.
01 - итак, Стороженский маяк - это действующий маяк на юго-востоке Ладожского озера, Строженском мысу. И уже четвертый маяк, что был возведен в этом месте. Первый маяк начали строить в марте 1800 года, однако первой же зимой он был снесен льдами. После починки маяк продолжил свою работу, в рапорте 1811 года про него было сказано, что маяк "равномерно находится в ветхом положении".
02 - следующий маяк тут появился в 1818 году. Деревянное пятиэтажное сооружение высотой в 10,5 саженей (22,5 метра), а еще через двадцать лет деревянное строение было заменено каменным, которое долгое время оставалось единственным каменным маяком на Ладоге. В 1900-1905 годах было принято решение нарастить каменную башню маяка до получения дальности освещения в 22 морских мили. Однако плохое состояние каменных стен склонило чашу весов в пользу постройки нового маяка.
03 - так, в 1911 году, появился четвертый и существующий до сих пор Стороженский маяк. На маяке используют линзы Френеля, которые обеспечивают дальность видимости белого света - 22 мили, а красного - 17 миль. Высота маяка от огня до уровня моря составляет 76 м. Аналогично
Осиновецкому маяку световым элементом маяка выступает 500-ваттная лампа накаливания.
04 - и вот, преодолевши 399 ступеней, оказываешься на галерее, что опоясывает маяк узким парапетом сантиметров в 40 шириной. Вокруг себя не развернуться - тесно, идея взять с собой фоторюкзак на галерею - плохая идея. Включаем задний ход, ныряем в узкую дверь, рюкзак долой, телевик на камеру и уже налегке возвращаемся на парапет. А виды отсюда открываются просто отличные.
05 - предзакатное небо подарило таки пару минут хорошего света и фактуры облаков. Надеялись с товарищами, что светанет по-настоящему, но всю свою фотоудачу, видимо, растратили, пока поднимались наверх :-( Но впечатлений это ничуть не испортило. Один подъем - настоящее приключение, а 70 метров бездны, от которой тебя отделяет только ажурная (но довольно крепкая, кстати) ограда, заставляют вжиматься спиной в столетний камень, что нехотя отдает тепло, нагревшись за день...
06 -
07 -
08 - в деревне нас встречал Алексей
phtimofeeff Тимофеев со своими дружелюбными питомцами, который любезно разрешил поставить автомобили на своем участке, чтобы ранним утром не помешать местным жителям, что уходят на рыбный промысел. И правда, я проснулся ни свет, ни заря, а вокруг нашего лагеря уже суетились две компании рыбаков, готовя лодки и снасти к выходу...
09 - единственный сохранившийся на берегу Ладоги памятник древнего зодчества - Храм Святого Николая Чудотворца. Здание 16 века, действующее. Сегодня активно реставрируется с прицелом на то, что Николо-Стороженский монастырь, упраздненный в 1764 г. при Екатерине II, будет восстановлен и вновь станет местом паломничества веруюших как и девять веков назад...
10 - местные рассказывают, что в лесу полно дичи - кабаны, лоси, да и дарами природы не обделены - грибы, ягоды - все есть. Но самое главное тут - воздух и какое-то пасторальное спокойствие. Чистый воздух с крепким ветром с озера отгоняют всех летающих гадов, а тарахтящий квадроцикл смотрителя маяка только добавляет очарования месту. Наши автомобили, с яркими наклейками и не менее яркими личностями внутри, смотрелись тут как пришельцы из другой галактики...
11 - собственно в этом кадре вся деревня Сторожно. Одна улица, церковь и маяк. Подномастырская (1838 г.), Сторожне (1862 г.), Сторожня (1856), Старожня (1885 г.), Сторожено (1933 г.). Довольно много названий для населенного пункта, который и в лучшие свои годы не мог похвастаться населением больше 172 человек. По состоянию на 2010 г. население составляет 41 человек...
12 - а вот плавательных средств тут кратно больше количества виденных нами автомобилей и даже людей :-) Основной промысел - рыбная ловля, а без лодки тут никак... Попадаются как вполне современные лодки, так и старые уже рыбацкие баркасы, которые дадут сто очков вперед самому современному и оборудованному катеру. Никаких тебе эхолотов, транцев и мягких сидений. Рыбный промысел - тяжелый труд, где нет места городским неженкам.
13 - каждый участник экспедиции, кто не поленился подняться на маяк, сделал подобный кадр. В таком же окне напротив лежала мертвая ласточка, но настроение было настолько благодушным, что делать кадр о бренности существования, скоротечности жизни и неизбежности смерти было просто лень. Опять же, о таких вещах задумываешься только оказавшись в локации, подобной этой, старый маяк, древняя церковь. Так ли часто удается побывать в этих местах, чтобы подобное взбрело в голову?
14 - как обычно, проснувшись раньше других немного погулял в окресностях лагеря, которой на фоне маяке выглядел очень даже уютно. Жаль, что ранним утром на маяк было уже не подняться - обильный завтрак, сбор лагеря, уборка мусора, не только своего (да и не мусорили мы особо, любой мусор сразу отправлялся в пакеты), но и предидущих отдыхающих, отняли изрядно времени. Пара прощальных кадров и в путь!
15 - кстати, моя память о туристических временах остановилась где-то на временном отрезке необъятных брезентовых палаток и неподъемных спальников, которые после каждой ночевки нужно сушить. А тут предложили попробовать автоматическую палатку
"Norfin" - легкую и компактную. Ребята, это тема! Достал из чехла палаточку, разложил на земле, потянул за шнурок и все, палатка установлена! Две минуты занимает весь процесс, никаких тебе штанг, шнуров и прочей фигни...
16 - дежурный кадр "Тыковки" на фоне уже второго маяка в ее жизни. Удалось похвалить себя за прозорливость, что вез с собой целый кляссер со светофильтрами. И сам воспользовался, и с товарищами поделился. Короткие свесы нашего автомобиля обеспечили ему, кстати, неплохую геометрическую проходимость, что мы в полной мере ощутили на грунтовой дороге ведущей к федеральной трассе "Кола".
17 - жаль, что не удалось побеседовать с настоятелем или работниками, которые занимаются реставрацией церкви. Слышал просто, что выделенные, по федеральной программе, на восстановление церкви деньги закончились, а новых взять особо негде. Но данный факт так и останется на уровне слухов пятилетней давности. Обилие стройматериалов вокруг и строительных же лесов позволяет надеяться, что восстановительные работы таки ведутся.
18 - эххх, в таком бы домике осесть на пару недель - вода из колодца, каша в чугунке из печки, а рядом озеро и церковь. Ботаника! Но домишке этому суждено превратиться в подобие склада для старых вещей, чуть поведи объективом в сторону и увидишь, что совсем рядом хозяева построили новый дом с печной трубой из нержавейки и крыши, крытой профнастилом. Удобно и современно, но душа есть только вот в таких старых домишках, а не современных новоделах...
19 - при подготовке материала наткнулся на
статью Саши
macos пятилетней давности, где он рассказывает легенды этого места про пиратов-разбойников и строительство асфальтированной дороги в Сторожно. Пиратов-разбойников тут давно уж нет, а асфальта так и не появилось. Если интересно, почитайте о причинах попытки строительства дороги в эту малонаселенную деревню.
20 - Сторожно-сити прощается с нами, а мы веселой компанией едем дальше, в Карелию!