Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!
C этих вкусных строк Гаврилы Державина начну рассказ про меню новогоднего стола в рабочем поселке Иркутской области годах этак в 1975-1980-х.
Начало про праздник
здесь.
Что касаемо салатов: изначально я помню два. Винегрет и салат «Оливье».
Винегрет заправлялся «вонючим» растительным маслом, а салат «Оливье» чаще всего сметаной - майонез удавалось достать не всегда.
Потом, уже когда я училась в институте - да, майонез появился в обмен на банки или разливной. Про это надо не забыть рассказать позже.
Но пока к «Оливье». Он был с картошкой. И с мясом, а не с колбасой - колбасу в нашем поселке едывали не часто, ее нарезали к столу на отдельную тарелку, а для салата отваривали свинину.
С мясом перебоев не было - практически в каждом дворе была скотина. Ее в ноябре начинали уже забивать, и к Новому году с мясом были все.
Еще из холодных закусок присутствовал холодец.
Его варили дня за два-три до праздника в огромных количествах.
Мне кажется, везде, куда только можно было его залить - его и заливали. Все салатники, глубокие тарелки, плошки и миски были им заполнены.
Был он плотным, а мяса под слоем желе было много. Мясо мама крутила на мясорубке, хотя, я знаю, многие предпочитали резать или разбирать на волокна.
Хрена к холодцу не помню, горчица подавалась.
Вот, собственно, с холодными закусками и покончено: два салата, холодец, маринованные овощи от дружественных венгров и свои собственные, заготовленные летом, колбаса, бутерброды с икрой, если в этом году ее удавалось добыть.
Еще могли порезать сало, которое тоже, конечно, всегда было в доме. Его нарезали мерзлым, тонко, когда оно таяло - оно уже никого не вдохновляло.
Но сало как-то праздничным не считали, поэтому резать его или нет, каждая хозяйка решала для себя.
У многих были грибочки.
Грузди, волнушки, рыжики - соленые, подавали их с растительным маслом и лучком.
Маслята - маринованные, их тоже могли сдобрить маслом, а могли и просто из банки выложить на тарелку.
Чуть не забыла про селедку. Она была безо всякой «шубы» - мода на этот салат до наших мест тогда еще не докатилась. Рыбу просто чистили, нарезали и выкладывали в селедочницу, сверху - колечки лука.
Еще почему-то надо было приложить рыбью голову, видимо, для создания целостного образа.
Селедка была «иваси», она мельче атлантической, но, на мой взгляд, вкуснее. Или это из оперы «тогда и трава была зеленее»?
Переходим к горячему, а то я уже на слюну изошла.
У нас в качестве горячего обычно выступали котлеты или голубцы. Все это тоже готовилось заранее - похоже, на подготовку праздничного застолья уходило не меньше недели. На огромных противнях выносилось на веранду, закрывалось газетой «Советская Россия» и замораживалось.
Котлеты, замечу, были размером с полтаза и без всякой панировки. Голубцы по размеру им не уступали.
К мясным блюдам гарниром шла картошка. Могла быть «круглая», т.е. просто отварная, а могла быть и толченка. Толченку сьедали в разы быстрее.
Завершали экспозицию морс из варенья (у нас в большинстве случаев - из смородинового) в кувшине, бутылка шампанского, вино (красное) и водка. Водка непременно переливалась из бутылки в графинчик.
Когда разливали, то вопрос задавался такой: «Вам беленькой или красненького?»
Чаще всего застолье откликалось на «беленькую». Шампанское особо не уважали, выпивали по традиции по бокалу за встречу Нового года и переходили к привычной выпивке.
Пили, кстати, немного. Мама у меня вообще не употребляла, папа мог по праздникам до первого маминого тычка.
Но в поселке в целом этот вопрос выглядел по-разному.
Давайте, с наступающим!
А в следующей части разговор пойдет о подготовке костюмов, елки и т.д. Так сказать, наряды и антураж.