25. Евреи.
Евреи были, похоже, единственным этносом в Российской Империи, который идентифицировался не по национальному, а по религиозному принципу. Принявшие христианство евреи таковыми уже не считались, и ограничения, распространявшиеся на евреев, их не касались. Евреям (иудеям) запрещалось проживание за пределами территории, ограниченной чертой постоянной еврейской оседлости и включавшей в себя западные и юго-западные губернии России. Даже за чертой оседлости евреям предписывалось жить в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Запреты не распространялись на лиц с высшим образованием, купцов первой гильдии, средний медперсонал и вышедших в отставку нижних армейских чинов. Помимо регионов, ограниченных чертой оседлости, еврейские общины исторически существовали в Закавказье и Средней Азии.
При подготовке материалов этой части обзора использованы следующие источники:
- "Народы России. Этнографические очерки", (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Этнографический сборник, вып. 5, 1862;
- А. Алексеев, "Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки", 1868;
- "Живописная Россия", т.5, ч.1, 1898.
В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов, фотографии и картины художников XIX века.
Чтобы получить понятие о русских евреях, какими они представляются в массе, необходимо прежде всего познакомиться с их религией.
Ни одно племя в мире не сосредоточило так в одном фокусе религии все стороны своей частной и общественной жизни, как племя еврейское, особенно у нас, в России, где многочисленные массы еврейства не прониклись еще европейскою культурою, где эти массы скучены в нескольких центрах, и еврейское общество деспотически угнетает всякую отдельную личность. Весь склад характера набожного еврея, его мировоззрение, понятия о добре и зле, о приличии и нравственности, вся его гигиена тела и души, все его отношение к своим и чужим, житейские радости и печали, загробные упования и страхи, наружная оболочка в внутренняя подкладка, все его прошлое и химерические ожидания в будущем - всё без исключения вытекает из его религиозных верований, основывается на религиозных учениях и афоризмах духовных учителей, коренится в многотомных фолиантах талмуда, в бесчисленных комментариях к нему, в древних сказаниях и в каббалистической науке.
"Живописная Россия"
Еврей так запутан в религиозных сетях, так обременен бесчисленными обрядностями, связан по рукам и ногам бесчисленными религиозными велениями, запретами, ограждениями к положительным и отрицательным законам, и ограждениями к ограждениям, так порабощен традиционными, отжившими свой век, обычаями, так запуган представлением о мстительности своего Иеговы, геенной и разной чертовщиной, что вся его жизнь превращается в беспрерывную цепь умственной и нравственной неволи, опасений, страхов и фатализма.
Евреи (мы разумеем ортодоксальные массы) знают только одно: жить и поступать, как жили и поступали их отцы, деды и прадеды, верить слепо во все, что прописано в печатной книжке вычурного заглавия, не докапываться, не разбирать, не мыслить и «не сметь своего суждения иметь». Отсюда тот умственный застой и косный взгляд на самые простые вещи, то недоверие к образованным собратьям, та отсталость от века, своеобразная нравственная физиономия и дикая боязнь пред всем, что носит отпечаток современного, свежего, живого, прогрессивного.
"Живописная Россия"
Вся масса русских евреев, кроме кавказских, подразделяется на три главных типа: польско-еврейский, еврейско-литовский или белорусский и южнорусский (в Малороссии, Новороссии и Бессарабской губернии). Отличительные черты польского еврея - угодливость, подобострастие, приниженность, льстивость с подкладкою расчетливости, хитрости и пронырливости.
Северо-западное еврейство, особенно же чисто литовское, отличается твердым, несколько даже черствым характером, силою воли и энергии, недюжинными способностями, нередко глубоким умом, большою склонностью к кляузничеству и сутяжничеству и отчаянною смелостью, переходящей нередко в нахальство.
Что касается южного, малороссийского и новороссийского еврейства, - оно, как по своей наружности и характеру, так и по общему своему направлению, манерам и дурному владению русскою речью,- далеко ушло вперед от своего прототипа и в настоящее время наполовину уже слилось с тем нееврейским народонаселением, среди которого живет и действует. Такому благоприятному результату в значительной мере способствовало отсутствие сплоченности здесь евреев в густые массы, главным же образом - полная свобода от гнета еврейско-кагального мнения и его строгого контроля.
"Живописная Россия"
Относительно телосложения и физических сил своих евреи разнятся по климатам и местам, где живут. Так, евреи Малороссии одарены крепким сложением, небольшим ростом и сходны вообще с малороссами; в Новороссийском крае и в Бессарабии, где они немногочисленны, евреи также отличаются крепким телом, но ростом превосходят малороссийских. С последними сходствуют евреи Украйны (т.е. Киевские и Подольские), но отличаются большею ловкостью и проворством. Евреи Волынские и Царства Польского отличаются вообще изящною красотою и ловкостью. В Литве и Белоруссии они, напротив, сложения слабого, уступают прочим в ловкости, но не в умственных способностях.
Этнографический сборник, вып.5
Еврей родится обыкновенно от рано женившихся родителей, телесные силы которых не успели вполне созреть. Младенца кормит женщина слабая и обременяемая разными неприятностями, как личными, если она бедна, так и общими, которые она терпит вместе с прочими своими единоверцами. Умственные силы начинают развиваться у мальчика весьма рано, и на пятом году уже его обучают грамоте. Пища, употребляемая евреями, не слишком питательна. К этому надобно прибавить раннее вступление в брак, обременение семейством с юных еще лет, разные ограничения по гражданскому быту, и тогда болезненный вид еврея (особенно скудных краев Литовского и Белорусского) и слабость телесных его сил не удивят наблюдателя.
Нельзя, однако, не признать, что многие из вышеприведённых обстоятельств имеют в некоторой степени свою полезную сторону. Ранняя женитьба спасает евреев от разврата и предохраняет их от болезней сифилитических, им совершенно не знакомых. Умеренное употребление пищи, кроме экономической пользы, устраняет другие болезни, облегчая пищеварение, чему, впрочем, содействует и отвращение, питаемое ими к пьянству.
Этнографический сборник, вып.5
Физиономия евреев вообще красива. Черные волосы, умные черные глаза, скорее с мягким, чем с блестящим взглядом, нос орлиный или иногда правильный, чрезвычайно белые зубы и смуглый, матово-бледный цвет лица - вот отличительные признаки их наружности. Но еврей узнается сразу, из целой толпы иноплеменников, не по этим признакам, а по какому-то исключительно ему свойственному, неуловимому, типическому отпечатку, которым проникнуто все его существо. Этот отпечаток встречается как между образованными, так и между необразованными евреями, между богатыми и между бедными и во всех странах. Выражение лица еврея, осанка, каждая черта в нем дышит чем-то робким, мягким, часто заискивающим и униженным. Сквозь эту мягкость пробивается его врожденная страстность, обнаруживающаяся в подвижности физиономии, в сильной жестикуляции, в резких переменах интонаций голоса и во взгляде, который, несмотря на его бархатистые переливы, способен иногда метать молнии.
"Народы России"
В доброте и милосердии евреев может убедиться всякий, кто захочет подробно изучить этот народ и беспристрастно отнестись к нему. В каждом еврейском обществе существует много благотворительных учреждений за счет обязательных взносов, и разве только самый бедный еврей уклонится от своей обязанности в этом случае. Состоятельные же евреи всегда помогают не только своим бедным родственникам, но и чужим. Сердце еврея от природы очень впечатлительно, мягко, кротко и сострадательно. В еврее легко возбудить участие к чужому горю, и, надо сказать, что в этом случае он не обращает внимания на различие национальностей. Сострадание евреев распространяется не только на людей, но и на животных. Закон предписывает им умерщвлять дозволенных в пищу животных таким образом, чтобы они как можно менее страдали.
"Народы России"
Все евреи считают себя равными между собою, равными пред лицом Иеговы, духовными поручителями друг за друга, обязанными помогать друг другу. Это оригинально-коммунистическое направление налагает на каждого отдельного еврея такие обязанности, какие едва ли знакомы лицам прочих европейских религий.
Выделяются две религиозные разновидности, две касты евреев: «миснагеды» и «хасиды».
«Миснагеды» встречаются в большом количестве преимущественно в литовских и белорусских местностях. Эта категория набожных служителей Иеговы строжайше блюдет букву талмуда и его классических толкователей, отрицая всякое произвольное мудрствование и всю каббалистическую науку, со всею её бесконечною, таинственною литературой. Миснагеды суть своего рода пуритане в еврействе. Они не вступают ни в какие компромиссы со своею религиозною совестью. Евреи этого закала отличаются серьезным религиозным направлением, стойкостью убеждений и правил, верностью однажды данного обета или слова.
"Живописная Россия"
Вторая же каста хасидов представляет противоположность первой во всем, и потому между этими двумя кастами искони существует непримиримая смертельная вражда, нередко выражающаяся в страшных взаимных преследованиях и даже в рукопашных расправах. «Хасиды» - самая фанатическая, самая нетолерантная, самая вредная и смешная в еврействе каста. Хасид - нечто похожее на факира, но без доброты, мягкости и искренности последнего. Хасид, по-видимому, гнушается всего земного и философствует по-диогеновски. Он - нечистоплотен, грязен и неряшлив, несмотря на частые купанья в омовенья во имя Иеговы. В отношении органических отправлений он непристоен, как самый отчаянный циник. Делая вид, что гнушается всего земного, хасид, тем не менее, обжора и лакомка, кроме того, имеет большую склонность к горячительным напиткам, «возвышающим дух».
Хасид небрежно относится к древнееврейской литературе, и ее поэзия ему не понятна. Строго говоря, он почти безграмотен. Тем не менее, это не мешает ему считать себя великим талмудистом, главное же - каббалистом. Этой последней науке, темной, запутанной более обыкновенной схоластики, построенной на тонкой паутине, лопающейся при малейшем прикосновении здравого смысла, - этой каббалистической науке, как высшей метафизике и черной магии еврейства, хасид отдает все свое время, все свои силы. Он втягивается со временем в эту отравляющую его ум науку, как потребитель гашиша, и, подобно последнему, черпает наслаждения из своих фантасмагорических галлюцинаций.
Хасидская каста, в свою очередь, подразделяется еще на две разновидности: хасидов белорусских и хасидов польских. Первая разновидность - меньшее из двух зол. Каста польских хасидов несравненно вреднее первых и пагубнее для темного еврейского населения. Литовских хасидов приходится обвинять в безделье и безучастности, в грубом, бессознательном эгоизме, в витании на крыльях дикой мистической фантазии в заоблачных сферах. Польские же хасиды, при абсолютном невежестве в еврейских религиозных науках, отличаются еще грубым шарлатанством, крайним корыстолюбием и наклонностью к цыганской эксплуатации простодушных верующих, доходящей до грубого шантажа, посредством запугиваний и угроз. Мировоззрения польского хасида превратны до уродливости. Во всем он усматривает чудеса, ангелов и демонов. Для него совершение всякого чуда так же легко, как проглотить рюмку водки. Из среды этих хасидов вырастают известные «цадики» (праведники) и «балшемы» (божественные маги, чудотворцы).
"Живописная Россия"
Сокрытие разумных мотивов и запугивание неразвитых людей мнимыми велениями высших или демонических сил в высшей степени вредно.
Рожениц, как известно, не оставляют одних в комнате, так как с их расшатанным организмом могут случиться такие патологические изменения, которые требуют неотложной помощи. То же самое опасение имеет место и в отношении мнимоумерших, ввиду чего требуется, чтобы покойников не оставляли одних, без надзора. Евреев же запугивают тем, будто бы к роженицам и покойникам, оставшимся без надзора, может забраться «нечистая демонская сила». Ввиду этого, евреи считают достаточным, что у кровати рожениц оставляют двухлетнего ребенка. В отношении же покойников случалось, что при первом слабом движении несчастного мнимоумершего, страж одним ударом своей тяжеловесной длани изгонял «нечистую силу» из «трупа», точнее, жизнь, начинавшую проявляться наружу.
Для еврея обязательны омовения с похвальной гигиенической целью; он же совершает это «для изгнания нечистой демонской силы, лепившейся-де к рукам». Для этого он считает достаточным только плеснуть водою на руки, хоть грязь на руках останется та же. В результате же оказывается, что набожный еврей полощется целый день в воде, как утка, и все-таки ему далеко до чистоплотности. Целые дни и ночи он зудит книги, и тем не менее остается неразвитым, творит сотни молитв, но не всегда безукоризненно нравствен и честен. И понятно: все это он исполняет как барщину, то для Иеговы, то для противодействия зльм духам, а потому, как говорится, «из-за деревьев не видит леса».
Заслуживает внимания следующая черта талмудистов. Если еврей в житейском отношении попадает в безвыходное положение, так что исполнение установленного делается уже невозможным, он изобретает разные довольно прозрачные уловки для обхода своего закона.
Мирянин-еврей обязан совершать в день такое множество кратких, длинных и длиннейших молитв и благословений Иеговы, столько обрядов и церемоний, что они положительно поглощают все его время, все его помыслы. Нет ни одного движения, нет ни одного явления во внешней природе, нет ни одной органической функции, которая не имела бы своей формулы, молитвы и благословения. К счастью, большую часть своих молитв и обрядов мирянин-еврей совершает машинально, автоматично, не слушая своих слов и даже не замечая, что он делает, так что вечное его жужжание, как муха, не мешает ни его мыслям, ни его работе.
"Живописная Россия"
В каждом еврейском местечке имеется по нескольку еврейских училищ, известных под названием «хейдеры». Он помещаются по большей части в конце города, в небольших грязных домиках, лишенных свежего воздуха. Училища эти делятся на высшие, средние и низшие. Кроме сих, есть еще и другие учебные заведения, именуемые «талмуд торы» и «ешиботы». Учителей во все училища избирают сами евреи. В низшие поступают учителями люди с ограниченными познаниями, а в высшие - хорошо знающие талмуд.
Так как евреи весьма уважают дело образования, то училища всегда полны учениками. Каждый родитель с наступлениеи дня побуждает сына скорее бежать в школу; даже в ненастную погоду самые малые дети не избавляются от школы, и их несут туда на руках родители или бельферы - учительские помощники.
"Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки"
Для вступления в брачную жизнь возраст у евреев не установлен. Случалось, что в брак вступали дети семилетнего возраста обоего пола. Наконец, русское законодательство определило норму возраста евреев для вступления в брак: для мужчин 18, а для женщин - 16 лет. На самый акт брака истый еврей смотрит не с естественной точки зрения, а с точки чисто религиозной. Иегова повелел: «Плодись и множись!» Кто не исполнит это, осужден на кару небесную. В набожной еврейской среде браки устраиваются между родителями жениха и невесты, помимо ведома главных заинтересованных лиц.
Нередко случается, что жених видит свою будущую подругу жизни в первый раз только после венца, когда она ему уже принадлежит «по закону Моисея и Израиля», потому что во время свадебных церемоний невеста покрыта плотною чадрою. Между тем, брак у евреев имеет вообще полный гражданский характер и ему не придается никакой синагогической таинственности. Мужчина может обладать женщиной не только посредством венчания, но и посредством обыкновенного домашнего письменного условия, или просто посредством уплаты ей серебряной монеты, самого мелкого достоинства. Брак так же легко расторгается, как и заключается: самая ничтожная причина, даже прихоть, считается поводом к расторжению брака. В этом отношении женщина пользуется совершенным равноправием с мужчиною. По еврейскому закону ей достаточно заявить раввину, что она питает отвращение к мужу, и раввин обязан развести ее. Вот почему в еврейской криминалистике нет случаев убийства одним супругом другого.
"Живописная Россия"
Как ни хододны, по наружным признакам, отношения между супругами, семейная жизнь их в действительности образцовая. Благодаря ранним бракам, евреи и еврейки не знакомятся в юности с развратом и проституцией. Исключения из этого сравнительно редки. Благодаря сбережению своих физических сил и отвращению к половому пороку, супруги дорожат друг другом и привязываются один к другому после брака, на прозаической почве супружеского сожительства, но без всяких сентиментальностей. Обыкновенно, супруги еврейские довольно плодовиты. Неверность супружеская, особенно со стороны набожной еврейской жены, вещь немыслимая. Неверность мужа, особенно не с замужнею женщиною и не с иноверкой, а со свободною еврейкой - не считается важным проступком.
"Живописная Россия"
А вот свадебные фотографии совсем других евреев - среднеазиатских, или бухарских. Тамошняя еврейская диаспора на момент присоединения Средней Азии к Российской Империи составляла около 15 тысяч человек. Фотографии сделаны востоковедом и путешественником Александром Людвиговичем Куном в конце 1860-х - начале 70-х годов и изданы в "Туркестанском альбоме" (1872).
В отличие от своих собратьев, живших за чертой оседлости и говоривших, в основном, на идише, среднеазиатские евреи общались посредством самаркандско-бухарского диалекта фарси или еврейского диалекта таджикского языка. Ниже представлены еще несколько фотографий бухарских евреев из "Туркестанского альбома" А.Л.Куна.
Раз уж речь зашла о диаспорах, нельзя не упомянуть евреев Кавказа. В Грузии и Армении с незапамятных времен существовали еврейские общины. Грузинские евреи пользовались грузинским языком или "киврули" - смесью грузинского и иврита. Еврейская диаспора в Армении была не столь многочисленна, как в Грузии, кроме того, в Армении активно шла христианизация еврейского населения. На севере и востоке Кавказа обитали ираноязычные горские евреи.
Евреи при выборе занятий, вообще стараются избрать такое дело, которое бы, по возможности, требовало как можно менее физической силы. Так мы видим между ними много портных, сапожников, часовых дел мастеров и проч. Причина, по которой у евреев так развито стремление к мастерству, заключается в том, что они тяжелым трудом заниматься не любят и хлебопашеством почти не занимаются. Поэтому, те из евреев, которым не удалось сделаться торговцами, озабочиваются по обучению детей своих грамоте, приучить их к какому-нибудь мастерству, чтобы они могли добывать себе насущный хлеб.
Живущие в юго-западных губерниях знают, как города и селения, занимаемые евреями, изобилуют разного рода мастеровыми, знают, как портной еврей усердно приискивает себе заработки не только дома, но и вне своей общины - в христианских селениях; и как, наконец, обшивает он и барина, и крестьянина, часто за ничтожную плату.
Кроме портных и сапожников есть между евреями и другие мастеровые, как-то: часовщики, золотых и серебряных дел мастера и проч. Последнее занятие они уже особенно любят; а если им не удастся сделаться золотильщиками, то, по крайней мере стараются быть медниками или лудильщиками посуды, но отнюдь не кузнецами. Про это занятие они и слышать не хотят. Молотом бить, говорят они, может только здоровый мужик, а мы слабы и нежны. Мы более способны к благородным занятиям.
Золотых дел мастерство привлекательно и потому для еврея, что научившись мало-мальски делать сережки и кольца, начинают уже ими торговать: ходят из одного места в другое со шкатулкою, наполненною разными галантерейными мелочами, в числе которых находится и его собственное изделие. При этом еще производятся всевозможные мены старых вещей на новые. Иной торговец, понабив порядочно карман свой, постарается непременно открыть свою галантерейную лавку и, смотришь, у такого мастерового прибыли гораздо больше, чем у кузнеца, который тяжелым трудом зарабатывает себе пропитание.
"Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки"
Кроме упомянутых занятий, евреи любят заниматься и медициною. Несмотря на то. что прежде не допускали их в университеты, являлось между ними много медиков, а еще более подлекарей. В каждом еврейском местечке найдете, если не два, то по крайней мере одного подлекаря, над домом коего висит красная тарелочка, показывающая его медицинское занятие, и каждый заболевающий еврей во всякое время обращается к нему за помощью.
Евреи весьма любят заниматься также и музыкою. Мы это можем доказать тем, что музыкантов-евреев очень много почти во всех полках и многие из них учились этому искусству еще дома. Нет в юго-западном крае ни одного города, ни одного местечка, где бы не было сколько-нибудь самоучек-музыкантов, которые играют довольно порядочно, в особенности духовные стихи и псалмы. Еврейские музыканты, составляющие как бы городской оркестр, веселят не только свою публику, но и христианскую. He обходится ни одной свадьбы ни еврейской, ни христианской, куда бы не были также приглашены еврейские скрипачи и цимбальщики повеселить пирующих.
Как правило, еврейский музыкант не ограничивается одним этим занятием, ибо он и музыкант, и слесарь, и лудильщик, и что хотите, только давайте деньги. Если он сам не сумеет сделать заказанную работу, все равно возьмется, снесет ее другому еврею, похлопочет, а работы уж не упустит, конечно не без выгоды для себя.
"Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки"
Кто бывал в общинах еврейских, тот не станет отрицать, что евреи имеют особенную привязанность и способность к торговле. У них это занятие (гандель) есть как бы наследственное. Дайте еврею 5 или 10 злотов - он накупит воску, табаку и других мелочей и этим начнет свои торговые обороты; а расчетливость и уменье сберечь добытую копейку дают еще возможность с успехом повести начатое им дело. Так поступают евреи не только в своих общинах, но даже солдаты из евреев во время своего нахождения на службе стараются от скудного своего жалованья сберечь несколько копеек и заняться кое-какой торговлею.
"Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки"
Нет ни одного города, ни одного местечка в юго-западных губерниях, где бы не было еврейских лавок со всевозможными товарами. Говорят, что евреи-торговцы не совсем честно ведут дела свои; мы опасаемся противоречить этому, имея в виду то, что талмудисты, учением которых руководствуются евреи, разрешают им при удобном случае воспользоваться, если только можно, тем, что имеет христианин, и это за грех они не считают. Воровать только воспрещает талмуд, все же то, что передано христианином еврею по ошибке, при покупке ли товара, или же при размене денег, то этого возвращать не следует христианину, ибо это его собственная ошибка. Потому-то некоторые евреи и за грех не считают принадуть христианина, и действительно надувают.
Была доселе в ходу между евреями и продажа вина. Не было ни одного города, ни одного селения в юго-западных губерниях, куда бы не проник еврей и не открыл корчму. Поляки-паны отводили им лучшие помещения в имениях своих, давали им в прислуги христиан и все, что необходимо для корчмаря. Евреи были у помещиков и винокурами, и продавцами вина. В городах, во всех почти домах распродажа вина производилась тоже евреями; этим занимались не только зажиточные люди, но и бедные. Через это занятие обеспечивались и те из них, которые не занимались никаким ремеслом и не производили никакой торговли. И чего нужно было более желать иному празднолюбцу еврею, когда от продажи вина он имел от крестьянина все: тот ему за рюмку водки и дров нарубит, и в доме кое-что сделает, так что еврей жил наподобие пана, и удивительно ли, что израильтяне, живя так, по большей части, до того изленились, что не умеют приняться ни за какую тяжелую работу.
"Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки"
Еврейские дома строятся один подле другого по большей части без дворов и огородов, весьма неопрятны, бедны и тесны. В маленьких этих домиках живут по нескольку семейств. Евреи строят дома свои вдали от христианских жилищ; а если и приходится им жить в смежности с христианами, то все-таки держат себя подальше от них. И это не столько потому, что каждому человеку обычно приятно жить с человеком своей веры, а потому, что они убеждены, что Бог ведом лишь во израиле. Не желая заразиться безверием иноплеменных, страшась навыкнуть их нравам и обычаям, они держат себя в замкнутости от иноверцев. Евреям приятно жить с евреями вкупе и потому, что с ними только после обеда и могут составить себе мезимен, т.е. совокупную молитву, которую они любят возносить после хлеба-соли по крайней мере втроем.
"Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки"
Евреи, как уже мы выше заметили, живут по нескольку семейств в какой-нибудь тесной и грязной квартире, куда часто загоняют кур, гусей и даже телят. Оттого-то в квартирах еврейских бывает вечная грязь и невыносимая вонь. Кто живал между евреями, тот вероятно знает, что они очищают грязь в квартирах своих только перед большими праздниками. Во многих еврейских домах можно встретить и хорошую мебель, но и эта мебель грязна, не вытерта и содержится всегда не в порядке. Рядом с хорошим креслом увидеть можно и ломаный стул; у иного еврея можно встретить даже серебряные подсвечники, но тут же рядом стоит и медный нечищенный подсвечник с сальным огарком...
"Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки"Домашней утвари, в особенности посуды, у евреев в массе бывает гораздо более, чем у прочих жителей, ибо каждый, даже самый бедный еврей имеет по постановлениям своего закона двоякую кухонную и столовую посуду и двоякие приборы: молочные и мясные, которые воспрещается употреблять вместе. У состоятельных евреев есть еще особая посуда для пасхи, так как в этот праздник нельзя по закону употреблять посуду, в коей готовили кислые приправы.
Образа у евреев запрещены. Это, впрочем, по толкованию раввинов, относится только к бюстам и вообще к выпуклым фигурам; писанные же картины дозволяются и имеются у более зажиточных евреев, как-то: изображение сцен из библейской истории, некоторые молитвы, списанные и украшенные политипажами и бордюрами, портреты знаменитых раввинов, а также прочие портреты, не относящиеся к еврейскому быту.
Повозки еврейских извозчиков отличаются от русских, именно: для клади они устроены по форме немецких фрактов и называются "бухты", а для пассажиров - довольно удобные и вместительные брички, известные под именем еврейских "буд" или "фур".
Этнографический сборник, вып.5
И в заключение этой части обзора - о евреях, проживавших в Сибири. К концу XIX века в городах Сибири насчитывалось около 35 тысяч евреев. Диаспора в основном сформировалась из бывших каторжан, ссыльных и вышедших в отставку солдат и кантонистов. Также в города Сибири приезжали евреи, имеющие высшее образование и - по специальному разрешению - раввины, так как своих религиозных учебных заведений у евреев в Сибири не было. Одного из таких раввинов мы видим на фотографии:
Я уже анонсировал дальнейшее направление нашего обзора: Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. Но прежде чем отправиться в путешествие по окраинам Империи, в следующей части обзора познакомимся еще с одним этносом, расселенным по всей территории России...
К оглавлению этнографического обзора